Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба»
Как известно, 2024 год объявлен Президентом В. В. Путиным Годом семьи в России. Здоровая, крепкая семья является приоритетом государственной внутренней политики нашей страны.
В Школе раннего развития мы придаем большое значение работе с семьей, в том числе с родителями, ведь это важнейший аспект успешной организации образовательного процесса, от которого напрямую зависят сохранность контингента обучающихся и мотивированность детей на посещение занятий. Мы ежегодно пробуем внедрять новые для нас формы взаимодействия, а также используем уже успешно зарекомендовавшие себя формы в разных видах деятельности. Первое, что хотелось бы отметить, – совместное участие детей и родителей в различных проектах. В данной статье мы хотим представить и обобщить свой опыт за предыдущие два учебных года.
Подготовка совместных с родителями проектов способствует сплочению семьи, развитию детско-родительских отношений, углубляет и расширяет знания о своей стране, семье, родной природе, помогает детям усваивать нравственные эталоны, принятые в социуме, а также позволяет поддерживать интерес обучающихся к посещению занятий. На мероприятиях по презентации своих проектов дети получают опыт публичных выступлений. Так, в прошедшем учебном году проект «Я и моя семья» был организован в виде конкурса. Семьям было предложено поучаствовать в 4 номинациях: «Поэтическая», «ИЗО и ДПИ», «Театрально-музыкальная» и «Презентация семьи».
К конкурсу стихов о семье ребята готовились под руководством родителей – разучивали стихи, готовили костюмы, инсценировки. Были выбраны лучшие выступления, и после дополнительных репетиций с педагогом мы отсняли видео и отправили 5 заявок на городской конкурс чтецов «Детство – чудесная страна». В результате дипломом I степени была награждена Титова Виктория и дипломом III степени – Качановская Виктория. Безусловно, такой опыт мотивирует к участию не только победителей, но и других ребят. Педагоги ШРР планируют участвовать в городском конкурсе чтецов и в этом учебном году, поэтому внутренний этап поэтического конкурса на тему «Люблю природу русскую» прошёл у нас уже в сентябре 2024 года.
В номинации «ИЗО и ДПИ» к участию в конкурсе принимались рисунки и аппликации с изображением семьи. Презентация работ была приурочена к конкурсу чтецов, где дети после своего выступления рассказывали, кого они изобразили, и кратко сообщали интересные факты о членах семьи, отвечая на наводящие вопросы педагога. Все работы детей были представлены на выставке в ЦРТДиЮ.
В «Театрально-музыкальной» номинации была представлена только одна, но весьма интересная работа – видеоролик с театрализацией русской народной сказки, где дети использовали бумажных кукол.
В «Презентации семьи» поучаствовало значительное количество детей и родителей. Выступления 5-летних ребят проходили совместно с мамами, а старшие выступали самостоятельно. Это мероприятие планировалось и проводилось как ежегодный проект «Здравствуйте, вот и Я». В апреле было проведено торжественное награждение победителей и участников проекта. Мероприятие прошло с размахом, при полном зале, помимо сертификатов победителей и участников, ребята получали призы и, конечно же, побывали в ситуации успеха! Мы получили множество положительных отзывов от родителей.
Особо хотелось бы осветить мероприятие, посвященное Дню Победы. В самом начале детям и родителям были прикреплены Георгиевские ленточки и проведена беседа по теме. Семьям было предложено рассказать о героях своей семьи – участниках ВОВ, тружениках тыла. Были выступления родителей с опорой на презентацию либо с показом фотоснимков. Эти выступления вызвали высокий эмоциональный накал, выступающим удалось передать детям чувство гордости за предков. Несомненно, такая работа способствует формированию гражданственности, патриотизма и, конечно же, укрепляет взаимоотношения в семье.
В 2023-24 учебном году мы реализовывали педагогический проект «Знаем. Помним. Гордимся», который включал много мероприятий, посвященных России, её истории, природе, нашему родному городу. Здесь нам хотелось бы рассказать о таких событиях этого проекта, как «Осенняя поэзия», «Мой любимый Новосибирск», «Здравствуйте, вот и Я», в организации и проведении которых были задействованы родители.
К проекту «Осенняя поэзия» родителям было предложено снять ролик осенней прогулки ребенка или стихотворение об осени в его исполнении. Можно было выполнить поделку из природных материалов и рассказать о ней на открытых для родителей занятиях, которые с успехом прошли в 4-х группах утренних потоков. Родители помогали готовиться детям к их публичным выступлениям, заранее репетировали и поддерживали дошкольников.
Для создания поделок требовалась предварительная подготовка. Дети вместе с родителями собирали листья, шишки, цветы, ягоды рябины, сушили собранный материал под прессом, старались сохранить его в целостности до начала работы. Благодаря этому у детей получились замечательные коллективные работы на осеннюю тематику.
Также в целях вовлечения родителей в образовательное пространство в рамках открытого занятия «Осенняя корзина», помимо демонстрации прогресса детей в изучении английского языка, был проведен детско-родительский квест «В поисках волшебного урожая». Игровой метод в организации взаимодействия родителей и детей, а именно форма, в которой родители являются участниками образовательного процесса, гармонизирует детско-родительские отношения и развивает кооперацию. Дети и родители получили положительные эмоции от совместного мероприятия.
В группах ШРР прошли занятия «Если с другом вышел в путь». На этих занятиях родители помогали детям в подготовке рассказа о друге. Обсуждение таких ключевых жизненных понятий, как дружба, способствует передаче культурных ценностей, жизненного опыта и личных историй, что также способствует укреплению взаимоотношений участников образовательного процесса.
В преддверии Нового года был проведен мастер-класс «Подарок ёлочке» для родителей и детей. В творческой мастерской велась работа над новогодней игрушкой из ниток и картона, после чего ребята украсили своими поделками елку. Совместное творчество не только сближает взрослых и детей, но и помогает родителям лучше понять своего ребенка, выявить у него способности, о которых они ранее и не догадывались.
В рамках проекта «Мой любимый Новосибирск», посвященного 130-летию города, обучающиеся представляли на выставку рисунки, выполненные совместно с родителями. Предшкольники с родителями готовили с опорой на презентации выступления о своих любимых местах в Новосибирске. Родители 5-летних детей снимали видеосюжеты о зимнем городе «Новосибирск – столица Нового года». На занятия, где демонстрировались работы детей, родители были приглашены как полноправные участники процесса.
В этом проекте была использована новая для нас форма работы: целому ряду обучающихся было предложено выбрать по одной строчке из стихотворения о Новосибирске и записать видео со своим отрывком на фоне достопримечательностей города. Следует отметить творческий подход родителей к выбору фона: некоторые из них специально ездили на ОбьГЭС, к Бугринскому мосту и т. д. Записи были смонтированы, получился отличный ролик!
Была проведена также викторина «Маленькие гости Новосибирска», в которой дети проверили и расширили свои знания о городе. Детям были розданы билеты-приглашения, чтобы они могли пригласить своих родных на викторину в качестве зрителей. Присутствие родителей поднимает мотивацию детей: детям приятно знать, что их родители заинтересованы в их деятельности, им хочется демонстрировать то, что они знают и чему научились.
Традиционно имеет успех проект «Здравствуйте, вот и Я!». В рамках данного проекта дети под руководством своих родителей имеют возможность познакомиться со своей родословной. Они представляют варианты и в формате презентаций, и на бумаге. Некоторые не просто рисуют родовое древо, а готовят типографский вариант с именами пращуров до седьмого колена и краткой информацией о каждом. В ходе выступления называют полное имя и род деятельности. Видно, что история семьи и её корни становятся интересными все большему числу людей. Мы можем проследить это в динамике, так как проект реализуется около 7 лет и число родителей, которыми проводится серьезная исследовательская работа в этом направлении, постоянно растет. А тем, кто только начал интересоваться своими корнями, участие в нашем проекте послужит хорошей отправной точкой.
Любой проект объявляется нами за месяц, чтобы у участников было достаточно времени на подготовку.
С целью побуждения родителей к совместному с детьми творчеству мы привлекаем их к нашим театральным постановкам. К празднику «Белый день» родители вместе с детьми подготовили театральное представление по сказке «Рукавичка». Праздничные мероприятия, в которых родители – активные участники, являются отличной возможностью объединить в один дружный коллектив людей с разными наклонностями и талантами. Театральному представлению предшествовали репетиции, беседы-обсуждения между педагогами, детьми и родителями, изготовление костюмов, декораций, распределение ролей, подбор музыкального сопровождения сказки. В совместной деятельности с родителями дошкольники чувствовали себя непринужденно, усваивая опыт взрослых и перенимая образцы поведения. Данная постановка имела успех у детей других групп и принесла чувство удовлетворения «артистам» и их родителям.
На этом празднике также были представлены видеоролики, где дети читают стихи о зиме. Следует отметить, что эта форма участия полюбилась родителям и детям. Совместное разучивание стихов и их предварительный выбор также способствуют сближению родителей с их детьми, дают им большее время для общения и взаимодействия, что является весьма актуальным в наше время повсеместного увлечения смартфонами. А подготовка и просмотр роликов придает некую новизну и помогает поддерживать и развивать интерес к творческой деятельности.
К праздничному мероприятию, посвященному 8 марта, мамам дошкольников было предложено выбрать свою лучшую фотографию, а детей на занятии по рисованию попросили изобразить в свободной форме свою маму. После чего педагогами было создано слайд-шоу, где рядом с фото располагался рисунок. Презентация слайд-шоу вызвала бурю эмоций, так как до праздника родители не видели творческие работы своих детей, а детям приятно было увидеть свои рисунки на большом экране.
Приглашаем желающих познакомиться в Ресурсном центре ЦРТДиЮ с полным текстом проекта «Знаем. Помним. Гордимся», который стал участником конкурса «Признание Плюс» в 2023 году.
Опрос, проведенный нами в конце 2023-24 учебного года, показал 100-процентную удовлетворенность родителей организацией и проведением данных проектов.
Индивидуальные консультации – форма работы с родителями, дающая возможность получить и донести важную информацию, укрепить личные взаимоотношения педагога и родителя, протянуть между ними нить доверия и взаимопонимания. Мы регулярно проводим консультации с родителями – как очные, так и в мессенджерах.
Сообщения в групповых чатах, посты и фотографии в группе ШРР соцсети «ВКонтакте» позволяют информировать родителей о ходе образовательного процесса, позволяют им видеть своих детей на занятиях и в течение года.
Педагоги ШРР «Дорастём до неба» продолжают искать новые формы организации работы с родителями воспитанников. На протяжении двух учебных лет мы посещали лекции и семинары руководителя сектора научно-методического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доцента НГПУ, почетного работника воспитания и просвещения РФ Яковенко Т.В. Цикл лекций и семинаров был организован Домом детского творчества имени Володи Дубинина в рамках стажерской площадки. Хочется отметить высокую эффективность данных занятий, мы почерпнули для себя новые приемы работы с родителями и актуализировали уже известные формы и методы.
Таким образом, вовлечение родителей в мероприятия Школы раннего развития «Дорастём до неба», включая проекты, викторины, открытые занятия, способствует созданию крепкого и поддерживающего учебного сообщества, а также способствует открытой и конструктивной коммуникации всех участников образовательного процесса.
Количество просмотров: 881 |
Добавить комментарий