Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС

 
 

Маринкина Елена Евгеньевна,

учитель ИЗО и МХК

МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность – особая область, влияющая на развитие художественно-творческой активности школьников. Она обладает возможностями, значимыми для развития художественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок и т.д.

Урочная и внеурочная деятельности школьника тесно взаимосвязаны: знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные на уроках, закрепляются и находят практическое применение во внеурочной деятельности и наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение на уроках.

В условиях реализации ФГОС внеурочной деятельности уделяется особое внимание, на что указывают следующие документы:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960.

2. Письмо Министерства образования и науки России от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

В гимназии создана система внеурочной  изобразительной деятельности, включающая в себя кружковую деятельность и другие формы работы.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в изобразительной деятельности.

Занятия внеурочной художественной деятельностью предполагают решение следующих задач:

– расширение общекультурного кругозора;

– формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;

– помощь в определении способностей к художественной деятельности и содействие в её реализации во внеурочное время;

– формирование нравственно-эстетической отзывчивости и развитие умения выражать свое отношение к окружающей действительности при помощи художественных средств;

– формирование художественных знаний, умений и навыков;

– создание пространства для межличностного общения.

Расскажу о некоторых формах внеурочной изобразительной деятельности в гимназии № 15 «Содружество».

Кружковая деятельность.

Разработаны программы кружков:

1 класс – кружок «Волшебная кисточка».

2 класс – кружок «Юный художник».

3-4 классы – кружок «Слава русской старине».

5 класс – кружок «История искусства Древнего мира».

6-7 классы – кружок «Основы графической грамотности».

Программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

Преимущества кружковой деятельности:

– занятия в свободное время;

– обучение организовано на добровольных началах;

– обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Особенную активность проявляют дети начальной ступени образования. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Младший и средний школьный возраст – период, когда дети являются творцами и нуждаются в выражении своих творческих способностей.

 

 

Кружок «Волшебная кисточка» (1 класс) организован в рамках группы продлённого дня. Отмечу особенности работы по программе этого кружка:

– Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

– В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

– Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.

– Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Для меня особенно важной частью работы является развитие творческого потенциала детей. Так, выполняя работы, дети сочиняют истории про героев своих рисунков, дают им имена, уточняют характер. Любимое занятие – коллективное сочинение стихов на тему выполняемого рисунка. Говорю первую строчку или рифму, дети продолжают. Работа приобретает эмоциональную окраску. Важный момент – озвучивание рисунка: как кричат совы, как разговаривают рыбы. Акцентирую внимание на важных мелочах (Как показать, слышат ли ушки? Как изобразить, что у кота мягкая походка? Зачем рыбе хвост? Взлетит ли птица с такими маленькими крыльями?). Так незаметно в процессе творчества идет познавательная работа. Через творчество и эмоции дети познают мир.

Младшие школьники – это созидатели, творцы, конструкторы. Поэтому мы экспериментируем с различными художественными и нехудожественными материалами, делаем макеты, режем, лепим, занимаемся силуэтным моделированием и т.д.

 

Работа над творческими проектами в образовательной области «Культурология».

Учебные проекты являются одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования. Они позволяют формировать у обучающихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Все учащиеся 5-8 классов выполняют творческий проект, выбрав предмет и тему. Часть учащихся выбирают проект в образовательной области «Искусство».

В рамках внеурочной деятельности созданы творческие проекты: «Пейзажная живопись», «Витраж», «Герб моей семьи», «Анималистический жанр», «Портрет», «Образ русалки в изобразительном искусстве». Свою работу «Особенности графического искусства» Аня Гончарова (6 б класс) представляла на районной научно-практической конференции.

 

 

Организация персональных и тематических выставок работ учащихся.

Регулярные выставки являются неотъемлемой частью облика гимназии. Приведу пример проведенных выставок работ учащихся: «Русские красавицы и славные мужи», «Русские полотенца», «В мире русской мифологии», «Греческие вазы», «Красота графики», «Масленица», «Тропа динозавров», «Сказочный флот (по мотивам сказок А.С. Пушкина)», «К юбилею Сергея Есенина», «Спасибо за победу!», «В мире народного искусства»и другие.

Большое внимание привлекают коллективные работы «1 класс на прогулке», «Готовимся к Олимпиаде в Сочи», «Чудо-Юдия», «Ледяная пустыня», «Лесные обитатели», «В деревне Филимоново», «Охота фараона в зарослях Нила», «Красота и магия Древнего Египта», «В царстве симметрии» и другие.

Многие ученики занимаются в художественных школах, студиях, школах искусств. Их работы показываем на персональных выставках, так было представлено творчество Сидоровой Анны, Холкиной Ксении, Машковцевой Насти, Алины Гежа. Выставки создают определённую атмосферу в гимназии, несут воспитательный эффект, показывают уровень и тематику работы учеников и являются для них стимулом. Выставки должны нести эмоциональную окраску. Очень важно подобрать заголовок. Название должно нести позитив, какую-то идею.

 

 

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Ежегодно в гимназии проводится олимпиада по изобразительному искусству. Олимпиада позволяет:

– выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к изобразительному искусству;

– определить возможные перспективные индивидуальные работы с ребенком;

– спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. В 2016 году после школьной олимпиады ученицы 7 класса Карина Гойал и Ксения Холкина были направлены на Открытую городскую олимпиаду и стали призёрами.

Оформление стенда «Содружество прекрасных муз».

Тематика выставок стенда связана с изучаемым на уроках материалом. Дети участвуют в подборе материала и оформлении выставки. Прошедшие выставки: «Храмовое зодчество на Руси», «Архитектура классицизма в России», «Поговорим об искусстве кино», «Исторический жанр в русской живописи» и другие.

Работа по оформлению праздничных мероприятий в гимназии.

На занятиях кружка изготовляем элементы оформления гимназии к календарным датам, декорации для школьных праздников: «Первое сентября», «Праздник осени», «Битва хоров», «Масленица», «КВН», «Посвящение в гимназисты», «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в старшеклассники», «Последний звонок» и другие. Дети видят результат своего труда.

 

 

В заключение хочется отметить: урочная и внеурочная деятельность – единый образовательный и воспитательный процесс. Считаю, что в гимназии созданы необходимые условия для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в изобразительной деятельности. Приходите к нам по четвергам!

Литература

1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство», 5-9 классы.

2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Как организовать внеклассную работу в современной школе.- М.: Просвещение, 2000.

3. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с. – (Психологическая наука – школе). – Библиогр.6 с. 173-174.

4. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. – М.: Просвещение, 2009. – 174 с.

5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 368 с.

7. Быль – сказка о карандашах и красках /Курчевский В. – М., 1980.

8. Журналы "Искусство в школе", "Эскиз", "Юный художник".

9. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует.

10. Серия "Я познаю мир" книга "Искусство".

Количество просмотров: 15836  

Добавить комментарий

1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы