Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики

 
 

Вельмер Елена Карловна,

учитель физики высшей квалификационной категории

МАОУ ЦО «Развитие» г. Новосибирска

 
 
 

Полежаева Алла Валерьевна,

учитель физики высшей квалификационной категории

МАОУ ЦО «Развитие» г. Новосибирска

 

Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики

Оценка – это один из наиболее тонких инструментов воспитания.

В. А. Сухомлинский

Чем является в настоящий момент оценка? Возможны различные варианты ответа: инструментом в руках учителя; возможная мотивация для ученика; иногда причина отсутствия всякого желания учиться.

Оценивание учащихся – это проблема не отдельно взятого ученика или его семьи, а в большей степени школы, т.к. идущий процесс изменения образования, обусловленный введением обновленного Федерального государственного стандарта начального и основного общего образования в образовательный процесс в школе, требует качественно другого подхода к процессу оценивания.

К недостаткам существующей системы оценивания можно отнести:

– отсутствие четких критериев оценки достижения планируемых результатов обучения, которые были бы понятны и учащимся, и родителям, и педагогам;

– отметки, выставляемые учащимся, не позволяют определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Если сопоставить требования ФГОС к современному оцениванию учащихся (оценивание не только достигнутых образовательных результатов, но и процесса их формирования, оценивание осознанности каждым учащимся собственных особенностей развития) и способов оценивания (отметка, рефлексия, самооценивание, оценочное суждение, безоценочное суждение и т.д.), то наиболее эффективным является применение критериального оценивания.

У учащихся при систематическом применении учителями критериального оценивания появляется возможность:

– Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования своего результата, осознавать критерии успеха.

– Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

– Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

– Повысить мотивацию к самому процессу обучения.

Критериальное оценивание – это оценивание для обучения

Большая часть людей, связанных с процессом обучения со всех позиций, считает, что до сих пор оценивание происходит после процесса преподавания и обучения, т.е. это просто констатация факта уровня обученности. Требования сегодняшнего дня таковы, что мы должны коренным образом пересмотреть это мнение – оценивание должно быть неотъемлемой частью преподавания и обучения.

Это позволит работать с учащимися не только для повышения предметных навыков, но и формировать метапредметные УУД (способность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории).

Этим запросам наиболее эффективно позволяет осуществиться система критериального оценивания, включающая в себя:

– критериальное оценивание;

– формирующее оценивание;

– констатирующее оценивание.

Критериальное оценивание – это процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев.

Формирующее оценивание постоянно присутствует в процессе обучения и проводится систематично, обеспечивая постоянную связь между учителем и учеником для выявления трудностей, для того чтобы помочь ученику достичь более высокого результата путем корректировки учебного процесса.

Констатирующее оценивание дает всем сторонам образовательного процесса точную информации об уровне усвоения содержания учебной программы за определенный период (при завершении разделов учебных программ или определенного учебного периода).

Критериальное оценивание учебных достижений позволяет реализовать учителю:

– личностно-ориентированный подход, благодаря использованию разноуровневой дифференцированной шкалы оценивания учебных достижений;

– деятельностный подход, направленный на развитие самостоятельной продуктивной деятельности ученика;

– здоровьесберегающий подход, создание благоприятного психологического климата в классе.

К минусам критериального оценивания можно отнести затраты большого количества времени на подготовку учителя и то, что в итоге мы все равно все баллы переводим в оценку по 5-бальной шкале. Но и в самом «слабом» классе не совсем успешные ученики могут проанализировать свою работу и выделить даже незначительные успехи, увидеть рост своих достижений, определить то, над чем им нужно продолжать работать.

Таким образом, главный тезис работы – критериальное оценивание позволяет применить оценивание для обучения: оценивается, на каком этапе находятся обучаемые на этапе своего развития, подобрать индивидуальную образовательную траекторию для достижения необходимого уровня.

Разработка и применение дескрипторов и критериев

Определим еще раз суть понятия «критерий» и «дескриптор». Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень возможных видов деятельности учащегося, которую он показывает в ходе выполнения работы. Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и соответствуют определенному баллу.

Можно сказать, что дескриптор – подробное пошаговое указание действий для достижения цели, т.к. каждому дескриптору соответствует определенный балл за правильно выполненный шаг и при проверке работы мы сразу можем определить, где именно испытывает трудности ребенок, что требует дополнительного времени работы. В начале применения критериальной шкалы оценивания (как правило, в начале учебного года) мы подробно обсуждаем с учащимися и их родителями особенности данной системы оценивания, договариваемся о правилах применения критериев, привлекаем учащихся к совместной разработке дескрипторов по самым простым заданиям.

К трудностям по данному вопросу можно отнести то, что вначале сложно активизировать ребят с низкой самооценкой, непривыкших к самостоятельной деятельности, однако систематическое обращение к критериальному оцениванию формирует устойчивую обратную связь между учителем и учеником и позволяет улучшить качество обучения.

Применение критериального оценивания для различных видов учебно-познавательной деятельности ученика

Критериальное оценивание может применяться для различных видов учебно-познавательной деятельности ученика:

– описания физического явления,

– решения задачи,

– выполненного отчета по лабораторной работе,

– представленного постера как результат работы группы или защите другого вида творческой работы.

Структура оценочной шкалы может варьироваться, исходя из особенностей учащихся класса и целей урока.

Пример дескриптора для устного ответа по физическому явлению

Критерии для учащегося:

– дать определение явлению;

– подтвердить опытными фактами происходящее явление;

– объяснить явление на основе теории.

Схема выставления баллов

 

Дескрипторы

Баллы

  1.  

Имя ученого, который открыл явление, год открытия

1

  1.  

Определение явления

1

  1.  

Пример явления из учебника

1

  1.  

Собственный пример

1

  1.  

Опыт, который доказывает существоввание явления

1

  1.  

Объяснение явления на основе теории

1

  1.  

Могу привести и объяснить формулы, законы для разъяснения явления

1

  1.  

Применение и учет проявления явления

1

 

Итого

8

Когда мы только знакомим ребят с критериальной системой оценивания, вначале они получают готовые критерии и дескрипторы и учатся просто использовать их для самооценивания и взаимооценивания. Позже ученики привлекаются для обсуждения баллов за работу и еще позже сами предлагают свое участие в разработке критериев и определении ценности каждого критерия. Например, учащиеся 10 класса на уроке обобщения материала по тепловым процессам для работы групп предложили следующие дескрипторы для взаимооценивания обобщающего конспекта.

Работа над дескрипторами и критериями, определение баллов за работу может проводиться как классным коллективом, группой, так и парой учащихся. С большим удовольствием, особенно учащиеся седьмых классов, проводят самооценивание и взаимооценивание при решении задач у доски, это помогает им позднее правильно разобраться с собственным оцениванием итоговой работы. Ценным является так же и то, что учащиеся при этом дают рекомендации друг другу, над чем еще нужно поработать дополнительно. Также целесообразно изредка ставить текущую оценку ученику за оценивание одноклассника.

Пример дескрипторов для оценивания решения задачи по силе Архимеда

Задача

Будет ли плавать в воде яблоко массой 100 г и объемом 180 см3?

В какой жидкости оно сможет находится на плаву?

Критерии для учащегося:

– вычислить силу Архимеда;

– вычислить силу тяжести;

– сравнить силу тяжести и силу Архимеда;

– вычислить плотность яблока;

– сравнить плотность яблока и плотность жидкости.

Примерная схема выставления баллов

 

Критерии

Баллы

1.

Правильно записывает краткое условие задачи

1

2.

Правильно приводит формулу силы Архимеда

1

3.

Правильно приводит формулу силы тяжести

1

4.

Правильно делает вывод о условии равновесия яблока в воде

1

5.

Правильно вычисляет силу Архимеда

1

6.

Правильно вычисляет силу тяжести

1

7.

Правильно вычисляет плотность яблока

1

8.

Правильно применяет условие плавания тел к данной ситуации

1

 

Итого

8

При систематическом применении критериев для оценивания деятельности учащиеся отлично понимают различную ценность действий и перестают требовать высокие оценки за решение задач среднего и начального уровня.

Формирующее и констатирующее оценивание. Роль самоанализа ученика для достижения желаемого результата

Если мы говорим о развитии, обучении и мотивации ученика, все это позволяет сделать формирующее оценивание, которое, прежде всего, также нацелено на саморазвитие ученика.

Формирующее оценивание можно применять для того, чтобы:

– определить первоначальные знания ученика, еще до объяснения нового материала;

– для повышения интереса учащихся при постановке проблемного вопроса;

– для того чтобы вовремя учащееся увидели, где они допускают ошибки и вовремя обратились за помощью к учителю или однокласснику (кто играет роль консультанта определяется на каждом уроке заранее);

– для установления обратной связи с учащимися в процессе работы по новому материалу и своевременной корректировки хода урока и т.д.

Формирующее оценивание в основном делают безоценочным, это позволяет ребятам отвечать на вопросы более открыто и снимает излишнюю нервное напряжение. Если мы хотим проверить в первую очередь качество усвоения материала по определенному структурному блоку, то мы применяем констатирующее оценивание.

Констатирующее оценивание проводится в конце большого раздела или же в конце большого учебного периода (конце триместра, полугодия и т.д.). Практическая значимость констатирующего оценивания:

– оценивается только работа учащегося, не его личность, исключается предвзятость;

– результат работы учащегося сравнивается по разработанным критериям с эталоном правильно выполненной работы;

– учащийся хорошо усвоил четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и объяснить результаты родителям;

– оценивают у учащихся только ранее изученный материал, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Алгоритм применения формирующего и констатирующего оценивания деятельности учащихся на уроках логично происходит при планировании учебного процесса учителем:

– на основании учебной программы планируются образовательные результаты учащихся;

– планируются цели урока через результаты образовательной деятельности учащихся;

– формируются задачи урока через конкретные шаги деятельности учащихся;

– разрабатываются критерии образовательной деятельности учащихся;

– оценивается деятельность учащихся через дескрипторы;

– планируется осуществление обратной связи между учителем и учеником;

– определяется уровень достижений учащегося на пути достижения целей;

– корректируется индивидуальная образовательная траектория ученика.

Примерно такой же порядок действий применяется всеми учителями, использующими критериальную систему оценивания.

Актуальность методических рекомендаций обусловлена введением обновленного Федерального государственного стандарта начального и основного общего образования в образовательный процесс в школе, который требует качественно другого подхода к оцениванию.

Критериальное оценивание является в данном случае наиболее эффективным способом оценивания:

– система оценивания прозрачна для всех учащихся, родителей, учителей;

– дает возможность объективно и справедливо оценить результат работы учащихся;

– организовать процесс самооценивание и рефлексии учащимися;

– показать учащимся возможные способы достижения большей успешности;

– применять такие виды обратной связи с учениками, которые позволят эффективно корректировать процесс преподавания.

Изложенные в данной работе принципы применения формирующего и констатирующего оценивания, примеры критериев, дескрипторов, оценочных листов мы взяли из своего опыта работы. Мы считаем, что систематичное и продуманное применение критериальной системы оценивания приводит к изменению ролей всех сторон образовательного процесса:

– ученика – проектировщика своего образования,

– учителя – консультанта,

– родителя – создающего соответствующие условия для образования.

Нам удалось стать партнерами с нашими учениками в процессе учебы, получить более высокие результаты в образовательном процессе и самое главное – научить ребят быть ответственными за свои результаты, помогать учиться на своих ошибках, мотивировать учащихся на достижение успеха.

Список литературы

1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie- obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy- shkole.

2. Витковский А., Пинская М. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.

3. Крылова О. Н. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 128 с.

4. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Пособие для учителя. – Нарва, 2012. – 48 с.62.

5. Можаева. О. И., Шилибекова А. С., Зиеденова Д. Б. Методология системы критериального оценивания учебных достижений учащихся: учебно- метод. пособие. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017. – 38 с. 4. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/ Сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. – Б.: Билим, 2012. – 80 с.

6.Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.

7. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии. – 1996. – № 6. – с. 3-43.

Количество просмотров: 2732  

Добавить комментарий

1. Формирование начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарных педагогических классах
2. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
3. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
4. Отработка лексико-грамматических навыков по УМК Spotlight 8
5. Основные аспекты подготовки к чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля»
6. Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО
7. Интегрированный урок как стимулятор мыслительной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся
8. Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики
9. Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами
10. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
11. Внеурочная деятельность как средство реализации воспитательного потенциала в рамках изучения английского языка
12. CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»
13. Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника
14. Применение образовательных технологий в начальной школе
15. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
16. С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)
17. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края
18. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины»
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы