По страницам памяти... Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее

 
 

Иванова Наталья Александровна,

педагог-библиотекарь

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 с  с углублённым изучением

предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 

По страницам памяти... Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее

За какой срок люди полностью забывают прошлое? Пять лет? Десять? Пятнадцать? – Это зависит от человека. Я думаю, что каждое новое поколение забывает то, что было раньше. Каждое новое поколение не знает того, что происходило в то время, в которое оно не жило. Если ты не жил, то не поймешь. Люди плохо представляют то, как жили их родители.

Хочется напомнить, как это было, как это есть и как это будет… И это всё о нашей школьной библиотеке…

Библиотека – слово то какое,

Оно почти как Библия – святое.

Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,

Недаром говорят: «Аптека для души».

Библиотечно-информационный центр… Можно назвать это место в школе по-разному, но каждый человек в школе знает этот кабинет. Но он не учебный, он – особенный!

Чаще пишут летописи школы, а не школьной библиотеки. К 75-летию нашей школы хочется рассказать о нашей школьной библиотеке, потому что у библиотеки, как у человека, своя судьба, своя линия жизни. В необъятной России таких библиотек, как наша, великое множество. И все они вроде бы похожи друг на друга. Но главное их богатство, конечно же, люди, которые в них работают, сеют доброе, искреннее и человечное.

ПРОШЛОЕ

1946 год. На улице Первомайской, так называлась улица Забалуева, скромная улица, достопримечательностей никаких. По правую и левую сторону располагались дома частного сектора и унылые, мрачные длинные рабочие бараки засыпного типа, в которых жили переселенцы из европейской части страны.

В одном из таких бараков в декабре 1946 года была открыта начальная школа № 90.

На следующий 1947 год школа переехала в одноэтажное каменное здание. Более тысячи учащихся обучались в школе, занимались в три смены. Время было трудное, но мирное, школа была центром культурной жизни Западного микрорайона.

В 60-е годы прошлого века резко меняется внешний вид Западного микрорайона, бараки сносят, на их месте строят трех- и пятиэтажные жилые дома, и среди этих домов появляется новое трехэтажное здание школы по улице Порядковая, 10 А (улица Первомайская поменяла свое название).

70-й год прошлого века был радостным годом для учителей и обучающихся: все дружно переехали в новую школу.

15.08.1970 г. - школа получает новое трехэтажное здание по ул. Порядковая, 10А (ныне ул. Забалуева,10А), рассчитанное на 590 обучающихся; занятия были организованы в две смены. Школа имела просторные светлые классы, спортивный зал, учебные мастерские, просторную библиотеку и большую учительскую. Школа переезжала из одного здания в другое, менялись её адреса, названия, а вместе с ней меняло свое местонахождение, внешний облик, книжный фонд и школьная библиотека. Она всегда была особой частью нашей школы.

Для школы библиотеки – кладезь мудрости и интеллекта, поэтому школа и библиотека – две родные сестры.

С 1986 года и по настоящее время в школьной библиотеке работает Юшкова Татьяна Ивановна. Удивительный, уникальный человек. Профессионал с большой буквы.

Юшкова Татьяна Ивановна – «царица» информационного центра школы № 90. Всегда спокойная, уравновешенная, готовая в любую минуту представить необходимую информацию.

Она серьезно относится к самой себе и к собственной профессии, отыскав смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив лучом доброты и света.

Будни остаются буднями, но Татьяна Ивановна преображает их изнутри. Они наполняются смыслом служения людям, оживают, становятся многоцветными, как бесконечное множество книг, стоящих на полках информационного центра. Она испытывает радость от повседневного труда («…это я сделала, и это я сделала, ну, живем и трудимся дальше…») в том смысле, что трудится все лучше и лучше, повышает качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступенькам самосовершенствования.

У нее сильный характер, она «радуется трудностям и улыбается неприятностям», она умеет не только утверждаться внутри себя, но и искренне помогать окружающим рисовать главные жизненные задачи, заряжать энергией, силой, спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Школьная библиотека существует столько же лет, как и наша школа. Начиная с маленького помещения, очень немногочисленного фонда, библиотека сейчас занимает большие кабинеты, включает в себя читальный зал, компьютерную зону и очень богатое книгохранилище. Власова Татьяна Афонасьевна (директор школы с 1984 года) всегда внимательно и трогательно относилась к нуждам библиотеки, помогала в заказах художественной литературы, сама подбирала мебель, в читальный зал выбрала замечательную картину.

Школа 90 – по-своему уникальное явление. Расположенная на окраине города, в «рабочей слободке», она стала очагом культуры, храмом творчества, домом искусств. Лозунг «Искусство – в массы!» здесь стал реальностью. В этом огромная заслуга, прежде всего, директора школы № 90 Власовой Татьяны Афонасьевны, Учителя, Человека с Большой буквы.

Словесник по образованию, Татьяна Афонасьевна умеет донести до сердца своих воспитанников красоту литературного слова. Она стала инициатором создания в школе литературной студии «Орфей» и нашла чудесного человека, руководителя студии Лой Аглаиду Владимировну, члена Союза писателей России.

