Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности

 
 

Мамаева Елена Александровна,

социальный педагог социально-реабилитационного центра

для несовершеннолетних «Снегири» г. Новосибирска

 

Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности

В ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» проживают несовершеннолетние дети из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни, а также дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без родительского попечения.

Научно доказано, что среда, в которой воспитывался ребенок, напрямую накладывает отпечаток на его интеллектуальное, социальное развитие в целом. Поэтому воспитанники Центра имеют общие характерные особенности:

– низкая учебная мотивация;

– не актуализированная потребность в общении;

– конфликтность и агрессивность по отношению к окружающим;

– нежелание подчиняться правилам;

– проблемы в поведении (демонстрации, позерство);

– низкий уровень знаний;

– нежелание принимать себя в статусе «ученика» школы, «воспитанника» Центра;

– нежелание участвовать в какой-либо деятельности, инертность.

Работа социального педагога включает следующие направления работы:

1. Организация обучения воспитанников в школах и других учебных заведениях.

2. Защита прав и законных интересов (в том числе судах и полиции).

3. Профилактика правонарушений и асоциального поведения.

4. Организация досуга несовершеннолетних.

Каждое из направлений важное и является частью ядра социально-педагогической работы в целом, но положительных результатов, в короткий период пребывания (3 месяца) в социально-реабилитационном Центре, быстрее всего можно добиться именно в организации досуга несовершеннолетних.

Для воспитанников социально-реабилитационного центра характерно социально-культурное отчуждение и поэтому необходимо помочь каждому из них проявить себя, найти занятие по душе. Ведь зачастую самые неуспевающие в школе и нарушающие режим воспитанники, участвующие в досуговой деятельности, в итоге становятся главными помощниками, организаторами, инициаторами разного рода творческих мероприятий.

Для организации досуга несовершеннолетних в Центре были разработаны программы:

– программа «Радуга Позитива», направленная на развитие творческих способностей, определение культурных ориентиров воспитанников;

– «Город волшебников» – программа организации летнего отдыха воспитанников в условиях реабилитационного центра;

– программа клуба для девочек «Хрустальный башмачок», направленная на формирование навыков и умений по домоводству и повышение уровня социальной включенности воспитанниц в обычную жизнь.

Организация досуга воспитанников – это, прежде всего, использование разнообразных форм работы, например, таких как:

– «Информационный стенд» – для наглядного отражения деятельности Центра. Содержанием являются тематические, познавательные и юмористические рубрики «Это интересно», «История праздника», «Вредные советы или о том, как себя вести», где дети делятся впечатлениями о прошедших мероприятиях и узнают много интересного о знаменитых людях, о героях, о событиях;

– «Передвижная выставка» – представление творческих работ воспитанников не только в Центре, но и за его пределами, что, несомненно, способствует активизации творческого потенциала. Экспонаты декоративно-прикладного творчества «Бумажные виражи», «Ателье доисторических украшений», «Герои сказок» выставлялись в музее истории Калининского района, в школах, где учатся наши воспитанники, в библиотеке им. Братьев Гримм, в других реабилитационных центрах;

– «Встреча с выпускниками» – поддерживание контактов с бывшими воспитанниками, интерес к их дальнейшей жизни. Привлечение их к организации творческих мероприятий в Центре. Наглядный пример сверстников – лучшая мотивация;

– «Мастерская воспитанников» (для изготовления атрибутов, предметов быта, починки одежды, оформления концертных костюмов). Эта форма способствует развитию творческого воображения и вкуса, а также закреплению практических навыков. Так, для выступления в литературном КВНе каждый сам придумал себе костюм и трудился над его воплощением;

– «Благодарственные письма» используются для стимулирования воспитанников. В них выражается благодарность воспитаннику за победу или активное участие в конкурсе, инициативу и помощь в проведении мероприятий;

– «Совет воспитанников» – привлечение воспитанников к сотрудничеству, что во многом сплачивает детский коллектив, дисциплинирует многих из них. В обязанности совета входит помощь в организации социальных акций. Очень действенна помощь совета в таких мероприятиях, где требуется большая подготовка (литературные КВНы, конкурсные программы, акции);

– «Краеведческая акция» – целенаправленные действия по поиску информации по определенной исторической тематике. Данная форма работы эффективно способствует развитию интереса воспитанников к истории родного края, к знаменитым людям. По итогам акции оформляется презентация, которую представляют воспитанники самостоятельно или при помощи педагогов: «Героический сибиряк» – акция по изучению боевой и трудовой биографии А.И. Покрышкина; «75-летие Новосибирской области» – итоги этой акции подводились в игре-эстафете «Пароль: Новосибирская область»; «Читая басни» – акция проводилась в год русских писателей и была посвящена И.А. Крылову.

Для разностороннего развития воспитанники привлекаются к участию в конкурсах, спортивных эстафетах, праздниках, поскольку обеспечение занятости в общественно-значимой деятельности формирует нравственные нормы поведения, развивает потребность в самореализации.

Сотрудничество с творческими организациями позволяет воспитанникам Центра принимать ежегодное участие в конкурсах:

– «Космос и я» (международный);

– «Летние мотивы» (городской творческий);

– «Я люблю свой Калининский район» (районный творческий).

В Центре для несовершеннолетних организовываются тематические праздники: «Здравствуй, осень»; Новый год; День защитника Отечества; Мисс Центр; Масленица; День Победы; Праздник открытия лагеря; День Нептуна; День России.

Очень важно сформировать положительные модели поведения воспитанников в свободное время, научить их социально полезно организовывать свой досуг, помочь раскрыть сферу интересов, вовлечь в дела, которые способствовали бы их духовному умственному и физическому развитию.

Кругозор воспитанников расширяется через посещение ими культурно-досуговых учреждений, поскольку именно так можно передать и получить большой объем информации. Например, при проведении экскурсии в краеведческий музей воспитанники узнают историю, народные обычаи и традиции нашего края. Посещение аквапарка и боулинга помогает привитию ценностного отношения к здоровью. Библиотечные уроки в библиотеке им. Братьев Гримм затрагивают многие значимые аспекты жизни и приучают любить и беречь книгу. Кроме того, посещение культурно-досуговых учреждений помогает вырабатывать и прививать такие положительные привычки, как правильное поведение в общественных местах.

Выстроенная система взаимодействия с учреждениями культуры города Новосибирска, благотворительными и общественными организациями позволяет реализовать практически все задачи социокультурной реабилитации воспитанников:

– МБУ ДО ДДК «Романтика»;

– МБУДО «Юность» – структурное подразделение ДДТ имени А. Гайдара;

– библиотека им. Братьев Гримм;

– благотворительный Фонд имени Володи Женова, который ежегодно оплачивает выписку детских изданий, которыми пополнялась библиотека Центра;

– фирма «Конвест-Фуд» по производству пирожных и тортов, они всегда радуют на праздниках наших детей сладкой продукцией;

– фирма «Игрушка – Сибири»;

– Кинотеатры «Победа» и «Синима-Парк»;

– Парк чудес «Галилео»;

– Новосибирский зоопарк;

– контактный зоопарк «Лесное посольство»;

– Областной театр кукол;

– театр музыкальной комедии;

– краеведческий музей;

– музей железнодорожной техники;

– ДТРЦ «Лукоморье»;

– ДРЦ «Фанки-Таун»;

– аквапарк «Лидер- Лэнд»;

– парк культуры и отдыха «Сосновый бор»;

– боулинг-клуб «Пилот»;

– городская общественная детская организация «Новосибирская ассоциация детских объединений (НАДО)» – организатор многих социальных акций, в которых мы приняли активное участие;

– войсковая часть МВД РФ № 3287;

– военно-патриотический клуб «Ураган», секция рукопашного боя, структурное подразделение ДО «Рассвет».

Привлекая воспитанников к участию в социально-ориентированных акциях, решается одна из важнейших задач по развитию нравственных качеств:

1. «Наш выбор» – городской слет молодежного актива в составе команды ТОС «Снегири».

2. Трудовые десанты:

«120 добрых дел» – по очистке территории Дендропарка;

«Осенняя неделя добра» – по уборке парков и скверов;

«Бал осенних листьев» – по уборке «Сада Дзержинского»;

«Весенняя неделя добра» – по уборке Дендропарка;

«Экологический агиттеплоход» на о. Медвежий – по уборке острова;

«Экофестиваль» – по уборке Парка культуры и отдыха «Сосновый бор».

3. «Домик для белочки» – изготовление кормушек в парки города.

Участие в акциях не только позволяет правильно и последовательно формировать детский коллектив, но и предоставляет возможность каждому воспитаннику почувствовать меру ответственности за выполняемые дела и поручения. У детей повышается чувство собственной значимости и востребованности. И, самое главное, подростки «открывают» границы учреждения и расширяют рамки общения.

Особое место в досуговой деятельности занимают тематические акции и литературные конкурсы, в которых принимают и приняли участие воспитанники Центра:

– «Пушкиниада» – областной литературный конкурс;

– «Книга одно из чудес света» – областной литературный конкурс в форме КВНа;

– «Сказка ложь, да в ней намек…» – областной литературный фестиваль-КВН;

– «Читая басни» – акция в центре, посвященная 245-летию И. А.Крылова;

– «Танец жизни» – городской флэш-моб.

Социокультурная реабилитация – это постоянное создание условий для развития культурного, творческого, умственного, физического потенциала воспитанника:

1. Организация занятости воспитанников в спортивных секциях и клубах (настольный теннис, вольная борьба).

2. Участие воспитанников в спартакиадах, соревнованиях, эстафетах и спортивных праздниках города и района и Центра.

3. Участие воспитанников в творческих, тематических конкурсах и КВНах.

4. Участие воспитанников в социальных акциях, слетах и флэш-мобах.

5.Выступление воспитанников на концертных площадках района и на праздниках в Центре.

6. Посещение воспитанниками культурно-досуговых учреждений города.

7. Проведение мастер-классов «Пуговичное чудо», «Кулинарное кафе».

8. Организация и проведение коллективных творческих игр и дел («В поисках клада», «Цифровая разведка», «Фестиваль шляп» и т.д.).

9. Проведение творческих конкурсов в Центре («Зал возрожденных ценностей», «Мой дом Россия»).

10. Проведение игр-викторин, игр-конкурсов («Проще простого», «Телеассорти», «Конкурс капитанов», «Веселые поварята», «Крестики-нолики» и т.д.).

11. Проведение концертов и развлекательных программ при помощи приглашенных актеров Домов творчества, анимационных объединений, волонтерских движений и т.д.

12. Проведение мероприятий для девочек в рамках клуба «Хрустальный башмачок»: вечеров отдыха, мастер-классов, консультаций специалистов.

13. Организация летнего отдыха по программе «Город волшебников».

14. Организация и проведение тематических дискотек и танцевальных вечеров («Гавайская вечеринка», «День белого цвета» и т.д.).

Крайне важно, чтобы воспитанник смог попробовать себя в творческой деятельности и выбрать самостоятельно занятие по душе.

В планах педагогов – выпуск газеты нашего Центра «Снегирек», в которой бы дети делились впечатлениями об увиденном, о проведенном мероприятии, о своем отношении к тому или иному поступку и обсуждали те вопросы, которые интересны именно им.

В заключение можно сказать: занимаясь социокультурной реабилитацией воспитанников через включение их в досуговую деятельность, восполняется основная потребность детей в отдыхе, в гармоничном развитии личности, в общении, самореализации и творчестве, в положительных эмоциях. Воспитанник приобретают определенный жизненный опыт, который помогает адаптироваться не только в школьной, но и во взрослой, самостоятельной жизни. Надо стараться добиваться того, чтобы дети и подростки узнали себя, свои возможности, свои способности, чтобы у них была адекватная самооценка, а это, в свою очередь, дает им основание чувствовать себя уверенными, успешными, т.к. люди с адекватной самооценкой ориентированы на успех.

С уверенностью можно сказать, что досуговая деятельность не только отвлекает воспитанников от различного рода правонарушений, злоупотреблений, но и показывает многообразие и интересы мира, учит их вести здоровый образ жизни, способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Количество просмотров: 16296  

Комментарии

Очень интересный материал, поражает разнообразие досуговой деятельности
Хорошо поставленная работа по вовлечению в систему реабилитационного досуга. Видно реальную работу. Молодец!!!

Страницы

Добавить комментарий

1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы