«Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями
Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям больше человеческого счастья.
В. А. Сухомлинский
Современное творческое объединение в условиях дополнительного образования успешнее развивается и реализовывает свою деятельность при широком сотрудничестве с социумом. В музыкально-художественном структурном подразделении МБУДО ЦВР «Галактика» ведется социальное сотрудничество внутри учреждения: как между творческими объединениями, так и между коллективами и родителями. Это помогает педагогам реализовывать творческую деятельность, делиться своим искусством, развивать коммуникативные качества личности детей и подростков, навыки публичного выступления учащихся.
Родители воспитанников наших творческих объединений являются главными помощниками. Следовательно, актуальным является вопрос формирования системы отношений между педагогом, учеником и родителем. От этого во многом зависит успешность воспитательного и образовательного процесса.
Родители – не просто гости на совместных праздничных программах, концертах, конкурсах, фестивалях. Педагог заботится не только о том, чтобы родители привели ученика на занятие, но и привлекает их к сотрудничеству, совместной деятельности. Это касается как самого образовательного процесса, так и воспитательной досуговой деятельности. Родители включаются в процессы и начинают помогать, жить жизнью коллектива.
В Центре внешкольной работы «Галактика» в течение десяти лет действует образовательный проект «Музыкальная гостиная. Творческие встречи для детей и родителей». Это форма организации досуга, в которой органично сочетаются обучение и воспитание. В результате участия в музыкальных гостиных учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры и получают представление о содержании, форме, контексте этих произведений, знакомятся с системой эстетических и нравственных понятий на примере услышанных музыкальных произведений, развивают навыки концертной и исполнительской деятельности.
С одной стороны, проект способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений музыкального искусства, развивает определенные умения и навыки публичных выступлений, а с другой стороны – это совместный и содержательный досуг с родителями. Дети и их родители с удовольствием участвуют в такой деятельности, ведь даже дома они могут обсудить то новое, о чём узнали на мероприятии.
Родители, посещая музыкальные гостиные, с удовольствием приобщаются к музыкальному искусству. Они принимают участие в подготовке этого события, а иногда и в его проведении. На одной из таких творческих встреч по теме «Музыка народов мира» бабушка одного учащегося с увлечением рассказала о варгане. Она сама сыграла на этом инструменте, и это было интересно вдвойне, т.к. инструмент мало известен учащимся, а рассказ шел не от педагога, а от бабушки. Это является показателем заинтересованности родителей.
Кроме досуговых мероприятий также есть концерты и фестивали, где участвуют многочисленные коллективы, ведущие обширную концертную и фестивально-конкурсную деятельность. Таким хореографическим и вокальным коллективам не обойтись без помощи родителей.
В музыкально-художественном структурном подразделении Центра внешкольной работы «Галактика» есть педагоги, которые выстраивают взаимодействие с родителями на основе систематического сотрудничества. Родители, в свою очередь, осознавая полезность и необходимость таких выступлений для своих детей, готовы вносить свой вклад в общее дело. Они готовы поддержать идейно, материально и своим непосредственным участием.
С первых шагов ребёнка в области хореографии родители помогают приготовиться и сделать прическу к каждому занятию, а по мере творческого роста воспитанников принимают все более активное участие в подготовке детей к концертам и конкурсам. Например, могут помочь переодеть ребенка в костюм, сделать макияж и определённую прическу, так как это – неотъемлемая часть сценического образа. Для родителей проводятся занятия-практикумы по макияжу и сценической прическе. По основам нанесения макияжа приглашается визажист или педагог модельной студии «Все звезды» МБУДО ЦВР «Галактика», т. к. макияж – это сложный и длительный процесс, и нужно знать тонкости его нанесения. Делать сценическую прическу «балетная шишка» учит сам педагог по хореографии. В большинстве случаев мамы юных артистов никогда такую прическу ребёнку не делали, следовательно, их нужно научить. На первый взгляд, это кажется несложным делом, но не у всех родителей сразу получается ровно и гладко. Таким образом, родители осваивают технику прически, чтобы суметь помочь ребенку в подготовке к занятию и к любому выступлению.
Успех в воспитании и обучении возможен лишь тогда, когда и дети, и родители знают, что их ребёнок любим педагогом. И основа этого успеха – «союз трёх сердец»: педагог-ученик-родитель. Поэтому воспитательный процесс выстраивается по принципу «один за всех и все за одного». Только общее сотрудничество и сотворчество способны сделать совместную деятельность эффективной, интересной и радостной. Работа в тандеме даёт хороший результат.
В одном из творческих коллективов Центра внешкольной работы «Галактика» педагог выстроил такую систему работы с родителями, в которой каждый родитель вносит свой вклад в развитие детей и команды. Создан актив родителей, где каждый из них имеет определённую «должность», соответствующую его сильной стороне.
Организатор досуговой деятельности отвечает за культурно-просветительскую деятельность: каждое полугодие ребята ходят на концерты известных коллективов и исполнителей.
Конкурсный директор отвечает за фестивально-конкурсную деятельность: подаёт заявки на конкурсы, сотрудничает с оргкомитетом, оплачивает фестивально-конкурсные взносы.
Видеооператор проводит видеосъёмку мероприятий и выступлений.
Координатор – это родитель-заместитель педагога, который публикует в родительском чате домашние задания.
Энтузиаст распечатывает на всю группу тексты песен-упражнений и дипломы с конкурсов.
Специалист по СМИ освещает достижения и победы коллектива в социальных сетях.
Финансовый директор следит за приобретением и пошивом костюмов, а также за пополнением материально-технической базы коллектива.
При подготовке к экзамену в конце учебного года все родители выступают в роли генераторов идей. Мамы и папы пробуют раскрыть свои педагогические и творческие таланты: они выбирают вместе с детьми репертуар, подбирают костюмы, помогают в постановке номера и в организации репетиций.
Таким образом, социальное сотрудничество с родителями приводит к более высоким результатам образовательного и воспитательного процесса. Когда родители являются помощниками и единомышленниками, они понимают большую социальную значимость творческой деятельности коллектива. Тем самым общее дело вдохновляет на новые успехи.
Количество просмотров: 650 |
Добавить комментарий