Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
Я простой учитель. Что побудило меня заняться театральной деятельностью с детьми? Я думаю, это радостные и счастливые глаза детей, которые научились разговаривать, танцевать, петь, держаться на сцене. Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…
Каждый ребёнок талантлив изначально, а театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Думаю, чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В этом году я начала работу по самообразованию над темой «Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка». Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Театральное искусство – это часть этой терапии. И как показывает практика, достаточно эффективное средство в процессе обучения и воспитания детей с проблемами как в учебной деятельности, так и в плане поведения. Популярность этого средства растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей. Театрализованная деятельность – это одна из форм познания окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя.
Главной целью в такой работе является создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Театральная деятельность предполагает такой уровень и такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда ребята радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое близким, непонятное – понятным, безразличное – значимым.
Театр – один из самых доступных и зрелищных видов искусства. Он учитывает определенные особенности детей младшего школьного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию). Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека познать мир.
Театр – это могущественная сила духовного воздействия на человека. Зритель воспринимает только результат творчества в других видах искусства, в театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает. У младших школьников еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия: при этом стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Маленькие таланты редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра.
Всем известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у школьников младших классов развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей. Театрализованные игры способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Ведь основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Ребенок, принимая участие в театрализованной игре, берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. Такой ребенок в будущем начинает отождествлять себя с полюбившимися героями и способен к такой идентификации, что позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Также происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность школьникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор. В педагогическом процессе образ способен выполнить функцию образца, который управляет дальнейшим поведением человека, то есть регулятивную или нормирующую функцию. Ребята сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Литературное произведение только подсказывает правильные действия. Но ведь их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Тематика может удовлетворять разносторонние интересы детей. Чем можно это объяснить то, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно? Ответы лежат на поверхности: приобщение к театру не носит массового характера, и значит часть детей остается вне этого вида деятельности; недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка; из-за поверхностного ознакомления с текстом в семье, формируется неправильное представление о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний. Театральные игры применяются в основном как «зрелище». Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения, однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек-масок, элементы костюмов героев переходят из труппы в труппу. Младших школьников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего школьника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности.
Я занимаюсь театром уже третий год. Работа по театрализованной деятельности проводится 3 раза в неделю. Одно направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей. Здесь я решаю следующие задачи: способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
Другое направление – работа над ролью. Здесь я решаю задачи иного характера, связанные непосредственно с ролью: знакомство с инсценировкой, о чём она. Какие события в ней главные? Знакомство с героями инсценировки: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; анализ придуманных поступков; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке; мимики, интонации; подготовка театрального костюма.
Развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды стараюсь обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка. Развивающую среду необходимо наполнить разными видами театров. В зону театрализованной деятельности необходимо помещать разные виды кукольного театра, детские рисунки, бросовый и природный материал, ткани. Это необходимо в целях реализации индивидуальных интересов детей. При создании развивающей среды нужно учитывать следующие правила: обеспечить баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организовать «зоны приватности»; предоставить права и свободы выбора; создать условия для моделирования, поиска и экспериментирования.
Провожу постоянную работу с родителями. Эта работа направлена на информирование взрослых о важности театрализованной деятельности для детей этого возраста. Взаимодействие педагога с родителями нацелено на ознакомление с формами организации совместной деятельности детей, родителей и педагога.
Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Муха-цокотуха», «Новая сказка про Машу и Витю из 3в», «Золушка». Развивая театральное творчество, дети постоянно играют, постигают мир и самого себя. Ведь театр целиком захватывает воображение детей, и в воображении ребенка появляются новые образы и представления, фантазия начинает активно работать. Театрализованная сказка активизирует ребенка, развивает и тренирует память, мышление, фантазию выразительность речи и движений.
Список литературы:
1. Ершова А. Театральное искусство на уроках в начальной школе.http://dramateshka.ru/index.php/education/6170-teatraljnoe-iskusstvo-na-urokakhv-nachaljnoyj-shkole
2. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.
3. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993.
Количество просмотров: 8836 |
Добавить комментарий