Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе
Курс истории Древнего мира является одним из самых интересных в школьной программе. Он содержит большое количество письменных исторических источников, благодаря которым возможно формирования не только предметных, но главным образом метапредметных результатов.
Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), выступают основой образовательного процесса.
Работа с текстом на уроках истории и обществознания отвечает сразу нескольким важным метапредметным результатам, согласно ФГОС ООО: «7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью…»[1].
Целью данной стати является иллюстрация методических разработок по теме «библейские сказания».
Данные методические разработки можно использовать как на уроках по соответствующей теме, так и на внеурочных занятиях.
Актуализацию знаний можно начать со следующего вопроса: вспомните, какой народ расселился между Египтом и Междуречьем на побережье Средиземного моря? Чем они занимались?
Учителю. Задавайте учащимся вопросы, обращаясь к карте. Одобряйте приемлемые ответы, но подведите к нужному выводу.
Ответ: на этой территории проживали кочевые племена, занимающиеся скотоводством. Среди таких племен выделились древнееврейские.
Задание 1. Определите, какие изображения связаны с историей древних евреев, а какие нет.
|
|
|
|
|
|
Ответ: А, Г, Д.
А) Гюстав Доре. Сюжет из Ветхого Завета: Моисей разбивает скрижали.
Б) Иллюстрация сюжета греко-персидских войн, когда Ксеркс приказал высечь море, потому что построенный персами мост был разрушен сильным ветром.
В) Древнее изображение финикийского корабля.
Г) Картина И. К. Айвазовского, иллюстрирующая миф о всемирном потопе.
Д) Лукас Кранах «Адам и Ева в саду Эдема».
Е) «Суд Осириса» – древнеегипетский рисунок на папирусе
Данное задание является актуальным для подготовки к ВПР по истории.
Раскрывая один из пунктов содержания данной темы о том, что древние евреи первыми пришли к единобожию, то есть стали почитать одного бога, можно построить материал следующим образом:
Иегова – имя бога, переведено в XV-XVI вв. западноевропейскими учёными. Нарицательным именем бога является Элох’и́м. Иудеи обращаясь к богу также называли его Адонай (Господь). Подлинное имя считалось таким святым, что нельзя было произносить его вслух. Современные учёные предпочитают употреблять имя Яхве.
Религия евреев получила название – иудаизм, основу её составляет Танах – «Священное писание», по содержанию с которым совпадает Ветхий Завет христианской Библии. Танах описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма.
Основателем иудаизма считается Авраам. Около 1800 г. до н.э. его семья обосновалась в Ханаане, где бог сообщил им, что они станут могущественным народом. Испытывая веру Авраама, Бог потребовал, чтобы он принёс в жертву сына своего Исаака. Однако, когда Авраам занес нож над ребенком, явился ангел и передал волю Бога пощадить отрока, ибо своим послушанием Авраам уже доказал свою веру.
Многие художники обращались к этому сюжету, например, Рембрандт «Жертвоприношение Исаака», Эрмитаж.
Часть Ветхого Завета, в который вошло сказание об Аврааме, в Танахе называется Берешит – в переводе с иврита «В начале». Там же содержатся, так называемые, мифы о сотворении мира, о первых людях, всемирном потопе и т.д. Повествование начинается с сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте.
Перед выполнением следующих заданий, учащимся предлагается познакомиться с двумя главами из Танаха.
Глава 1. Сотворение мира.
«1 В начале сотворения Элохим неба и земли,
2 Мир был безвидным и необитаем. Мрак покрывал (водную) пучину, а поверхность вод трепетала от дыхания Элохим.
3 И сказал Элохим: “Да будет свет”. И стал свет.
4 И увидел Элохим свет, что он хорош; и отделил Элохим свет от тьмы.
5 И назвал Элохим свет днём, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро – день один.
6 И сказал Элохим: “Да будет свод внутри воды, и да отделяет он воду от воды”.
7 И сделал Элохим свод; и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И стало так.
8 И назвал Элохим свод небом. И был вечер, и было утро – день второй.
9 И сказал Элохим: “Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша”. И стало так.
10 И назвал Элохим сушу – землёю, а собрание вод назвал – морями. И увидел Элохим, что хорошо.
11 И сказал Элохим: “Да произрастит земля зелень: траву семяносную, дерево плодоносное, производящее по роду своему плод, в котором семя его на земле”. И стало так.
12 И выпустила земля зелень, траву семяносную, по роду своему, и дерево плодоносное, в котором семя его по роду его. И увидел Элохим, что хорошо.
13 И был вечер, и было утро – день третий.
14 И сказал Элохим: “Да будут светила в небосводе, чтобы отделить день от ночи, они и будут знамениями и для времён, и для дней и годов.
15 И да будут они светилами в своде небесном, чтобы светить на землю”. И стало так.
16 И создал Элохим два светила великие – светило большее для владения днём, и светило меньшее для владения ночью, и звезды;
17 И поместил их Элохим в небосводе, чтобы светить на землю
18 И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Элохим, что хорошо.
19 И был вечер, и было утро – день четвёртый.
20 И сказал Элохим: “Да наполнится вода великим множеством живых существ; и птицы да полетят над землею по своду небесному”.
21 И сотворил Элохим рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми наполнилась вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их. И увидел Элохим, что хорошо.
22 И благословил их Элохим, сказав: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле”.
23 И был вечер, и было утро – день пятый.
24 И сказал Элохим: “Да произведёт земля существа живые по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их”. И стало так.
25 И создал Элохим зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Элохим, что хорошо.
26 И сказал Элохим: “Создам человека в его образе и подобии, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землёй, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.
27 И сотворил Элохим человека по образу его, отображением (славы) Элохим сотворил его. Мужчиной и женщиной – сотворил Он их.
28 И благословил их Элохим, и сказал им Элохим: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле”.
29 И сказал Элохим: “Вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу.
30 А всем животным земным и всем птицам небесным, и всякому движущемуся по земле, в котором есть жизнь, – вся зелень травяная в пищу”. И стало так.
31 И увидел Элохим всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро – день шестой».
Задание 2. Определите, к каким дням сотворения мира относится каждое из этих изображений.
День первый |
|
День второй |
|
День третий |
|
День четвёртый |
|
День пятый |
|
День шестой |
|
Ответ: Б Д В А Е Г
Данные иллюстрации к Ветхому завету – гравюры на дереве (ксилография), их нарисовал немецкий художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794–1872).
11 глава. О Вавилонской башне.
1 И был на всей земле один язык и слова одинаковые.
2 И случилось, что двинувшись они с востока и нашли долину в земле Шинар, и поселились там.
3 И сказали друг другу: “Давай наделаем кирпичей и обожжём огнём”. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины.
4 И сказали они (друг другу): “Давайте построим себе город и башню, главою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли”.
5 И сошёл Йегова посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Йегова: “Ведь народ один и, язык один у всех; и вот все что начали они делать – совершат, всё, что бы они ни задумали сделать – сделают!
7 Сойду же, и смешаю там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга”.
8 И рассеял их Йегова оттуда по всей земле; и они перестали строить город».
Задание 3. Подумайте, какое явление объясняется данным отрывком текста?
Ответ: Наличие у разных народов разных языков.
Учителю: И это древнее сказание послужило темой для многих картин. Если позволяет время, можно провести исследование, в процессе реализации которого ученики смогут погрузиться в мир ветхозаветных преданий.
Здесь уместна будет как групповая, так и индивидуальная формы работы. Примерные темы:
1. Сюжеты Ветхого Завета в живописи
2. Крылатые слова из Ветхого Завета
[1] фгос ООО, с 7.
Количество просмотров: 8590 |
Добавить комментарий