Роль внеурочной деятельности в формировании читательской грамотности обучающихся

 
 

Хабибулина Марина Борисовна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

Немыткина Михаила Юрьевича» г. Новосибирска

 

Роль внеурочной деятельности в формировании читательской грамотности обучающихся

Внеурочная деятельность по иностранным языкам имеет не только развивающее, но и воспитательное значение, поскольку расширяет знания учащихся, формирует их кругозор, развивает креативные способности, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

При этом внеурочная работа по предмету выступает естественным продолжением учебной деятельности, составляя единый процесс, который строится на принципах связи обучения с реальной жизнью, знакомит учащихся с событиями в стране и за рубежом, с интересными людьми-носителями языка. Принцип коммуникативной активности во внеклассной работе позволяет использовать значимый и доступный вид деятельности (ведение переписки с зарубежными друзьями, участие в драматических кружках и т. д.), где сочетаются коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия. Учет возрастных особенностей учащихся и уровня языковой подготовки, обеспечение преемственности внеклассной деятельности и уроков иностранного языка создают благоприятные условия для решения практических, образовательных и воспитательных задач, а также способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся.

Особое внимание в нашей деятельности мы уделяем драматизации. Как показывают и специальные исследования, и опыт педагогов, детей привлекает не только конечный результат работы над инсценированием художественного произведения, но и сам процесс драматизации, при этом высшей наградой становится скорее удовольствие, испытываемое ребёнком, нежели одобрение со стороны учителя или других взрослых. Драматизация пробуждает воображение детей, создаёт условия для более глубокого проникновения в смысл художественного текста, что, несомненно, способствует формированию читательской грамотности, даёт каждому ребёнку возможность выразить себя и понять другого, т.е. создаёт ситуацию успеха, которая помогает детям сделать процесс обучения осознанным, увлекательным, радостным.

В 2016 году для учащихся 3-4 классов в гимназии был организован театральный кружок «Звездный клуб». С тех пор в течение каждого учебного года ребята готовят две инсценировки: в первом полугодии это новогодняя сказка для гимназистов, родителей и учителей, а во втором – подготовка к конкурсу «Talent Show».

В работе со сказками можно выделить следующие этапы:

1. Просмотр произведения на иностранном языке.

2. Работа с текстом (выполнение различных заданий по содержанию сказки, выявление героев, обсуждение их характеров).

3. Работа со сценарием, распределение по ролям и чтение.

4. Заучивание текста наизусть, репетиции, подбор музыки и работа с декорациями.

5. Финальное выступление.

Учащиеся, получив роль, перевоплощаются в своего героя: эмоциями, интонацией, мимикой и жестами стараются показать характер героев, демонстрируют артистизм.

Также в системе ведется индивидуальная работа с детьми по подготовке к декламации прозы и стихотворных произведений на иностранном языке в рамках конкурса «Talent Show»: в 2020-2021 учебном году мы успешно выступили в новом дистанционном формате этого конкурса.

В этом направлении мы продолжаем работать и в летний период в лагере дневного пребывания «Гармония» в языковом отряде «Лингва». К концу смены всегда проводится отчетный концерт для ребят из других отрядов. Ребята участвовали в постановке сказок «Красная шапочка», «Принцесса и счастье», «Алиса в стране чудес», «Маленький Принц»; ими также был снят мультфильм «Груффало». Все учащиеся, ежегодно занимающиеся в отряде, с нетерпением ждут начала работы над новой постановкой. Летом 2021 года, помимо инсценировки, гимназисты участвовали в онлайн-марафоне «Новосибирск читает Пушкина», где декламировали стихотворение «Цветок» на русском и английском языках.

Также уже второй год обучающиеся 3-х, 4-х и 5-х классов посещают кружок испанского языка. Помимо работы с текстами, диалогов, декламаций, ролевых игр, в процессе изучения новых речевых структур ребятам предлагаются для просмотра видеоролики под общим названием «Habla con Ade» («поговори с Аде»). Эти видеофрагменты были записаны по просьбе педагогов гимназии преподавателем из Московского Института Сервантеса Аделаидой Хиль Мартинес. Практическое живое общение с носителем языка очень мотивирует учащихся, так как они понимают обращенную к ним речь (Аделаида использует в своей речи структуры, которые знакомы детям), а просмотр видео можно рассматривать как повод к  творческой деятельности. Аделаида рассказывает о себе и задает вопросы, потом обучающиеся совместно с учителем снимают и высылают свои видеоответы. Так решается одна из главных задач обучения иностранным языкам – использование языка как средства общения.

Таким образом, внеурочная деятельность играет важную роль в формировании, в частности, читательской грамотности обучающихся, органично дополняя деятельность, которая ведется на уроках в течение учебного года.

Количество просмотров: 11415  

Добавить комментарий

1. Непрерывный профессиональный рост педагогов как необходимость в условиях вызовов новой реальности
2. Обучение системному мышлению как необходимый элемент образования в условиях вызовов новой реальности
3. Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках математики
4. Роль внеурочной деятельности в формировании читательской грамотности обучающихся
5. Формирование естественно-научной грамотности обучающихся
6. Современные образовательные технологии как средство формирования личностных универсальных учебных действий
7. Образовательный потенциал учебно-опытного участка школы
8. Лаборатория музыкального детского творчества
9. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
10. Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития детей с нарушениями слуха
11. Современные формы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса
12. Портфолио как технология практико-ориентированного деятельностного подхода в работе тьютора
13. Развитие коммуникативной компетенции студентов СПО через смысловое чтение аутентичного текста на основе смысловой догадки и интерактивного взаимодействия
14. Дистанционный формат обучения для обучающихся с нарушениями интеллекта как вызов новой реальности
15. Опыт разработки и применения заданий PISA-формата в целях формирования функциональной грамотности на уроках информатики
16. Развитие коммуникативной компетенции как средства социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха
17. Образование в условиях вызовов новой реальности
18. Образование в коррекционной школе в условиях вызовов новой реальности
19. Математическое образование как один из факторов социализации и адаптации детей с ОВЗ
20. По страницам памяти... Летопись моей школьной библиотеки. Прошлое, настоящее, будущее
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы