Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 
 
 

Шрейбер Елена Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 432»

 

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»

Цель: Систематизировать знания детей о временах года, о явлениях природы, о названиях месяцев.

Задачи:

1. Образовательные:

1) расширять и активизировать словарь;

2) закреплять обобщающие понятия;

3) развивать грамматический строй речи;

4) развивать связную речь.

2. Коррекционно-развивающие:

1) развивать зрительно-пространственное восприятие;

2) развивать мелкую моторику рук;

3) развивать слуховое и зрительное внимание, память;

4) активизировать процессы мышления;

3. Воспитательные:

1) воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;

2) развивать коммуникативную функцию речи;

3) развитие произвольного поведения.

Оборудование:

- картинки признаки весны, лета, зима, осень;

- компьютер;

- видеофайлы.

- бабочки, листья осенние, цветы весенние, солнце, коврики к каждому времени года;

В занятии использовались игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением времен года; чтение литературных произведений о временах года; дидактические игры: «Определи последовательность»; «Скажи правильно»; «Какое время года?»; словесные игры: «Доскажи словечко», «Какая погода?»; загадки; наблюдение в природе.

Ход НОД

Приветствие: игра «Доброе слово»

В круг ребята встали

И цветочек увидали.

Цветик нужно передать,

Добрые слова сказать.

Логопед как волшебница, входит и загадывает загадку детям:

Гостьи к нам пришли: седая, А за нею – молодая,

Третья ярко расцветает, А четвертая рыдает.

Ответы детей. (Зима, весна, лето, осень)

Логопед: «Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по временам года. На чем мы можем отправиться? (дети перечисляют все виды транспорта), (дифференциация основных видов транспорта: воздушный, наземный, водный, подземный, специальный).

У меня в руках волшебный цветок, у него  разноцветные лепестки. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по временам года с помощью «цветика-разноцветика».

Лети, лети, лепесток, (Движение руки волной)

Через запад на восток, (Руки в стороны)

Через север, через юг, (Руки вверх)

Возвращайся, сделав круг. (Повернуться вокруг себя)

Лишь коснешься ты земли – (Присесть на корточки)

Быть, по-моему, вели. (Встать И.п.)

Логопед: «Вели, чтобы мы перенеслись в осень».

Сели на коврик (осенние листики на коврике).

Дидактическая игра «Какая погода осенью?» (под звук бубна передают листик, бубен затихает, ребенок, в чьих руках окажется листок, подбирает относительные прилагательные).

Ведущий начинает предложение, дети заканчивают его определением осенней погоды, подходящим по смыслу:

Если идет дождь - … (дождливая, если сильный ветер - … (ветреная, если очень холодно и сыро - (холодная, сырая, небо все заволокло тучами - … (пасмурная… Но вот показалось солнышко и стало тепло - … (солнечная, теплая, на небе ясно, ни тучки - … (ясная, осень на дворе, погода - … (осенняя).

Презентация «Что происходит осенью? (дети перечисляют признаки осени).

Дидактическая игра «Зонт с листьями»

Логопед: «Посмотрите-ка какой зонт нам оставил «цветик» (раскрывает зонт, выпадают листья клёна, дуба, каштана, тополя, липы, рябины, ветка ели).Подберите листья, с какого дерева и какие листья упали»?

Ответы детей: лист с клёна – кленовый и т.д.

Логопед: «Молодцы, а назовите осенние месяцы»?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Психолог: «Молодцы! Продолжаем путь, но для этого вам нужно ответить на хитрые вопросы».

Игра «Хитрые вопросы»

Ведущий задает вопросы, если ответ на вопрос «да», дети хлопают в ладоши, если «нет», топают ногами.

  • Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы?
  • Если начинают опадать листья, наступает весна?
  • Дети идут в школу первого сентября?
  • Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках?
  • Зимой все звери готовятся к долгой спячке?
  • Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки?
  • Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды?
  • Весной возвращаются перелетные птицы?
  • Летом можно купаться в речке и загорать на пляже?
  • Осенью идут холодные дожди, желтеют и опадают листья?
  • Зимой люди надевают футболки, шорты, сарафаны?
  • Осень – прекрасное время года?

Психолог: «Возьмите цветочек и вставайте в круг, произнесем волшебные слова вместе» (звучит музыка).

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть, по-моему, вели.

Психолог: «Вели, чтобы мы перенеслись…..(после осени куда?)»

Ответы детей: «В зиму».

Сели (на зимний коврик). Синтепон, на нем снежинки (дети вокруг).

Психолог: «Давайте посмотрим, какие задания нам оставил цветик»?

Презентация-игра «Четвертый лишний».

Дидактическая игра «Признаки зимы» (на столе лежат лепестки).

Дети подбирают и кладут на лепестки цветка нужные картинки с признаками зимы.

Дети называют, что выбрали.

-Молодцы! Вы очень хорошо знаете, что происходит зимой.

Психолог: «Какие зимние месяцы вы знаете»?

Ответы детей: Декабрь, Январь, Февраль.

- Ребята, давайте вспомним с вами, какие узоры делает мороз зимой.

Творческое задание «Морозные узоры».

Цель: развивать мелкую моторику, фантазию, творческий потенциал.

Оборудование: манная крупа, пластиковые тарелочки по количеству детей (дно тарелки должно быть цветным: голубым, синим, фиолетовым, красным и т. д; можно вырезать окружность, соответствующего диаметра из цветной бумаги или картона и застелить ею дно тарелки).

Нужно насыпать тонким слоем манную крупу в тарелку и равномерно распределить ее по поверхности. Кончиком указательного пальца начинайте рисовать «морозные» узоры. Сильно надавливать не нужно. Если вы хотите создать новый рисунок, равномерно распределите крупу по поверхности и начните новый рисунок.

Логопед: «Становитесь в круг произнесем волшебные слова вместе» (звучит музыка).

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы перенеслись……

«И приведет нас листочек в следующее время года, А в какое именно вы узнаете, отгадав мою загадку»:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня…

Сели на весенний коврик с цветами

Логопед: «Интересно, какие задания нам оставил лепесток»?

Презентация «Признаки весны».

 «Весной наступает пробуждение природы, солнце начинает согревать землю, тает снег. Ребята, посмотрите на картинки, (слайды) помогите мне рассказать о весне. (Дети смотрят и описывают изображения. Педагог направляет и корректирует ответы детей, добиваясь последовательных, развернутых предложений). Появляются и расцветают первые цветы – подснежники, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Из теплых краев прилетают перелетные птицы, просыпаются и выползают насекомые.

Артикуляционная гимнастика про весну.

Дидактическая игра «Лужи – пазлы» (на полу).

Логопед: «Весной тает снег и образуется много луж, помогите эти лужи убрать. Подберите нужные пазлы и прочитайте слова, которые получились».

(весна, гроза, лужа, небо, туча (слоговой анализ + игра «Составь предложение»)

Логопед: «Какие весенние месяцы вы знаете»?

Ответы детей: март, апрель, май.

Психолог: «Ребята, продолжаем наше путешествие, но чтобы попасть в следующее время года, вам нужно сказать, что происходит, когда мы наблюдаем следующие природные явления».

Игра «Что происходит?»

Ведущий бросает мяч в произвольном порядке. Тот ребенок, который поймал мяч, должен подобрать к словам, обозначающим явления природы, названия-действия, например: «Что делает метель – метет, а ветер - … и т. д.

Гром-гремит;

Ветер-дует; Облака-плывут;

Мороз-трещит; Снег-падает;

Дождь-идет;

Солнце-светит;

Град-стучит;

Психолог:

«Молодцы, вы все справились с заданием, и поэтому мы отправляемся в следующее время года».

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» -приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я-…

Ответы детей: (Лето)

Психолог: Давайте произнесем волшебные слова вместе

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы перенеслись в лето.

Сели на летний коврик с солнышком

Психолог: Какие задания нам оставил лепесток?

Задание «Ориентировка в пространстве». Составление предложений с использованием предлогов, например, «Где порхает бабочка»? (над цветком, слева, справа, под, на, за)

Презентация - Игра «Найди отличия».

Психолог: «Молодцы, а знаете ли вы летние месяцы»?

Ответы детей: июнь, июль, август.

Логопед: «Давайте произнесем волшебные слова вместе» (звучит музыка)

Лети, лети, лепесток…

…. Быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы перенеслись в детский сад.

Итог: Какие задания выполняли мы с цветиком-разноцветиком? Что вам понравилось?

Логопед: Молодцы, вы справились замечательно и «цветик-разноцветик» оставил вам сюрприз-разукрашку с заданиями про времена года.

Количество просмотров: 7492  

Добавить комментарий

1. Формирование надпрофессиональных навыков – основа воспитания личности 21 века
2. Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»
3. «Юные лыжники»
4. Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»
5. Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе
6. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»
7. И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе
8. Первое представление о лирической прозе. И. Бунин «Муравский шлях» (Приемы обучения смысловому чтению)
9. «Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина
10. Разработка мероприятия «День семиклассника»
11. Методическая разработка урока французского языка «День рождения моего французского друга (подруги)» по ФГОС ООО (5 класс)
12. Методическая разработка урока технологии в 6 классе
13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении»
1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы