Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»

 
 

Перегутова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением
предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 

Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»

Данная статья содержит методическую разработку урока развития речи по ФГОС ООО для обучающихся 5 класса по теме «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста». Основной методический прием на уроке – прием «клоуз-тест». В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами. Задача выполняющего клоуз-тест – вставить эти компоненты.

Главная цель работы с клоуз-тестом – научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой и грамматической организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).

Все этапы урока выстроены в соответствии с общей технологией клоуз-теста, изложенной в пособии под редакцией Н.В. Максимовой [4].

Цель урока – достижение следующих планируемых на уроке результатов:

предметных: повторение и закрепление термина «текст», «смысловая и грамматическая связи», «основная мысль текста и средства ее выражения», «прямое и переносное значение слова», «морфемика и морфема», знакомство с понятиями «метафора, эссе, миниатюра»;

метапредметных: формирование таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность смыслового чтения, коммуникативные способности (выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора; восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных точек зрения, основанное на критериях понимания смысла текста), контекстное мышление, развитие внутренней речи, развитие навыков работы со словарем;

личностных: формирование адекватной позитивной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование представлений об основных моральных нормах.

Урок проводится с использованием презентации.

Содержательно-технологическая карта урока

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствие. Анализ рапортичек по готовности к уроку. Отметка отсутствующих.

 

Мотивационный

- Сегодня у нас очередной урок развития речи.

- Скажите, о каком человеке мы можем сказать, что у него развита речь?

- Подытожим: на слайде вы видите характеристики человека, хорошо владеющего и недостаточно владеющего связной речью. Распределите эти характеристики.

 

СЛАЙД 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои т.зр.

 

 

Распределяют по столбикам:

 

хорошо владеющий речью

  • не делает грамматических ошибок
  • умеет связно и логично доказать свою мысль
  • связывает по смыслу и грамматически слова в предложении и предложения в тексте
  • большой активный словарный запас
  • легко пишет сочинения, пересказывает текст

недостаточно владеющий связной речью

  • понимает смысл высказывания, но не может связно и логично высказать свою точку зрения
  • недостаточный активный словарный запас
  • делает грамматические ошибки при согласовании слов в предложении и предложений в тексте
  • испытывает трудности при написании сочинений, пересказе текста

Целеполагание

- Если сегодня у нас с вами урок развития речи, то какие задачи можно сформулировать на основе распределенных характеристик? Чему мы сегодня будем учиться? Назовите ту задачу, которая важна именно для вас? Вспомните урок ОПД, с помощью каких слов ставятся цели и задачи?

СЛАЙД 2

На основе характеристик формулируют задачи, например:

  • научиться связно и логично доказывать свое мнение,
  • пополнить свой словарный запас,

научиться без ошибок связывать слова и предложения по смыслу и грамматически

Актуализация знаний

- Работа с какой языковой единицей поможет решить нам эти задачи?

- Что такое текст?

- Сегодня я вам предлагаю поработать не с простым текстом, а с клоуз-тестом.

-Что это такое? Какой основной принцип пропуска слов в таком тексте?

СЛАЙД 3, 4

- А как вы понимаете: смысловая связь и грамматическая?

- Задание:

1) в каких словосочетаниях нарушена смысловая связь?

2) в каких словосочетаниях нарушена грамматическая связь? Исправьте ошибки.

СЛАЙД 5

ТЕКСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят ошибки в словосочетаниях и исправляют их:

 

прочитать телевизор

прочитать книгой

 

пробежать танец

красивые танец

Первичное восприятие нового материала

 

 

- Итак, знакомимся с текстом с пропущенными словами.

 

Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста

СЛАЙД 6 +раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста

- Что в поведении скворца удивило рассказчика?

- Как вы думаете, почему же скворец прилетает каждое утро на яблоню?

Слушают текст М.Пришвина.

(…) скворец

Скворцы (…) и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее, росистое утро прилетает старый скворец и (…).

Вот странно! Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросли и (…)…

Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его (…), и поёт?

 

Высказывают свои т.зр.

Практическое применение знаний

Индивидуальное выполнение клоуз-теста

 

- Работаем с картой версий индивидуально. Помним, что подбираем слова на основе грамматической и смысловой связи. На столе Памятка работы с клоуз-тестом.

Подбирают индивидуально пропущенные слова.

Заполняют 1 столбик в карте версий.

Указывают схематично смысловые и грамматические связи вставленного слова с контекстом.

Фиксация возникающих в классе вариантов

 

- Та же задача, но работаем в паре.

 

 

 

- Перед тем как мы обсудим ваши версии, прочитайте получившийся у вас текст в паре. Нет смысловых и грамматических нарушений?

В паре подбирают пропущенные слова. Заполняют 2 столбик в карте версий. Указывают схематично смысловые и грамматические связи вставленного слова с контекстом.

Самопроверка через прочтение текста с вставленными словами.

Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом

Фиксация результатов работы.

 

- Итак, обсудим ваши версии. Предлагаю слово в заголовке вставить в самом конце.

- Какое первое пропущенное слово вы вставили? Обозначьте на доске грамматические и смысловые связи этого слова с контекстом.

 

Организуется интерактивный диалог.

- Какое слово вставили в заголовок?

 

Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом

 

- Сверьте получившийся текст с авторским (на СЛАЙДЕ 7)

Предлагают версии, схематично на доске показывают связи слова с контекстом. Объясняют грамматические и смысловые связи слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка. Заполняют 3 столбик карты версий.

Старый скворец

Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее, росистое утро прилетает старый скворец и поет.

Вот странно! Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросли и улетели…

Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поёт?

Чтение текста без пропусков

 

- Давайте прочитаем текст М.Пришвина

Читают текст

Промежуточный контроль усвоения знаний

Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств

 

- Какое из вставленных слов удивило вас больше всего, было неожиданным?

- А почему именно слово «весна» употребляет автор?

- В прямом или переносном смысле употреблено это в слово в тексте?

- Давайте проверим, дано ли это переносное значение в словаре?

- Символом чего является весна? - Как называется такое художественно-выразительное средство, основанное на скрытом сравнении? Метафорами чего являются времена года: зима, весна, лето, осень.

- Где мы уже встречались с подобной метафорой? («Муму», описание жизни барыни»).

- А к какому жанру принадлежит данный текст: рассказу, роману, повести или это стихотворение?

- На самом деле, жанр этого текста можно определить как эссе или рассказ-миниатюра. Найдите в толковом словаре определение этих слов: 1, 2 ряд – эссе, 3 ряд – миниатюра.

СЛАЙД 8

Высказывают свои т.зр.

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарем Ожегова.

 

 

 

 

 

«День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер был чернее ночи»

Рефлексия деятельности

Рефлексия:

- предметная (Что удалось понять?),

- операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?),

- личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).

 

- А как вы думаете, а вашей жизни была уже весна? Или все еще впереди? С каким временем года можно провести скрытое сравнение вашего этапа жизни?

Рассуждения уч-ся

 

- Найдите в тексте слова, правописание который регулируется правилами, изученными нами на прошлых уроках? (скворцы, выросли).

Вспоминают орфограммы с помощью справочника, подбирают слова, выделяют орфограммы в тексте (на распечатке).

 

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? Произведите морфемный разбор всех вставленных слов.

В карте версий (авторских) разбирают слова по составу.

Домашнее задание

- Обратите внимание, каким по цели высказывания предложением заканчивается текст? Раскрою тайну: этот рассказ М.Пришвина, по некоторым версиям, заканчивается не вопросительным предложениям, а имеет продолжение – еще одно предложение.

СЛАЙД 9

Записывают ДЗ

 

ДЗ: найти, как заканчивается пришвинский рассказ, ответить на вопрос: Как я понимаю смысл последнего предложения рассказа-миниатюры?

 

«Удивляюсь скворцу, и под песню его, косноязычную и смешную, сам в какой-то неясной надежде, ни для чего иногда тоже кое-что сочиню».

Приложение 1. Раздаточный материал для обучающихся к уроку

(…) скворец

Скворцы (…) и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее, росистое утро прилетает старый скворец и (…).

Вот странно! Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросли и (…)…

Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его (…), и поёт? (М. Пришвин)

№ слова

Мои версии

КАК СЛОВО СВЯЗАНО ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ? (стрелки)

Версия общая (в паре),

КАК СЛОВО СВЯЗАНО ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ? (стрелки)

Авторская версия

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

Памятка (для учащихся)

- Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).

- Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, – ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

- Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.

- Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

- С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.

- Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс]. – http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/entry/1000:2.

2. Бурцева, Е.В. Организация работы с текстом при формировании текстовой компетенции учащихся 5-х классов // Вестник ТГПУ. Томск, 2012. №10 (125). С. 205-210.

3. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций / Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – http://www.edu54.ru/user/3953.

4. Максимова, Н.В. О коммуникативных стратегиях учебного диалога // Русская словесность. 2006. № 1. С. 74-77.

Количество просмотров: 9439  

Комментарии

Спасибо! Вы выручили! Интересно, доступно для детей.

Страницы

Добавить комментарий

1. Формирование надпрофессиональных навыков – основа воспитания личности 21 века
2. Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»
3. «Юные лыжники»
4. Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»
5. Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе
6. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»
7. И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе
8. Первое представление о лирической прозе. И. Бунин «Муравский шлях» (Приемы обучения смысловому чтению)
9. «Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина
10. Разработка мероприятия «День семиклассника»
11. Методическая разработка урока французского языка «День рождения моего французского друга (подруги)» по ФГОС ООО (5 класс)
12. Методическая разработка урока технологии в 6 классе
13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении»
1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы