Применение технологии проектной деятельности в обучении английскому языку младших школьников в контексте положений национального проекта «Образование»
Национальный проект «Образование» – инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Применение технологии проектной деятельности (далее – ТПД) в образовании, в частности, в обучении иностранному языку способствует достижению этих целей.
Многие педагоги обращаются к ТПД, так как при ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:
– занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия, затрагивая эмоциональную сферу учеников, благодаря чему усиливается их мотивация;
– учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
– в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
– в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
– усиливается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить результаты своей деятельности;
– совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, оформлять результаты своего труда (написать и оформить сообщение, письмо, открытку, сделать аудио и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.), то есть, предоставить продукт.
Выполнение проектных задач и проектов позволяет учащимся видеть практическую пользу изучения иностранного языка, вследствие чего повышается интерес к предмету, исследовательской работе, появляется сознание необходимости применять полученные знания и умения в различных иноязычных речевых ситуациях, и все это способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
В своей деятельности с младшими школьниками мы с коллегами отдаем предпочтение творческим и практико-ориентированным проектам. Обучающимся 2-3-х классов предлагаются различные проектные задачи в конце каждой изученной темы, что позволяет достичь сразу нескольких целей: познакомить детей с основами проектной деятельности, расширить словарный запас, закрепить изученный лексико-грамматический материал и представить результаты своей работы (оформить учебный кабинет яркими и интересными работами). Постепенно задачи усложняются и переходят в реализацию индивидуальных или групповых проектов в 3-4-х классах. Наиболее успешные в этой деятельности обучающиеся представляют свои работы на научно-практической конференции младших школьников «Моё первое открытие».
На практике дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднения в языковом самовыражении. Для преодоления этих сложностей и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации мы используем элементы театрализации. На уроке это инсценировка небольших диалогов, а во внеурочной деятельности – постановка спектаклей на английском языке с последующей презентацией, как в гимназии, так и на ежегодном традиционном конкурсе «Talent Show». Также учащиеся 4-х классов, которые в нашем ОУ летом посещают языковой отряд «Лингва» лагеря дневного пребывания «Гармония», в конце смены представляют творческий отчет, чаще всего в форме инсценировки различных сказок на английском языке. Наши последние постановки: «Little Red Riding Hood», «The Princess and the Happiness», «Alice’s Adventures in Wonderland». Эта деятельность очень эффективна, поскольку даёт возможность каждому обучающемуся проявить себя вне зависимости от способностей.
Ниже в таблице представлена система работы по организации проектной деятельности младших школьников при изучении английского языка в МБОУ гимназии № 9.
Проектная деятельность на уроке |
Внеурочная проектная деятельность |
|
2 класс |
- Индивидуальные проектные задачи по темам: «My friend», «My family», «New Year’s Card» и др. - Мини-инсценировки диалогов. |
- Индивидуальные и групповые проекты на ежегодной неделе английского языка. - Творческие проекты отдельных обучающихся в рамках конкурса Talent Show.
|
3 класс |
- Индивидуальные и групповые проектные задачи по темам: «My favourite animal», «Birthday card» и др. - Мини-инсценировки диалогов. |
- Индивидуальные и групповые проекты на ежегодной неделе английского языка. - Театрализованные постановки в гимназии. - Творческие проекты отдельных обучающихся или групп в рамках конкурса Talent Show. |
4 класс |
- Индивидуальные и групповые проектные задачи по темам: «My day», «My country» и др. - Мини-инсценировки диалогов. |
-Индивидуальные и групповые проекты на ежегодной неделе английского языка. - Театрализованные постановки в гимназии в течение учебного года и в летнем языковом отряде «Лингва». - Творческие проекты отдельных обучающихся или групп на конкурсе Talent Show. - Представление исследовательских и практико-ориентированных проектов на НПК «Первые шаги в науке». |
Таким образом, проектная деятельность способствует не только достижению предметных результатов, но и развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности; в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику школы, адаптируются к современным условиям жизни. Не об этом ли идёт речь в национальном проекте?
Количество просмотров: 6420 |
Добавить комментарий