Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования
В результате экономических, социальных, политических, культурных изменений в нашей стране меняется и образ жизни семьи, и понятие семьи в целом. «Внутри семьи возникают социальные проблемы, требующие решения: 60 % браков распадается, 863 039 браков и 583 942 разводов в 2018 году, 40 % семей неполные, из них 90 % матери-одиночки и 10 % отцы, 500 000 сирот в стране при живых родителях, 481 284 в 2018 году. Как итог, большинство населения России не осознает ценности семьи» [1].
По мнению Феликса Адлера, «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». Все начинается в семье. Каким мы видим собственного ребенка? Что мы ему желаем на будущее? Хотим ли, чтобы он был успешен? Потенциал для успешной жизни закладывается в семье и продолжает развиваться в образовательной социокультурной среде.
«Актуальность проблемы формирования социальной успешности младшего школьника в настоящее время обусловлена требованиями современного общества и законодательно закреплена во ФГОС НОО, в соответствии с которым «формирование социальной успешности младшего школьника является системообразующей целью социально-воспитательной деятельности учителя» [2].
По мнению ученых, основным в жизни человека становится приобретенный статус, который определяет его ценности, образ жизни, манеру поведения.
Эффективный процесс социализации ребенка, начиная с ранней социализации в семье и его развития в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования, способствует формированию социальной успешности в будущем, особенно успешности по построению своей счастливой семьи.
Воспитание у школьников ценностного отношения к семье является сегодня одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Организация тематических профильных смен в организациях дополнительного образования, активная практико-ориентированная деятельность детей способствует формированию их семейных ценностей. В связи с чем на базе МБУДО ЦДО «Алые паруса» разработали и реализовали проект профильной смены «Творчество в семейных истоках», направленный на сохранение семейных ценностей и обогащение семейных традиций посредством «погружения» каждого ребенка в тематическую образовательную деятельность на основе художественного, технического и декоративно-прикладного творчества. Целевая установка смены – формирование у детей младшего школьного возраста представлений о семье, базиса семейных ценностей, традиций через организацию тематической образовательной социокультурной среды.
В программе представлены разнообразные виды деятельности, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и эффективное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
В основе проекта смены определена модульная организация учебного материала, позволяющая за короткий промежуток времени предоставить детям возможность активного «погружения» в различные виды деятельности (игра, общение, учение, творчество и труд) с целевой тематической установкой.
Учебный материал составлен на основе комплексного подхода и обеспечивает усвоение детьми нравственных ценностей семейной жизни, таких как: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и других, а также семейных традиций и обычаев, понимание важности семьи в жизни каждого человека.
В рамках профильной смены был организован тематический досуг для ребят Центрального округа города Новосибирска в количестве 75 человек. На подготовительном этапе программы были сформированы группы детей в возрасте от 6 до 12 лет. Затем в течение 2 недель учащиеся участвовали в работе 6 образовательных модулей и интерактивных площадок, осуществляли просмотры презентаций и фрагментов кинофильмов о семье, участвовали в игровых программах, ежедневно наблюдали, анализировали, сравнивали и делали выводы.
В рамках смены мы использовали методику «Педагогическая вертушка», в результате которой каждый ребенок поучаствовал в работе всех модулей и осуществил комплексное восприятие тематического материала. Образовательные модули: «Основы бумагопластики. Бумажные игры для семейного досуга», «Изобразительная деятельность. Семья», «Семейные традиции коренных народов России», «Декоративно-прикладное творчество. Панно «Моя семья», «Декоративно-прикладное творчество. Традиции в семье. Фетр», «Интеллектуальные игры «Семья». Подвижные игры между модулями, познавательно-игровые программы позволили «погрузиться» в материал и лучше его понять.
В рамках смены ребята изобразили портрет своей семьи, научились передавать характерные черты своих родственников, нарисовали свой дом, наполняя его цветовыми эмоциями, познакомились с семейными традициями коренных народов России. Дети разработали панно «Моя семья», сшили интерьерную мягкую игрушку из фетра, сконструировали 4 вида бумажных игр для совместного семейного досуга. Осуществили знакомство, наблюдение и анализ картин российских художников, изображающих семьи.
Ребята познакомились с семейными традициями и обычаями, смогли организовать совместный досуг с родителями, выступили родоначальниками своих семейных традиций, углубили понимание роли семьи, ее значимости и уникальности.
Список литературы:
1. Социально-просветительский проект «Азбука семьи» – https://azbukasemi.ru/ — URL: https://moluch.ru/archive/149/42242/ (дата обращения: 18.11.2024).
2. Комарова, А. С. Проблема формирования социальной успешности у учащихся начальной школы / А. С. Комарова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 586-590. – URL: https://moluch.ru/archive/149/42242/ (дата обращения: 18.11.2024).
Количество просмотров: 1318 |
Добавить комментарий