Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края

 
 

Красильников Даниил Сергеевич,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края

Экскурсия является одной из форм обучения, что позволяет повысить качество знаний обучающихся и раскрыть интерес к изучению родного края и окружающего мира в целом. Практическая направленность в изучении окружающего мира всегда играла важную роль в развитии естественно-научной грамотности. Школа в наше время идет по пути формирования профильных классов в старшем звене. Рекомендации дают четкую картину для школ в вопросе о том, что должна включать в себя предпрофильная подготовка обучающихся в будущем. Она направлена на развитие индивидуальных потребностей ребенка, а также на тесное изучение школьных предметов и основ современного производства. В таких условиях возрастает роль связи теории и практики при изучении окружающего мира и истории в школе [1].

В школах сельской местности существуют более широкие возможности для применения теоретических основ этих предметов на практике через экскурсии. Именно через практическое применение знаний и осуществляется предпрофильная ориентация обучающихся.

Преподавание окружающего мира в начальной школе и истории в старшей школе немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве [2].

К. П. Ягодовский писал: «Главная цель всякой естественно-исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических и исторических процессов. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями». Обучающиеся смогут лучше узнать о своём родном крае, его истории и особенностях [3].

Так, мой 4 «Н» класс посетил экскурсию в Музее природы. На экскурсии дети познакомились с такой наукой, как палеонтология, узнали, как проходят раскопки настоящих палеонтологов, увидели останки скелетов древнейших животных, узнали, какими были самые первые животные и растения на Земле. Ребята с большим интересом слушали экскурсоводов, задавали вопросы. Именно с начальной школы у детей закладывается представление о таких науках, как биология и история.

8 октября 4 «Н» класс продолжил путешествие по музеям. На этот раз вместе с классным руководителем и родителями дети посетили филиал краеведческого музея, в котором была экспозиция под названием «Древняя Сибирь». Дети узнали о первых народах Сибири, изучили их быт, способы земледелия, рыболовства и скотоводства. У нас была хорошая возможность воспользоваться бесплатной акцией Краеведческого музея, которая предлагала различные экскурсии на любой вкус и возраст.

Помимо урочной и внеурочной деятельности, экскурсии связаны с проектной деятельностью. Это широкий диапазон для выбора тем в рамках проекта. Так, моим учеником был реализован проект в рамках экскурсии в рабочий посёлок Колывань. В данном проекте он раскрыл историю развития Краеведческого музея посёлка Колывань, составил хронологическую цепочку, проанализировал и обобщил материал в виде познавательного журнала, сконструировал макет краеведческого музея Колывани.

Каждая экскурсия, проведенная с учащимися, должна быть закреплена последующей проработкой в классе. Только тогда она может считаться законченной, когда весь материал, собранный на экскурсии, в достаточной мере обработан и изучен, когда руководителем и учащимися подведены итоги экскурсии. В течение экскурсии в сравнительно короткий срок школьники охватывают обширный материал.

Таким образом, можно сказать, что экскурсия – это неотъемлемая часть образовательного процесса, в рамках которого формируются компетенции в области естественно-научного и краеведческого образования.

Список литературы:

  1. Бейлина Е. В. Краеведческая деятельность библиотек Кемеровской области в 2007 г. // Библиотечная жизнь Кузбасса: производ.-практ. изд. – Кемерово, КемОНБ. – 2008. – Вып. 1 (59). – 162 с.
  2. Гридчина Ю. В. Стратегия перемен краеведческой деятельности областных библиотек в условиях новых информационных технологий [Электронный ресурс] / Ю. В. Гридчина.
  3. Захарова Г. Н. Новые информационные технологии в краеведческой деятельности библиотек на примере Белгородской области [Электронный ресурс] / Г. Н. Захарова.
Количество просмотров: 3678  

Добавить комментарий

1. Формирование начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарных педагогических классах
2. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
3. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
4. Отработка лексико-грамматических навыков по УМК Spotlight 8
5. Основные аспекты подготовки к чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля»
6. Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО
7. Интегрированный урок как стимулятор мыслительной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся
8. Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики
9. Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами
10. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
11. Внеурочная деятельность как средство реализации воспитательного потенциала в рамках изучения английского языка
12. CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»
13. Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника
14. Применение образовательных технологий в начальной школе
15. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
16. С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)
17. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края
18. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины»
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям
1. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы