CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»

 
 

Казанцева Ольга Владиславовна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназия № 9 г. Новосибирска

 

CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»

Название технологии CLIL – это Content and Language Integrated Learning, что можно перевести как предметно-языковое интегрированное обучение. Элементами успешного урока CLIL являются:

– содержание – развитие знаний, навыков и понимания, связанных с конкретными элементами определенной учебной программы;

– коммуникация – использование языка для изучения во время обучения языку;

– познание – развитие навыков мышления, которые связывают формирование концепций (абстрактных и конкретных), понимание и язык;

– культура – знакомство с альтернативными точками зрения и общим пониманием, которые углубляют осознание своей непохожести на других и себя в целом.

Каковы преимущества использования CLIL в изучении иностранных языков? Подход CLIL завоевал популярность в преподавании иностранных языков, поскольку он предлагает различные преимущества как изучающим язык, так и преподавателям. Вот некоторые из ключевых преимуществ использования уроков CLIL в преподавании иностранных языков:

1. Повышение уровня владения языком: CLIL позволяет учащимся изучать второй язык в осмысленном контексте, используя его для получения знаний в других предметных областях. Такой подход может привести к лучшему владению языком по сравнению с традиционными методами обучения языку.

2. Аутентичное использование языка: CLIL знакомит студентов с аутентичным использованием языка в реальном мире. Они сталкиваются с языком и используют его в практических ситуациях, что может сделать изучение языка более увлекательным и улучшить их коммуникативные навыки.

3. Повышение мотивации учащихся: изучение предметов на иностранном языке может стать мотивирующим фактором для учащихся, поскольку они видят четкую цель в изучении нового языка. Это может вызвать неподдельный интерес к языку и преподаваемому содержанию.

4. Расширенные когнитивные навыки: CLIL способствует развитию когнитивных навыков, таких как критическое мышление, умение решать проблемы и аналитическое мышление, поскольку учащиеся знакомятся со сложным контентом на втором языке.

5. Культурная осведомленность: уроки CLIL часто включают культурные аспекты, связанные с изучаемым языком, помогая учащимся получить более широкое представление о культуре, обычаях и взглядах носителей языка.

6. Передаваемые навыки: учащиеся приобретают навыки и знания как на изучаемом языке, так и по предмету, которые могут быть применены в реальной жизни, включая различные академические и профессиональные контексты.

7. Подготовка к многоязычию: CLIL может подготовить учащихся к многоязычному миру, научив их использовать несколько языков для общения и обучения.

8. Повышение успеваемости: исследования показывают, что учащиеся CLIL часто хорошо успевают как по языковым, так и по содержательным предметам, что свидетельствует об эффективности такого подхода.

9. Глобальная компетентность: CLIL может помочь учащимся развить глобальную перспективу и стать более восприимчивыми к культурным особенностям, что становится все более важным в нашем взаимосвязанном мире.

10. Сотрудничество с преподавателями: CLIL поощряет сотрудничество между преподавателями языка и предметниками, способствуя совместному подходу к образованию и профессиональному развитию.

11. Профессиональное развитие преподавателей: преподавателям иностранных языков, которые внедряют подход CLIL, часто необходимо расширять свои навыки и знания, что приводит к постоянному профессиональному развитию и возможностям роста.

12. Гибкая стратегия преподавания: CLIL может быть адаптирован к различным уровням образования, от начальной школы до университета, и может использоваться с различными языками и областями содержания.

Таким образом, подход CLIL предлагает учащимся целостный и захватывающий способ изучения второго языка, одновременно приобретая знания в других предметных областях.

Каковы проблемы, связанные с интегрированным изучением содержания и языка? Тот факт, что изучаемый язык является новым, может поначалу сбить учащихся с толку, поскольку они должны сосредоточиться как на изучаемом материале, так и на использовании своих навыков владения иностранным языком. Выполнение заданий, групповая работа и обсуждения в классе постепенно войдут в привычку учащихся, и ничто больше не будет казаться им необычным или слишком сложным. Для того чтобы учитель мог подготовить подходящие учебные материалы и эффективно преподавать, он должен развивать свои знания по целевому предмету. Конечно, это требует значительных временных затрат от преподавателя CLIL, особенно если у него нет готового учебного материала. В то же время занятия лучше всего организовывать таким образом, чтобы учащиеся хорошо понимали изучаемый предмет и иностранный язык, на котором он преподается. Учителя также должны быть осведомлены о навыках и трудностях каждого учащегося и выстраивать учебную деятельность в соответствии с процессом обучения учащихся. Вопросы для проверки концепции – это правая рука учителя при использовании подхода CLIL.

Изучение языка с использованием подхода CLIL осуществляется неявно. Учащиеся изучают язык естественным образом, посредством беседы, наблюдения и общения, где изучение грамматики не является основной целью. Студенты также сосредоточены на интересующем их предмете, например, математике или кулинарии, и тот факт, что приобретение дополнительных лингвистических знаний поможет им лучше усвоить изучаемый предмет, очень мотивирует их. Учителя иностранных языков не должны отказываться от использования CLIL только потому, что он используется для преподавания предмета. Дело не в том, чтобы быть экспертом в какой-то конкретной области, например, в биологии, поскольку вы, учитель иностранного языка, можете использовать CLIL в течение часа урока.

Таким образом, этот метод успешно используется на уроках и постепенно осваивается учителями нашей гимназии. В нашей школе используется УМК издательства «Просвещение» «Starlight» в классах с углубленным изучением английского языка и УМК “Spotlight” в остальных классах. Данные УМК – это наглядный пример межпредметного языкового интегрирования. В каждом модуле мы можем найти разнообразную тематику: перед вами сейчас лишь по одному примеру из учебников разных классов.

Рисунок 1. Пример из УМК для 5 классов

Рисунок 2. Пример из УМК для 6 классов

Количество просмотров: 6793  

Добавить комментарий

1. Формирование начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарных педагогических классах
2. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
3. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
4. Отработка лексико-грамматических навыков по УМК Spotlight 8
5. Основные аспекты подготовки к чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля»
6. Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО
7. Интегрированный урок как стимулятор мыслительной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся
8. Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики
9. Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами
10. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
11. Внеурочная деятельность как средство реализации воспитательного потенциала в рамках изучения английского языка
12. CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»
13. Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника
14. Применение образовательных технологий в начальной школе
15. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
16. С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)
17. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края
18. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины»
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы