С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)

 
 

Кирилина Евгения Анатольевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

руководитель инновационного направления КНО

МАОУ ОЦ «Горностай» г. Новосибирска

 

С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)

Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) – это итоговые работы за курс начальной школы по трём предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Всероссийские проверочные работы оценивают уровень подготовки школьников с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Проводятся они по единым заданиям и оцениваются по единым критериям, разработанным для всей страны, в единые сроки.

Самой сложной, по мнению многих учителей начальных классов, является ВПР по окружающему миру. Не потому что дети не знают окружающий мир, которому уделяется по 2 часа в неделю на протяжении всех 4-х лет обучения, а потому что в ВПР включены вопросы, требующие знания по развитию речи, риторике (например, «опиши жизненную ситуацию, которая соответствует данной пословице или поговорке»), требующие практических знаний и умений (например, «на основе представленного опыта сделай выводы») и т. д.

Одними из самых сложных являются задания по краеведению. Дело в том, что в программах по окружающему миру не заложены часы на изучение родного края. Есть разделы по истории, географии, экономике, экологии, даже по финансовой грамотности. Но такого раздела, как «Изучение родного края/области», нет либо на него заложено минимальное количество часов.

Школы и учителя выходят из данной ситуации по-разному. Кто-то изучает родной край на одном из курсов внеурочной деятельности, кто-то – во время классных часов, кто-то сокращает часы по разделу «История» и проводит краеведение.

Но самое главное затруднение в том, что нет единого сборника или справочника, который бы помогал учителю и четверокласснику подготовиться к всероссийской проверочной работе.

В 2020-2021 учебном году у меня был выпускной 4 класс. И я столкнулась с проблемами, обозначенными выше. Конечно, материала в Интернете более чем достаточно. Но он весь разрозненный: на разных сайтах, часто с разными, а то и противоположными данными. Поэтому я приняла решение – создать для своих четвероклассников рабочую тетрадь, которая бы помогла им подготовиться к ВПР в разделе «Краеведение».

Начальным этапом стал сбор всех вопросов по родному краю, встречающихся во всероссийских проверочных работах в разных вариантах и проводимых в разные годы. Таких вопросов набралось около 40.

Далее я их рассортировала на два раздела:

1) вопросы о Новосибирской области;

2) вопросы о Новосибирске.

Попробовала из вопросов выстроить иерархию (например, от самых простых до самых сложных). Выстраивая порядок вопросов, поняла, что есть такие, которые нужно изучать только в школе, на уроке, а есть вопросы, ответы на которые ребенок может подготовить самостоятельно.

Самым сложным при подготовке сборника стал подбор информационного материала: карт, таблиц, текстов, схем и т. д. Например, подобрать географическую карту таким образом, чтобы, работая с нею, ученик смог самостоятельно или с помощью учителя или другого взрослого ответить на вопросы к ней.

Заполняя рабочую тетрадь, мы с ребятами выработали следующую стратегию: вопросы, касающиеся нового материала (работа с картами, текстом, таблицами и т.д.), разбираем все вместе на уроке. А вот задания, которые начинаются со слов «опиши», «напиши о…», четвероклассники будут выполнять самостоятельно. Например, вопрос № 13 «Опиши одно из этих растений. Как это растение используется людьми?», вопрос № 19 «Напиши об одном из полезных ископаемых, которое добывают в твоём регионе».

На следующем уроке обязательно спрашивала о том, что написали ученики. Таким образом другие узнавали новую информацию, и тем самым пополнялся словарный запас учеников и их знания.

К рабочей тетради есть приложения. В пособии есть вопросы, которые требуют от ученика описать то, что изображено на гербе (в нашем случае, на гербе Новосибирска и Новосибирской области). Мы с четвероклассниками внимательно рассматривали герб, называли то, что изображено, пытались догадаться о символах, заключенных в изображении гербов. После того как все догадки заканчивались, я раздавала небольшой информационный текст о гербе, мы его читали, сравнивали с тем, о чем говорили ранее, выделяли маркером важные места. Потом этот текст вклеивали в специально отведенное место в рабочей тетради (приложение).

Работали мы в пособии в течение трех месяцев (январь, февраль, март), выделяя на каждом уроке окружающего мира по 15 минут.

Для многих ребят эта тетрадь стала «кладом» собранной информации. И оформляли ее очень аккуратно и содержательно.

Некоторые из страниц рабочей тетради четвероклассника представляю ниже.

1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.

____________________________________________________________________

2. Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живёшь? (до 1926 года – Ново-Николаевск).

____________________________________________________________________

3. Запиши название района города, в котором ты живёшь.

____________________________________________________________________

4. Как называется главная площадь твоего города?

____________________________________________________________________

5. Что изображено на гербе твоего региона?

____________________________________________________________________

6. Напиши о своем регионе. С какими областями граничит, какие города есть в твоём регионе? Напиши об одном из этих городов. Чем известен этот город в России или твоём регионе? Какие полезные ископаемые добывают в НСО?

7. Внимательно расмотри схему, представленную ниже. Выдели маркером те отрасли промышленности, которые есть в Новосибирской области.

Напиши об одном из промышленных предприятий

_______________________________________________________________________________________________

Как сказано выше, учащиеся с большим удовольствием оформляли данную тетрадь, потому что понимали всю важность проделанной работы. Если не хватало места в самом пособии, ребята делали различные вклейки по своему усмотрению. Приведу в пример несколько фотографий из заполненных тетрадей учащихся.

 

Подводя итог, отмечу результаты ВПР моих учеников по окружающему миру.

Всего учеников

Написали на «3»

Написали на «4»

Написали на «5»

32

2

13

17

С заданиями, связанными с краеведением, справились почти все на «отлично».

Конечно, хорошо написать ВПР – это не совсем тот результат, к которому я стремилась, разрабатывая данное пособие. Самое главное, учащиеся приобрели навыки, которые прописаны во ФГОС НОО и которые им пригодятся в дальнейшем:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В 2020-2021 учебном году данное учебное пособие было представлено как конкурсный материал на XIII открытый региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха». Работа была высоко оценена компетентным жюри и заслужила Диплом лауреата (победителя в номинации) и памятную плакетку.

В следующем учебном году у меня снова 4 класс. Обязательно буду использовать рабочую тетрадь четвероклассника на уроках окружающего мира. Кроме того, в планах немного усовершенствовать пособие и написать методические рекомендации для учителя, чтобы на вопросы из сборника были готовые ответы.

Количество просмотров: 5923  

Добавить комментарий

1. Формирование начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарных педагогических классах
2. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
3. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
4. Отработка лексико-грамматических навыков по УМК Spotlight 8
5. Основные аспекты подготовки к чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля»
6. Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО
7. Интегрированный урок как стимулятор мыслительной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся
8. Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики
9. Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами
10. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
11. Внеурочная деятельность как средство реализации воспитательного потенциала в рамках изучения английского языка
12. CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»
13. Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника
14. Применение образовательных технологий в начальной школе
15. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
16. С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)
17. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края
18. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины»
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы