Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО

 
 

Толстова Майя Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска

 

Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО

Перед современной школой ставится задача воспитания школьников, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения.

Необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, а больше неустойчив, эпизодичен.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке считаю учебно-игровую деятельность; дидактические игры; создание положительных эмоциональных ситуаций; работу в парах; групповую работу; проблемное обучение; использование ИКТ и других современных технологий.

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Младший школьник, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению, и его познавательная активность приближается к нулевому уровню.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Использование в работе со школьниками конкурсов разного направления, интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности обучающихся.

Основной целью работы учителя по формированию познавательной активности обучающихся начальных классов через участие в различных олимпиадах и конкурсах является создание следующих условий:

1) информированность обучающихся и родителей о прохождении конкурсов;

2) вариативность предлагаемых конкурсов по направлениям и степени сложности;

3) создание ситуации успеха;

4) яркий пример;

5) уверенность обучающихся в своих силах;

6) тесное сотрудничество педагога и родителей;

7) позитивная оценка деятельности обучающихся педагогом, родителями, одноклассниками;

8) наглядность результатов.

Конкурсы создают условия для формирования интереса к познавательной, творческой, исследовательской, интеллектуальной деятельности обучающихся разного возраста, для практического освоения информационных технологий обучающимися, что очень важно в современном мире.

Обучающиеся с удовольствием участвуют в тех мероприятиях, где задания интересные, увлекательные, иллюстрированные. Младшему школьнику важен результат: участвовал, трудился – получил в награду диплом или другой документ, который вызовет у него гордость и радость. В то же время задания должны вызывать небольшое затруднение, заставлять думать, размышлять, искать нужную информацию в разных источниках, тем самым приучая трудиться. Значит, у обучающегося формируются универсальные учебные действия, в приоритете – познавательные, так как задания по математике, русскому языку в основном составлены на проверку и развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей, осуществление сравнения, классификации, аналогии, анализа объектов и синтеза.

Считаю, что участие в дистанционных конкурсах – это своего рода подготовка к очным конкурсам и олимпиадам. У школьников есть возможность проверить свои знания и умения в домашней обстановке или в классе, не в стрессовой для него ситуации, что немаловажно для сохранения здоровья и создания положительной мотивации к таким мероприятиям.

Такие мероприятия не только развивают интеллектуальные способности, но и способствуют сплочению семьи. Задания, которые обучающийся в этот раз выполнит с помощью родителей или учителя, в следующий раз выполнит самостоятельно. Знания, полученные во время работы над содержанием конкурсов, обучающиеся применяют на последующих уроках. В таком случае и сами обучающиеся, и их одноклассники видят не только радость от полученного документа, но и пользу той информации, с которой работали.

Участвуя в одном конкурсе, обучающиеся коллективно обсуждают задания и помогают друг другу, что способствует формированию всех видов УУД:

– личностных универсальных учебных действий (школьники помогают друг другу) и коммуникативных (ученики общаются друг с другом, предлагают свою помощь, делятся информацией),

– познавательных (конкурс несет дополнительную информацию или затруднение, с которым должен справиться обучающийся, может быть даже с помощью взрослого, решив задачи: найти информацию, нарисовать, смоделировать, сравнить, проанализировать, обобщить, то есть выполнить ряд логических операций),

– регулятивные (обучающийся стремится выполнить задание хорошо, чтобы победить в этом конкурсе, он контролирует свою деятельность, и если в этот раз он не стал победителем, должен адекватно понимать оценку своей работы и проанализировать причины неуспеха).

Задания конкурсов, олимпиад, викторин, реализуемая программа по внеурочной деятельности «Одаренные дети» направлены на активизацию зоны ближайшего развития ребенка. Активное участие обучающихся во внеурочной деятельности, их трудолюбие и целеустремленность приводят к заслуженным победам.

В нашей школе уже стало традиционным участие в таких всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, как «Инфознайка», «Пегас», «Кенгуру – математика для всех», «British Bulldog», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Человек и Природа», «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», конкурсы образовательной платформы «Учи.ру». Ответственным за проведение и проверку многих из них в начальной школе являюсь я, награждена благодарственными письмами организаторов. За последние 5 лет количество участников в дистанционных олимпиадах увеличилось с 60 % до 75 % школьников, участие в отдельных олимпиадах доходит до 100 %.

Результат – повышение учебной мотивации, личностный рост, уверенность в своих силах и возможностях, смелость в реализации проектов, инициативность – именно такого ученика и должна выпускать современная школа.

Интернет-источники

1. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/04/10/olimpiadnoe-i-konkursnoe-dvizhenie-kak-sredstvo-razvitiya-odarennyh.

2. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/motivatsiia-obuchaiushchikhsia-k-uchastiiu-v-konku.html.

3. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://wiki.soiro.ru/Значение_конкурсного_движения_для_самореализации_учащегося_и_педагога.

4. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://офппт.рф/wp-content/uploads/2019/07/Деятельность-педагога-по-организации-олимпиадного-и-конкурсного-движения.pdf.

5. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/files/statia-razvitie-lichnosti-rebionka-cherez-konkursy.html.

Количество просмотров: 2404  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Формирование начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарных педагогических классах
2. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
3. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
4. Отработка лексико-грамматических навыков по УМК Spotlight 8
5. Основные аспекты подготовки к чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля»
6. Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО
7. Интегрированный урок как стимулятор мыслительной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся
8. Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики
9. Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами
10. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
11. Внеурочная деятельность как средство реализации воспитательного потенциала в рамках изучения английского языка
12. CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»
13. Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника
14. Применение образовательных технологий в начальной школе
15. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
16. С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)
17. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края
18. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины»
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы