Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника

 
 

Кириллова Марина Александровна,

учитель информатики

МБОУ СОШ № 29 г. Новосибирска

 

Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника

Современный ребенок окружен множеством разнообразных источников информации: телевидение, мессенджеры, просторы интернета, социальные сети – все это стало обыденностью, то есть тем, без чего он не представляет свою жизнь. Умение искать и правильно использовать информацию является одним из важнейших навыков современного человека. Уже в школе ученик сталкивается с большим объемом данных и информации, находящихся в свободном доступе. Задача учителя информатики заключается в развитии навыка критически оценивать полученную информацию. Говоря языком педагогической науки, в рамках цифровизации возрастает актуальность информационной грамотности ученика. Стремительный научно-технический прогресс расширяет сферы использования компьютеров и современных гаджетов в повседневной жизни. Для учителя информатики это является своего рода вызовом, определяющим необходимость научить ребенка быстро перестраиваться, безболезненно адаптироваться к инновациям.

Кроме того, в программе предмета встречаются темы, которые трудны для школьника. В основном, это темы, связанные с программированием, где понимание наилучшим образом достигается практическим решением задач. К таким темам, например, можно отнести «Алгоритмы и программирование» в 9-м классе, «Элементы алгебры логики» в 10-м классе, «Алгоритмы и элементы программирования» в 11-м классе. Основной причиной, на мой взгляд, является нехватка часов (при базовом уровне изучения предмета – 1 час в неделю).

Для помощи в усвоении названных тем, учитель может предложить школьникам разработать индивидуальные или групповые проекты по следующим темам: «Виды языков программирования», «Разработка сайта на тему «Алфавит языка программирования Pascal», «Алгебра логики и логические основы компьютера», «Компиляторы и интерпретаторы», Мертвые языки программирования».

Значительный образовательный эффект дают проекты, нацеленные на разработку приложений, например: «Создание электронного калькулятора на языке программирования», «QR-код, создание и применение», «Создание теста на языке программирования», «Разработка Telegram-бота на Node.JS», «Создание инфографики для решения логических задач».

Рассмотрим более подробно основные этапы работы над проектом.

Первый этап – подготовка. На данном этапе необходимо определить тему и цель проекта. Учитель может предоставить список тем (для каждой параллели он должен отличаться). Представленные темы могут быть взяты за основу, их можно дополнить, изменить или расширить, включив дополнительные задачи и практические задания. Учителю стоит учитывать индивидуальные особенности учащегося и уровень его осведомлённости в выбранной области. Например, если тема связана с разработкой теста на языке программирования, то сам тест может быть из любой предметной области наиболее интересной ребенку, что реализует и метапредметные направления проекта.

Второй этап – планирование работы над проектом, сбор информации. В большинстве своем учащиеся обращаются к ресурсам интернета. Роль учителя заключается в помощи выбора достоверных источников. Необходимо объяснить ученику, что необходимо прибегать к нескольким ресурсам; критично относиться к малоизвестным изданиям и фейковым страницам. Можно порекомендовать проверенные, авторитетные источники, например, электронные библиотеки. К числу таких относятся НЭБ.Дети (https://rgdb.ru/) – Национальная Электронная Детская Библиотека, бесплатная еженедельно пополняемая коллекция оцифрованных материалов из фондов РГДБ, библиотек-партнеров, частных коллекций. Особенностью библиотеки являются старинные редкие издания. Желательно подобрать также несколько печатных источников с целью закрепления навыка работы с различными источниками информации.

Третий этап – проектирование. Учащийся поэтапно выполняет поставленные задачи. На данном этапе важно научить проектанта применять современные технологии. Например, для проведения анкетирования можно создать on-line форму на одном из облачных сервисов (например, Яндекс Диск), далее ссылка распространяется среди респондентов, которые отвечают на вопросы с любого устройства, подключенного к интернету (компьютер, телефон, планшет и т.д.), а их ответы собираются в единую таблицу, которая сама по себе может быть одним из приложений проекта и ее удобно анализировать.

Четвертый этап – оформление результатов. Учитель контролирует процесс оформления проекта согласно критериям: структура проекта, требования к параметрам страницы и т.д.

Пятый этап – представление (защита проекта) и оценка его результатов. Ученик не только представляет проект, но и выполняет самоанализ.

Возникает вопрос: имеют ли образовательный потенциал групповые формы работы? Рассмотрим проблему на примере работы над проектом «Создание теста на языке программирования».

Если это проект индивидуальный, во-первых, план работы над проектом строится и отслеживается более четко; во-вторых, у учащегося формируется чувство ответственности, так как выполнение проекта зависит только от него самого; в-третьих, ученик, самостоятельно работая над проектом, приобретает опыт самостоятельной деятельности на всех этапах выполнения проекта: он пишет программный код, выполняет отладку программы и пр.

С другой стороны, при выполнении проекта в составе группы у учащегося формируются навыки сотрудничества. На каждом этапе работы над проектом выявляется лидер, который принимает решение, распределяет обязанности. При работе в группе можно совместно определиться с темой, провести «мозговой штурм», набросать список вопросов (например, каждый участник группы должен придумать определенное число вопросов), распределить объем работы, что значительно ускорит разработку продукта проекта.

Целесообразно ли к работе над проектом привлекать родителей? Безусловно, родители могут стать помощниками как ребенка, так и учителя. Но здесь кроется другая опасность. Родители по разным причинам берут на себя большую часть работы над проектом. В этом случае теряет смысл сама идея проектной деятельности учащегося. Родителей необходимо изначально нацелить исключительно на помощь ребенку в тех моментах, где он испытывает затруднения. Как родитель может помочь ребенку? Он может выступить источником информации или помощником в поиске нужной информации, например, сопроводить юного проектанта в библиотеку. Значима и посильная техническая помощь: фото- и видеосъёмка, монтаж материалов, установка необходимых программ.

Сеть Интернет предлагает ряд полезных ресурсов, которые можно порекомендовать юным разработчикам проектов. Так, «Российская электронная школа» (РЭШ) – это информационно-образовательная среда, которая объединяет ученика, учителя и родителя и открывает равный доступ к качественному общему образованию, независимо от социокультурных условий. Основные возможности РЭШ: современные педагогические технологии, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями; возможность построения индивидуальной образовательной траектории как на короткий период, так и на всё время обучения. Проект РЭШ предлагает демонстрацию подготовленных видеороликов; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей; творческие задания. К преимуществам платформы можно отнести представление учебного материала в новой форме, значительную теоретическую базу учебного материала.

Эффективную поддержку проектантам может оказать образовательная программа «Код будущего» – проект, который помогает школьникам 8-11 классов развивать свои навыки в области программирования и информационных технологий. Участники получают опыт работы в команде, разработки программного обеспечения, узнают о том, как работают компании, которые разрабатывают ПО. Учащихся регистрируют родители или сами учащиеся проходят регистрацию через Госуслуги.

Результатом проекта является его продукт, представленный в различных форматах, таких как созданная программа или сайт на одном из языков программирования, буклет (памятка, брошюра) с рекомендациями информационной безопасности, защиты ПК от вирусов и др.

Авторская разработка может быть размещена на собственном ресурсе, если продуктом проекта был разработанный веб-сайт.

Участие в конкурсах предполагает публикацию проекта. Например, такая возможность предоставляется в рамках всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ («Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Общероссийская общественная организация).

Помощником в публикации проекта может стать также Новосибирский институт современного образовния (http://www.nios.ru/konkurs), где размещено множество предложений об участии в конкурсах различного уровня. Ученику и его родителям будет понятно, где и как можно представить проект.

Учащиеся могут представить результаты своей работы в школе как «репетицию» основного выступления на городском, региональном или всероссийском уровне или же после участия, как отчет о проделанной работе. Формы представления могут быть разными: доклад – прослушивание презентации проекта; выставка или стендовая форма, отражающая основные этапы работы.

Как оценивать проект? Какие использовать критерии? К общим критериям оценки, помимо структуры, оформления, представления, можно отнести актуальность проекта, возможность и значимость его использования на практике. Очевидно, что показателем станет количество просмотров ресурса, размещенного в открытом доступе.

Рассмотрим проект «Разработка сайта с обучающими программами с помощью языков программирования JavaScript и HTML». Продуктом проекта является веб-сайт, в функционал которого входит проверка пользователя на знание словарных слов, на главной странице находится описание сайта, информация об авторе, а также кнопка «Начать тест», при нажатии на которую открывается вторая страница с заданием, словарное слово с пропущенной кнопки с вариантами букв, которые необходимо выбрать, после выполнения задания открывается следующее, всего 20 заданий. После того как тест пройден, открывается следующая страница с результатами. Если ответ был верный, то результат выделяется зеленым цветом и выводится слово «Правильно!», если буква была выбрана неверно, то выводится слово «Ошибка!». Под таблицей выводится итоговая строка с результатами. При желании можно пройти тест заново, нажав кнопку «Вернуться в начало». Практическая значимость проекта очевидна: самопроверка знаний словарных слов и возможность повысить эти знания.

Количество просмотров, отзывы пользователей могут стать дополнительным стимулом к участию в проектной деятельности, развитию информационной компетенции. А для учеников, испытывающих трудности в освоении программного материала, способом преодоления проблем в обучении.

Количество просмотров: 6773  

Добавить комментарий

1. Формирование начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарных педагогических классах
2. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
3. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
4. Отработка лексико-грамматических навыков по УМК Spotlight 8
5. Основные аспекты подготовки к чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля»
6. Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО
7. Интегрированный урок как стимулятор мыслительной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся
8. Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики
9. Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами
10. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
11. Внеурочная деятельность как средство реализации воспитательного потенциала в рамках изучения английского языка
12. CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»
13. Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника
14. Применение образовательных технологий в начальной школе
15. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
16. С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)
17. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края
18. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины»
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы