«Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина

 
 

Гончарова Галина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

 

«Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина

Данный материал можно использовать на уроках родной русской литературы. На основе этого исследования рекомендуется разработать систему уроков по творчеству В.М. Шукшина, позволяющих проследить распад связей между поколениями, выявить авторскую позицию по данному вопросу.

Мы родом из детства.

Из песни

О творчестве В. М. Шукшина написано немало критических статей, монографий, что свидетельствует о постоянном интересе к прозе писателя. Незатейливые сюжеты, бесхитростные, наивные «чудики»… За всем этим кроется глубокая мысль о нравственной ценности человека, взаимоотношениях людей в обществе.

Специфика прозы

1. Большинство рассказов писателя строится по определенной схеме: герой – «чудик», размышляющий о смысле жизни и не умеющий приспособиться к ее суровым, хитрым законам, попадает в неприятные ситуации, когда его не просто не понимают, а отвергают, высмеивают, и он, как правило, не может объяснить свою правоту. Характеризуя своих героев, писатель признавался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа».

2. В. М. Шукшин – писатель-«деревенщик», искренне озабочен всеобщим духовным кризисом, возникшим в начале 70-х годов прошлого века. Эта же мысль глубоко волновала и других писателей: В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. Особенно, по мнению автора, бездуховность касается горожан, где «человек портится и черствеет» (А.Макаров, критик). Поэтому его «чудики» – обычно сельские жители.

3. В некоторых рассказах Шукшин создает особенную пространственную организацию произведений: в маленьких по объему работах произведениях представляет несколько плоскостей повествования, создает «трехмерное» пространство. Одну сферу занимают герои-чудики, другую - все остальные, создающие правила жизни и требующие их соблюдения. Открытые и честные, «чудики» не понимают этих правил и не принимают их. Своим поведением они напоминают детей, с их непосредственностью и нравственной чистотой. Это иллюстрируют такие произведения, как «Критики», «Космос, нервная система и шмат сала», «Как зайка летал на воздушных шариках», «Сельские жители» и др.

По возрасту «чудики» взрослые люди, но по чистоте и искренности напоминают детей. Они органично связаны с миром детства.

Но есть и третий мир в рассказах Василия Макаровича – это мир творчества.

Особенность трехмерного изображения можно, по нашему мнению, рассмотреть на примере трех произведений, где налицо градация, отражающая распад связующих людей звеньев.

Особенности изображения миров

Три сферы, изображенные Шукшиным, существуют параллельно, изолированно друг от друга.

Мир взрослых – это искусственный мир, ограниченный придуманными условностями, «правилами». Здесь утрачена человеческая индивидуальность, статус личности определяется положением человека в обществе. Таковы Федор в рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках», гости из «Критиков». Федор занимает высокую должность, многое может сделать для себя и даже для других (например, устроить племянницу в институт). Он хорошо ориентируется в своем пространстве, знает его законы. О приезжих из Москвы гостях автор говорит мало, достаточно указать, что это жители столицы, поэтому позволяют себе снисходительно относиться к старику, смотрят на него сверху вниз. Картину взрослого мира дополняют другие персонажи рассказов: лицемерная жена Егора, легкомысленная супруга Федора, властный хозяин кабинета, где работал Егор, и т.д. Все взрослые, так или иначе, связаны между собой, и эта связь обусловлена все теми же «правилами», придуманными ими самими.

Мир детей противопоставлен миру взрослых. Он очень раним и беззащитен. Заболевшая Верочка, как зайка из сказки, ждет помощи от родителей. Ей достаточно еще раз услышать придуманную дядей историю о спасенном зверьке. По мнению автора, единение, взаимопомощь детей и взрослых необходимы тем и другим, т.к. играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Интуитивно дети понимают значение общения, тянутся к взрослым. Любопытно, что в мире взрослых нет общения как такового. Да, они разговаривают между собой, но их беседа лишена искренности, даже в разговорах им нельзя переступать границы условностей.

И, наконец, третий мир науки, искусства – особая сфера, созданная от души и для души. Именно эта сфера призвана объединять людей, больших и маленьких. С сожалением автор отмечает, что искусство перестает быть ориентиром в вопросе сохранения нравственности. Сказка для Верочки и ее дяди – поучительная история о взаимопомощи, для Федора – это мир, населенный совсем не сказочными персонажами, отталкивающая реальность. Кино в восприятии деда и внука – мир искусства, отличный от жизни, выставляющий человека не всегда в правильном свете. Для московских гостей кино – отражение настоящей жизни, потому что они сами живут в искусственно созданном мире. Сотворенные прекрасным ценности неверно истолковываются взрослыми людьми, искажаются ими. В единственном рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» только наука помогла людям услышать и понять друг друга.

Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»

В этом раннем произведении автора три мира еще не распались. Хотя проблема «отцов и детей» встает в сочинении остро, герои все-таки слышат друг друга.

Старик Наум Евстигнеич, герой рассказа, по заведенному им самим порядку (как и все взрослые, старик также создает свои правила) позволяет себе раз в месяц, после пенсии, изрядно выпить. Скупость мешает ему на следующее утро облегчить страдания - похмелиться. Несколько дней он болеет. Вся жизнь старика подчинена одной цели – жить для себя, делать все себе во благо: «…работать – это значит только для себя, на своей пашне, на своем огороде». Он не сомневается в правильности своего жизненного пути, сам себя уважает за умение жить: по сельским меркам является довольно зажиточным, заработал хорошую пенсию, умеет беречь деньги. Его квартирант Юрка беден. Мать Юрки, вдова, растит четверых детей, часто у мальчика не хватает продуктов до следующей поездки домой, и он ест хлеб с водой. Старик словно не замечает бедности ребенка, берет с него деньги за квартиру, продукты дает в долг. С полным правом поучает Юрку: «Иди на шофера выучись да работай. Они вон по скольку зашибают! Да еще приворовывают…». Старик смотрит на мальчика с высоты своего жизненного опыта, поэтому желание Юрки стать хирургом кажется ему глупостью, такой же, как глупость его собственных детей, променявших село на город.

Евстигнеича никак не назовешь «чудиком», более того, по своей житейской хватке он – типичный представитель мира взрослых.

Рассказ школьника о подвиге Павлова буквально потряс старика. Весь вечер он думал об услышанном, попросил Вовку показать фотографию ученого. На снимке увидел лицо ничем не примечательного человека, посвятившего себя служению науке, людям. Как Павлов сделал открытие в медицине, так и старик открыл для себя, что жить можно по-другому. Конечно, изменить себя Евстигнеич не может, но, возможно, станет помогать полуголодному мальчику, решившему продолжить образование. Духовный мир старика обогатился, он внял словам своего квартиранта: два мира еще открыты друг другу. Старик с одинаковым интересом слушал фантазии Юрки об инопланетянах и рассказ о подвиге ученого. Связующим звеном между мирами выступила наука, сфера, где не материальное положение определяет статус человека, а его интеллектуальные способности, умение служить своему делу. Евстигнеичу важно знать, были ли дети у ученого. Окружение родных, их поддержка, как и Евстигнеич, считает автор, особенно важны любому человеку. Произведение заканчивается глубоким выводом: «Одному плохо».

Рассказ «Как зайка летал на воздушных шариках»

«Трехмерность» свойственна и рассказу «Как зайка летал на воздушных шариках». В самом начале произведения отчетливо звучит мотив непонимания, можно сказать, душевной глухоты, причем, это касается не только чужих людей (например, кассира в аэропорту, не желающего продавать билет Егору Прокудину, хотя билеты были), но и родных. Федор и молодая супруга не понимают друг друга, в болезни дочери каждый обвиняет противоположную сторону. Жена Егора, Валентина, также считает поездку мужа в другой город блажью избалованных родственников. Впоследствии мотив непонимания усилится. Родители заболевшей Верочки не могут по просьбе дочери рассказать сказку, т.к. никогда всерьез не вникали в ее интересы. Взрослые и дети отчуждены, отдалены, хотя у тех и других существует острая потребность в единении.

В рассказе «Как зайка летал…» средством, способным восстановить родство душ, является мир сказок. Егор, добрый сказочник, сочиняет истории не о волшебниках и царевнах, а о простых людях, живущих в мире природы и взаимодействующих с ней. Такую сказку о бедном зайке, унесенном ветром вместе с воздушными шариками, он сочинил племяннице. В ней нет волшебства, зато есть взаимопонимание людей и животных, в данном случае – птиц. Как объясняет Егор, его сказки должны помогать детям взрослеть, учиться понимать ближних. Девочка, спасшая зайку, знала заветное слово, которое дошло до сердца каждой птахи. Сострадание к несчастному зайке роднит все живое, и благодаря этому зверек спасен. В произведении передана главная мысль о кровном родстве всех со всеми, которое взрослые давно забыли. И только ребенок чутко реагирует на рассказ о взаимопонимании живых существ, возможно, поэтому в трудную минуту хочет услышать нужную для нее историю.

Сказку, сочиненную для племянницы, Егор излагает старшему брату Федору, очень важному начальнику, умеющему жить в социуме и знающему все правила. По мысли автора, ему эта сказка в данный момент нужнее, чем Верочке. Федор находится в нелегкой жизненной ситуации: его действия как начальника подвергают критике, молодые теснят. Федор понимает, что его время прошло, но не хочет уступать место под солнцем. Егор, чувствуя состояние старшего брата, предлагает ему помощь, хотя бы добрым советом, но тот отвергает помощь.

Почему Федор не идет на откровенный разговор с Егором? Здесь можно назвать несколько причин. Он, старший в семье, сам всего добился в жизни, может ли младший брат, по его мнению, сказать что-то стоящее? Федор, властный, суровый, привык командовать людьми, а не советоваться с ними. Очень красноречива его манера общения с братом: «Напористо и поучительно ответил», «сердито» (На кого сердится?), «посмотрел на брата, стараясь взглядом донести…», «спросил брата, как спрашивал многих других на работе, чтоб не слушать ответа, ибо все ясно».

Да и сама сказка о помощи в устах Федора трансформировалась: начальники – «настоящие Змеи Горынычи», что ни «бабочка – то баба Яга», любопытно, что о своей молодой жене он совсем не высокого мнения: «…даже не баба Яга, а обыкновенная тряпочница». Получается, женщина, увлеченная собственным благополучием, желающая выглядеть модно и красиво (как раз дама из его круга), не заслуживает уважения.

Мир сказки роднит двух разных по возрасту людей: дядю и племянницу, но не доходит до сердца отца и уж вовсе не услышана матерью. Дядя Егор является проводником между этими такими разными и такими нужными друг другу мирами. Но мир взрослых остается глух к единению, он замкнулся в себе, оставшись наедине со своими проблемами и бедами. Забыв в прошлом детскую открытость и нравственную чистоту, взрослые так и не дошли до сознания, что «одному плохо».

Рассказ «Критики»

В рассказе «Критики» объединяющим началом должно было стать кино. Но произошло ли это? Рассказ начинается с характеристики героев, деда и внука, изложенной кратко, даже сухо: «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, - тринадцать. Дед был сухой и нервный, страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили». Подчеркивая разницу в возрасте, характерах, автор утверждает, что это не мешает двум родным людям быть добрыми друзьями. Физическая глухота деда не стала душевной.
Дед с внуком любили не только вместе ходить в кино, но и обсуждать фильмы. Старик остро чувствовал фальшь в киноленте и негодовал, считая, что нельзя выставлять людей неестественными. «Ваня-дурачок, - говорил он о главном герое фильма. – Поет и поет ходит… У нас Ваня-дурачок такой был – все пел ходил». Приводя примеры не только из своей жизни, но и жизни села, старик пытается доказать внуку, что странность в поведении человека делает его смешным и нелепым. Он сам, как ребенок, горячится, переживает. Внук понимает, что в фильмах прибегают к условностям: песня актера – режиссерский прием, позволяющий герою выразить чувства, передать внутренний монолог. Подросток не всегда соглашается с мнением деда, но готов выслушать его. Их споры – дискуссия уважающих друг друга сторон, прислушивающихся к мнению собеседника.

Приехавшие из Москвы гости снисходительно относятся к суждениям деда. Им, знающим жизнь, живущим по правилам, взгляды старика не просто не интересны, а кажутся глупыми. Так, увидев в игре актера, прямо скажем, недобросовестно исполненную роль, дед со свойственной ему прямотой и резкостью, заявил: «Ты вот смотришь и думаешь, что он (актер) правда плотник, а я, когда глянул, сразу вижу: никакой он не плотник. Он даже топор правильно держать не умеет». Гости не согласны с дедом, для них «киношная» иллюзия важнее реальной жизни. Чужие люди снисходительно пытаются растолковать старику задачи киноискусства. Возможно, с их мнением можно согласиться, ведь и Вовка не всегда единодушен с дедом, оскорбителен тон «высоких» гостей. Они говорят со старым мастером «заранее чему-то улыбаясь», «улыбались, когда разговаривали с дедом», «они были умные и все знали». Автор разделяет взгляды старика на гостей, ему, как и деду, неприятны высокомерие и откровенная насмешка солидных, казалось бы, людей. Как тогда в кинофильме, почувствовав фальшь в голосе приезжих, дед обиделся, разбушевался. Гостья вызвала милицию, старика, как хулигана, отправили в «каталажку». Душевная глухота оборачивается полным отчуждением, и нет героя, способного помочь людям преодолеть ее, как в рассказе «Как зайка …». В «Критиках» три мира распались, их отчуждение непреодолимо. Это больно ударило по самому младшему, Петьке, он «…залез на печку и там долго еще горько плакал, уткнувшись лицом в подушку».

Для мальчика происшедшее – первый урок предательства и человеческой подлости, когда сильные, внешне порядочные, умные люди проявляют невероятную черствость и, можно сказать, жестокость.

Ретроспективное изображение событий позволяет автору усилить мотив отчуждения. Разобщение родных людей, скандал в доме сына помещен в конце рассказа. Это заставляет читателей задуматься над вопросами душевного обнищания людей, причинами неблагополучия в обществе, поскольку они вторглись в семейные отношения.

Заключение

В известной сказке А. де Сент-Экзюпери есть прекрасные слова: «…все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Мнение французского писателя находит отражение в творчестве В.М. Шукшина, который по-своему развивает эту мысль.

В рассмотренных произведениях разобщенность миров обостряется. В первом рассказе Евстигнеич, далекий от науки человек, отвергающий «высокие материи», услышал слова Юрки. Может быть, не только потому, что мальчик был доказателен в своих утверждениях, сам старик, переживающий отъезд детей, пытается понять молодежь, поэтому открыт для информации, для человеческого участия. Героям не нужны посредники, они, споря и не соглашаясь, приходят к взаимопониманию. Мир детей и мир взрослых не просто находятся рядом, они проникают друг в друга, люди руководствуются истиной: «Одному плохо».

Во втором произведении распад пытается предотвратить Егор. Ему легче общаться с племянницей, чем с братом. Со свойственной ему добротой и открытостью он предлагает свою помощь Федору. Но тот, утратив нравственные ценности: доброту, сопереживание - не верит в чужую искренность. Всеми его поступками руководит трезвый расчет, он давно живет по принципу «Ты - мне, я - тебе ».

И, наконец, в третьем рассказе никто не пытается связать разорванную нить поколений. Искренность, честность мира детей не нужны взрослым. Они посажены «на науку поведения» (В.М. Шукшин), оградили себя условностями, поэтому детская непосредственность мешает им, кажется лишней.

Разобщение взрослых и детей, их непонимание – это не просто проблема «отцов» и «детей». У Шукшина все гораздо сложнее. Утрата взрослыми духовных ценностей чревата опасными последствиями. Общество, лишенное духовности, сострадания, придет к гибели. В русской классической литературе еще в XIX веке был создан портрет героя, Плюшкина, утратившего связь со своим прошлым. Убедительным наказом Н.В.Гоголя звучат слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Литература:

1. Горн В. Характеры Василия Шукшина – Барнаул, 1981. – 248 с.

2. Горн В. Наш сын и брат: проблематика и герои прозы В. Шукшина. – Барнаул, 1985. – 208 с.

3. Сигов В.К. Большой роман В. М. Шукшина. – Литература в школе. 1990. № 5, с.39-49.

Количество просмотров: 6669  

Добавить комментарий

1. Формирование надпрофессиональных навыков – основа воспитания личности 21 века
2. Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»
3. «Юные лыжники»
4. Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»
5. Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе
6. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»
7. И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе
8. Первое представление о лирической прозе. И. Бунин «Муравский шлях» (Приемы обучения смысловому чтению)
9. «Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина
10. Разработка мероприятия «День семиклассника»
11. Методическая разработка урока французского языка «День рождения моего французского друга (подруги)» по ФГОС ООО (5 класс)
12. Методическая разработка урока технологии в 6 классе
13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении»
1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы