Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами родине.
Его человеческое достоинство – силою патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с социализацией человека, становлением его самосознания, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой стоит масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является патриотическое воспитание, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта: «Важнейшей целью современного отечественного образования… является воспитание гражданина и патриота». В Концепции также отмечено, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить «…укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями», в сфере общественных отношений – «…развитость чувства патриотизма».
Таким образом, в процессе реализации воспитательной компоненты ФГОС патриотизм становится ценностью, интегрирующей не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие аспекты. В связи с этим необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру, и значимый вклад в этот процесс должно внести образовательное учреждение, способное эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Однако реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении. В связи с этим в нашем лицее разработана система патриотического воспитания учащихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как одно из средств реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС. Заметим, внимание акцентировано на одной из составляющих понятия «патриотизм» – уважение героических традиций истории России, гордость за её прошлое и настоящее. Система представляет собой комплекс мероприятий для учащихся пятых классов: урочная деятельность – весь состав обучающихся, внеурочная – учащиеся, имеющие способности в различных видах творчества и потребность в их выражении (литературное, музыкальное, исполнительское). Выбор возрастной категории обусловлен, прежде всего, тем, что в 2015-2016 учебном году в пятых классах осуществился переход на новые образовательные стандарты.
Разработанная нами система мероприятий включает в себя два блока:
1. Урочная деятельность (в рамках преподавания русского языка и литературы на параллели пятых классов).
2. Внеурочная деятельность по следующим направлениям:
– литературное творчество;
– музыкальное творчество;
– сценическое творчество.
Представим основные мероприятия, которые в настоящий момент реализуются в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Система урочной деятельности (для всех обучающихся 5-х классов)
1. Разработка и проведение серии интегрированных уроков на параллели 5-х классов – история/литература (изучение в соответствии с программой тем, посвященных Великой Отечественной войне).
2. Включение в уроки литературы поэтических пятиминуток, посвященных событиям Великой Отечественной войны, подвигу воинов, в том числе и сибиряков.
3. Проведение уроков поэтического творчества (в рамках литературы в качестве уроков развития речи) с представлением поэтических и прозаических произведений военной тематики, сочиненных учащимися.
4. Включение в уроки литературы (с чередованием поэтических пятиминуток) пятиминуток сценического искусства, представляющих собой театральное инсценирование коротких фрагментов из произведений о войне (по желанию – сочиненных учащимися).
5. Организация в рамках уроков русского языка различного вида работ на материале художественных произведений о Великой Отечественной войне:
– орфографические диктанты (в начале уроков): выборочные, распределительные, предупредительные, объяснительные, требующие поиск в тексте и выписывание слов с определённым видом орфограммы;
– анализ текста с точки зрения языковых явлений (при отработке какой-либо темы);
– словесные миниатюры – составление детьми в рамках уроков коротких рассуждений на патриотическую тематику (например, после работы с текстом о войне);
– выполнение различных видов упражнений по изучаемым темам, составленных учителями русского языка и литературы (на материале текстов, посвященных событиям Великой Отечественной войны).
6. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках уроков русского языка и литературы:
– составление этимологического иллюстрированного словаря на военную тематику;
– оформление «экскурсов» к произведениям, инсценированным на уроках литературы (в рамках сценических пятиминуток) с изучением реальных исторических фактов, лежащих в основе выбранного произведения;
– разработка диагностического инструментария к урокам русского языка на основе текстов о Великой Отечественной войне.
7. Оформление учащимися (раз в четверть) выставки «Эхо войны» – иллюстрации и творческие отзывы к произведениям, освещённым на уроках русского языка и литературы (в ходе реализации вышеназванных форм деятельности).
8. Проведение музыкально-поэтических гостиных (в рамках уроков литературы) с комплексным представлением произведений о событиях Великой Отечественной войны, сочиненных учащимися, их интерпретация другими учениками с последующим оформлением отзывов.
9. Разработка учителем русского языка и литературы серии домашних заданий (по темам изучаемого курса) на материале текстов военной тематики.
Система внеурочной деятельности (по желанию обучающихся 5-х классов)
Литературное творчество
1. Организация в рамках лицея работы литературной студии «Проба пера», основное направление деятельности – военно-патриотическое (сочинение и оформление прозаических произведений о событиях ВОВ, подвигах воинов на фронтах войны).
2. Разработка и реализация деятельности творческо-поэтического кружка «Память» (сочинение и оформление поэтических произведений, посвященных событиям войны, защитникам страны в период 1941-1945г.г.; отдельное направление – подвиг героев-сибиряков).
3. Проведение встреч с ветеранами ВОВ, живущими на территории образовательного учреждения с последующим оформлением их рассказов в форме мемуаров.
4. Оформление (в течение учебного года) иллюстрированного творческого альманаха «Никто не забыт, ничто не забыто» (произведения разных жанров, сочиненные учащимися, их иллюстрирование, мемуары на основе рассказов ветеранов).
5. Организация экскурсий по местам боевой Славы г. Новосибирска. Оформление путеводителя, содержащего фотографии, исторические справки, творческие работы учащихся (сочинения, эссе, стихотворения).
6. Организация и проведение литературных гостиных с приглашением ветеранов Ленинского района (к календарным датам).
7. Организация в рамках литературной студии и творческо-поэтического кружка поисковой деятельности по темам «Колокола Хатыни», «Блокадный Ленинград… Письма из прошлого». Представление накопленного материала в форме устного журнала для обучающихся других классов.
8. Проведение в конце каждого полугодия фестиваля детского творчества «Долгое эхо войны» с приглашением ветеранов, педагогов и школьников из других образовательных учреждений, членов родительской общественности (представление накопленного творческого материала).
9. Привлечение учащихся лицея к участию в творческих конкурсах, фестивалях различного уровня патриотической направленности.
Музыкальное творчество
(в рамках существующего в лицее клуба бардовской песни «Струна»)
1. Реализация деятельности практико-ориентированного клуба для пятиклассников «АвториЯ»: изучение патриотической тематики в творчестве бардов, составление на материале существующих бардовских песен о войне сборника «Споём, друзья, о тех годах…», сочинение собственных песен, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны.
2. Реализация программы клуба бардовской музыки для учащихся 5-х классов с учётом проведения еженедельных занятий: исполнение и обсуждение существующих бардовских песен военной тематики, собственно сочиненных (отобранных в рамках практико-ориентированного клуба «АвториЯ»).
3. Организация (по мере возможности) встреч с новосибирскими бардами, посещение городского клуба бардовской песни «Гитара по кругу», ознакомление с лирическими текстами бардовских песен о событиях ВОВ. Внесение песен в сборник «Споём, друзья, о тех годах…».
4. Организация участия (раз в полугодие) в фестивале детского творчества «Долгое эхо войны», исполнение в его рамках существующих и собственных песен военной тематики.
5. Организация участия лицеистов в традиционном творческом конкурсе, посвящённом Дням славянской письменности (номинация «Бардовская песня», конкурсе «Ни дня без строчки» (номинация «Авторский материал»).
6. Оформление и печать в типографии сборника песен «По дорогам войны»: собранные в течение года бардовские песни о войне, тексты песен, сочиненные учащимися с оформлением авторских страниц (для каждого ученика).
Сценическое творчество
(в рамках существующего в лицее театрального кружка «Россыпь талантов»)
1. Разработка программы деятельности театрального кружка (патриотическая направленность) с учётом проведения занятий два раза в месяц.
2. Подборка прозаических произведений военной тематики (при участии учителей русского языка и литературы), обсуждение их в рамках занятий кружка, отбор наиболее приемлемых для театральных постановок.
3. Оформление сценических текстов (по ролям) на основе отрывков из отобранных художественных произведений, обсуждение декораций к ним, составление предварительного плана их постановки.
4. Создание банка работ обучающихся – сочиненных ими прозаических произведений о Великой Отечественной войне в рамках литературной студии «Проба пера». Отбор наиболее удачных работ для постановки на сцене.
5. Систематическое проведение для учащихся в рамках театрального кружка групповых тренингов по отработке сценической речи и сценического поведения с привлечением молодых актёров из театра «Первый» г. Новосибирска (на данный момент сотрудничество налажено).
6. Организация (раз в четверть) театрализованных постановок (отобранные и оформленные по ролям тексты, как авторские, так и сочиненные учащимися) с приглашением ветеранов района, педагогов из других образовательных учреждений.
Результатами от реализации представленной системы мероприятий станет, на наш взгляд, повышение уровня патриотического сознания учащихся, развитие у них чувства гордости за историческое прошлое России, укрепление уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Все эти качества являются базовыми ценностями в условиях реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Их формирование должно стать одним из важнейших аспектов воспитательной деятельности любого общеобразовательного учреждения, особенно в условиях реализации ФГОС: «Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции и патриотического сознания у подрастающего поколения, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России».
Количество просмотров: 12984 |
Добавить комментарий