Ребята писали бейты, хокку, сказки, сонеты, баллады, на авторских вечерах школьные поэты читали свои произведения. Студия помогала становлению поэтов и прозаиков. Студийцы объединились вместе по счастливой задумке нашего мудрого директора Татьяны Афонасьевны Власовой.

Заседание студии «Орфей» с Лой Аглаидой Владимировной

 

Из воспоминаний студийцев «Орфея»

Барабанова Наталья,

главный редактор журнала «Молодость Новосибирска»

В школе была организована литературная студия «Орфей», руководителем которой стала новосибирская писательница Аглаида Владимировна Лой. Я с удовольствием посещала студию, и у меня появились первые публикации в газетах и журналах.

Занятия проходили в школьной библиотеке, где библиотекарем была Татьяна Ивановна Юшкова – чуткая, отзывчивая, добрая, душа нашей компании.

Помню, как она печатала на печатной машинке мои первые стихи и рассказы. Собирались раз в неделю, читали друг другу свои литературные опусы и подробно разбирали их. Было очень тепло, уютно и душевно.

Нельзя не выразить особую благодарность Татьяне Афонасьевне Власовой, директору школы, которая поддерживала наши начинания и всячески гордилась успехами своих учеников.

 

Некрасова Надежда

Мне было 13 лет, и у меня уже был наработан небольшой материал: стихотворения, рассказы. Как раз в то время начал свою работу клуб «Орфей», во встречах которого я с огромным удовольствием принимала участие.

Было очень интересно: в школьной библиотеке за чашкой чая с вкусным пирогом участники читали свои произведения, после чего шло их обсуждение. Каждый делился своими впечатлениями от услышанного. Атмосфера, царившая в те моменты, всегда была уютной и по-домашнему теплой.

Я с нетерпением ждала очередную нашу встречу, потому что было очень приятно оказаться в обществе единомышленников. Пусть прошло уже много лет с тех пор и мое творчество осталось на уровне хобби, но я до сих пор с теплом и трепетом вспоминаю наши встречи.

 

Холупенко  Андрей Леонидович,

учитель русского языка и литературы высшей категории

В тот далёкий теперь уже 1994 год, когда я неожиданно для себя пришёл трудиться в школу № 90, я нисколько не задумывался о том, что теперь представляется совершенно очевидным: «Ничего случайного на свете не бывает».

Но мне, пишущему эти строки, почти 55, а тогда было неполные 30. Годы пролетели, как одно туманное мгновение. Но в этих туманных миражах были и моменты истинного просветления. Школа 90, весьма обычная, как казалось бы, способна была почему-то такие моменты дарить.

Представим себе: лес, ни конца и ни края. Ты устал, хочешь есть и пить. И вдруг, как по волшебству, – земляничная поляна с родником чистейшей воды. Ешь и пей, сколько душе угодно! Вот примерно так у нас и проходил в школе процесс обучения. Конечно, многое на этой чудесной поляне появлялось благодаря личности директора - неповторимой Татьяны Афонасьевны Власовой. Но вот для меня лично тем самым живым родником на поляне стала студия «Орфей». Через «земляничные поляны» «Орфея» прошло немало наших учеников и учениц.

НАСТОЯЩЕЕ

Летит время, как песок в песочных часах… Меняется облик школы, школьной библиотеки. Приходят новые ученики, новые педагоги… Они создают что-то новое, интересное, но при этом не забывают старые традиции, которые формировались годами. Это здорово, потому что мы помним, ценим тех, кто передал нам в руки самое ценное – ПАМЯТЬ… А мы её передадим следующем поколениям…

А значит они и мы будем жить в памяти других. Мы оставим след на этой Земле. Будут помнить и о нашей школьной библиотеке.

С 2017 года в школьной библиотеке трудится педагог-библиотекарь Иванова Наталья Александровна. Наталья Александровна – человек творческий, она постоянно ищет новые формы работы с детьми, всегда идёт в ногу со временем, в образовательном и воспитательном процессе применяет современные информационные технологии, которые превращают мероприятие в увлекательную игру. На первом месте – интересы ребят, поэтому всё, что придумывает и организовывает Иванова Н. А., вызывает живой отклик в детях.

Наталья Александровна – человек неравнодушный, отзывчивый, болеющий душой за каждого школьника, поэтому дети чувствуют её искренность, душевность и платят ей любовью. Она постоянно в окружении ребят: то готовятся к празднику, то проводят какую-либо акцию. Наталья Александровна с душой проводит различные мероприятия для детей: игры и викторины по прочитанным произведениям, конкурсы рисунков, литературные вечера к юбилейным датам поэтов и писателей.

Вся работа школьной библиотеки направлена на повышение читательской активности обучающихся. В работе очень часто присутствует неразрывная связь поколений – это совместные встречи родителей и школьников.

Были запущены библиотечные проекты:

Проект «Мама читает мне»

Проект «Клуб активных читателей. Родители и дети»

Школьный проект «Колесо знаменательных дат»

Клуб «Почитайка»

Проект «Мой читающий класс»

На её литературных событиях создаётся такая аура общения, доброжелательности, тепла и уюта, которая сохраняется в душах много-много лет. У нас в библиотеке сказка живет! Благодаря неустанным трудам Натальи Александровны в «аптеке для души» всегда приятно и интересно.

Любовь к чтению не приходит к человеку сама по себе. Благодаря опыту, профессионализму и бескорыстной преданности делу Натальи Александровны, в библиотеку приходят ученики, педагоги и родители. Именно она знакомит школьников с прекрасным миром книг, миром реальности и фантастики.

«Как приветлив и мил этот книгообильный оазис мудрости, позволяющий из читателя сделать гиганта мысли». О многих делах, литературных событиях и акциях, проводимых Натальей Александровной, отзывы публикуются в электронной газете «Интерактивное образование» (2020 год - три публикации, 2021 год – одна публикация).

Наталья Александровна просто живёт школой, детьми, показывая своим отношением примеры добра, трудолюбия, добропорядочности, увлечённости своим делом и постоянного творческого поиска.

«Горит сама – умеет зажечь и других» – так можно сказать об Ивановой Наталье Александровне.

Чем мы живём сегодня…

Проект «МАМА ЧИТАЕТ МНЕ»

КЛУБ АКТИВНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Родители и дети

ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОЛЕСО ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ»

Проект «МОЙ ЧИТАЮЩИЙ КЛАСС»

КЛУБ «ПОЧИТАЙКА»

И ещё много интересного происходит у нас в библиотеке…

 

БУДУЩЕЕ

нашей школьной библиотеки глазами наших ребят XXI века

Быкова Мария, 5 «Г» класс

Индюкова Алёна, 5 «Г» класс

     

Красотина Екатерина, 5 «В» класс

Кривченко София, 5 «В» класс

Подоненко Анна, 5 «Б» класс

Полякова Анастасия, 5 «В» класс

 

Библиотека – это храм мудрости. В нем собрано множество книг. Книга – это машина времени, которая может поведать нам о прошлом, рассказать о настоящем, показать будущее.

Я представляю библиотеку будущего в школе № 90 как большой храм с множеством русских и иностранных книг, где технологии будут настолько развиты, что можно будет прочесть исторические летописи. Библиотеку моей школы я представляю просторной, уютной, красивой, где можно не только читать и наслаждаться книгами, но и саморазвиваться, учиться, получать новые знания.

Библиотека – священное место, в котором помещены все произведения великих людей и множество поучительных книг. Она никогда не исчезнет и будет всегда хранить прошлое, настоящее, будущее.

Половко Елизавета, 8 «А» класс

 

Для меня библиотека будущего в моей школе – это виртуальное пространство, обеспечивающее любой доступ к информации. Библиотека будет представлять собой информационный центр, где читателю будут предоставляться во временное пользование не только печатные, но и электронные или даже аудиокниги.

Также в моей школе я желаю, чтобы расширили границы библиотеки и она стала более просторной. Библиотека будет разделена на четыре секции: читальный зал, компьютерный зал, место, где будут храниться учебники и книги, и зал, где классам будут представлять презентации выпущенных книг. Главное в школьной библиотеке будущего – сохранить атмосферу уюта и тишины, а также все школьные традиции, которые нам передало прошлое поколение школьников. Сохранить читательские клубы и встречи с писателями разных книг. Так я представляю себе мою школьную библиотеку будущего.

Высотина Елизавета, 8 «А» класс

Библиотека – это не просто кабинет, это мир, в котором живут книги, знания, люди. Она остаётся в сердце человека светлым воспоминанием на его пути.

Приложение 1. Презентация «По страницам памяти…Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее…»

Количество просмотров: 8433  

Комментарии

Великолепно! Спасибо за трепетное отношение к истории школы! Отдельно: за Татьяну Ивановну!

Страницы

Добавить комментарий

1. Непрерывный профессиональный рост педагогов как необходимость в условиях вызовов новой реальности
2. Обучение системному мышлению как необходимый элемент образования в условиях вызовов новой реальности
3. Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках математики
4. Роль внеурочной деятельности в формировании читательской грамотности обучающихся
5. Формирование естественно-научной грамотности обучающихся
6. Современные образовательные технологии как средство формирования личностных универсальных учебных действий
7. Образовательный потенциал учебно-опытного участка школы
8. Лаборатория музыкального детского творчества
9. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
10. Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития детей с нарушениями слуха
11. Современные формы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса
12. Портфолио как технология практико-ориентированного деятельностного подхода в работе тьютора
13. Развитие коммуникативной компетенции студентов СПО через смысловое чтение аутентичного текста на основе смысловой догадки и интерактивного взаимодействия
14. Дистанционный формат обучения для обучающихся с нарушениями интеллекта как вызов новой реальности
15. Опыт разработки и применения заданий PISA-формата в целях формирования функциональной грамотности на уроках информатики
16. Развитие коммуникативной компетенции как средства социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха
17. Образование в условиях вызовов новой реальности
18. Образование в коррекционной школе в условиях вызовов новой реальности
19. Математическое образование как один из факторов социализации и адаптации детей с ОВЗ
20. По страницам памяти... Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее
1. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы