Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий
В наше время состояние здоровья детей выступает одной из главных и наиболее значимых проблем. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Актуальность данной темы заключается в необходимости решения вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей дошкольного возраста.
Одним из способов решения этой проблемы является применение комплексного подхода к оздоровлению, который включает использование технологий для сохранения здоровья. Такие технологии становятся неотъемлемой частью педагогического процесса в современном детском саду.
Современные технологии способствуют объединению педагогов, медицинских работников, родителей и, что особенно важно, самих детей для сохранения, укрепления и развития их здоровья.
Основная задача здоровьесберегающих технологий заключается в том, чтобы обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста высокий уровень здоровья, предоставив ему необходимые знания, умения и навыки, способствующие здоровому образу жизни. Это включает формирование культуры здоровья, акцент на сохранение и укрепление здоровья, а также профилактические меры против различных заболеваний.
Мы ставим перед собой цель – сохранить и укрепить здоровье дошкольников, а также воспитать у них ответственное отношение к своему организму и желание быть физически сильными и развитыми.
Для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях детского сада мы применяем разнообразные формы и методы.
Занятия физической культурой
Регулярные физкультурные занятия способствуют укреплению организма и повышению иммунной системы.
Подвижные и спортивные игры
Они организуются в рамках физкультурных мероприятий в спортивных залах, групповых помещениях или на открытом воздухе. Игры могут быть легкой или средней активности и предоставляют детям наиболее удобный способ получения знаний и развития двигательных навыков. Выбор игр осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
Ритмопластика помогает детям развивать музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, а также формирует правильную осанку.
Стретчинг представляет собой набор упражнений, которые положительно сказываются на всем организме, способствуя улучшению самочувствия и растяжению мышц.
Тимбилдинг включает в себя игровые, развлекательные и творческие мероприятия, нацеленные на улучшение взаимодействия между участниками и укрепление командного духа, основанного на общих ценностях и понимании.
Активный отдых
В ходе проведения досуговых мероприятий и праздников все дети активно участвуют в различных состязаниях, с удовольствием выполняют задания и ведут себя свободно, что позволяет им двигаться без напряжения, особенно в компании родителей. Участие в соревнованиях и сдача нормативов ГТО также положительно влияют на здоровье детей и стимулируют стремление к победе.
Корригирующие упражнения
Используются упражнения, которые помогают развить правильную осанку и исправить её (координационная лестница, занятия с гимнастической палкой).
Ортопедические упражнения
В программу занятий включаются упражнения для исправления и предотвращения плоскостопия, а также для формирования правильного свода стопы (походы босиком по массажным дорожкам, массаж ног с помощью мячиков и колючих мячиков).
Самомассаж – это метод массажа, который выполняет сам ребёнок. Он способствует улучшению кровообращения, нормализации функционирования внутренних органов и благоприятно влияет как на физическое, так и на психическое здоровье. Такой массаж можно проводить в рамках различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий или во время физкультминуток для профилактики простуд. Самомассаж может выполняться с массажными мячами в ходе разминки или в завершение занятий.
Динамические паузы
Включают элементы дыхательной гимнастики.
Гимнастика для глаз
Для снятия усталости с глазных мышц выполняется гимнастика, что снижает утомляемость, увеличивает зрительную продуктивность и улучшает кровообращение.
Дыхательная гимнастика – может использоваться как в конце, так и в процессе занятия. Она помогает восстановить дыхание, стимулирует кровообращение и оказывает оздоровительное воздействие. Правильное дыхание способствует профилактике определённых заболеваний.
Использование тренажеров
Занятия с тренажерами помогают детям освоить комплекс упражнений для укрепления мышц рук, плеч, пресса, спины, ног, а также развивают силу, быстроту, ловкость, гибкость и общую выносливость. Эти занятия также значительно повышают уровень эмоционального тонуса.
Релаксация
Необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия, также возможна с применением спокойной музыки.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем. Их применение в работе повысит качество образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников; понимание того, что, здоровье – это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Литература:
1. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
2. Овчинникова, Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текс]: монография / Т. С. Овчинникова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 176 с.
3. Радионова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Л. В. Радионова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 124 с.
4. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ [Текст] /А. М. Сивцова // Научно-методический журнал «Методист». – 2007. – № 2.
5. Тихомирова, Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей [Текст]: учебно-методическое пособие /Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: ИПКРО, 2010. – 112 с.
Количество просмотров: 260 |
Добавить комментарий