Социальный проект «Рождение классного коллектива»
Поступление в первый класс является важной ступенью в жизни каждого ребенка. Он примеряет на себя новую социальную роль – роль ученика, изменяются требования со стороны членов семьи, в жизни ребенка появляется важный на данный период его жизни человек – Учитель, а вокруг – много незнакомых сверстников и взрослых, с которыми необходимо научиться выстраивать отношения.
Часто в подобной ситуации ребенок и его родители испытывают стресс. В какой коллектив попадет ребенок, найдет ли он себе друзей, справится ли он с новой ролью ученика? И, конечно, адаптационный период пройдет легче, если учитель грамотно выстроит работу по формированию основ детско-родительского коллектива.
Педагогам-практикам хорошо известно, что влияние коллектива на личность ребенка, прежде всего, зависит от того, насколько ребенок "влюблен" в свой коллектив, в какой мере он ощущает себя его членом, в какой мере ценности коллектива являются его собственными ценностями.
Формирование отношений в классе – процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его осуществления является социальное проектирование как специфическая форма организации деятельности и общения.
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование – вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к преодолению разнообразных социальных проблем, в том числе в вопросах воспитания детей. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях дает возможность поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от их действий зависит не только собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей. Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешать самые разные жизненные ситуации и адаптироваться к социально новым условиям.
В сентябре 2015 года в нашей гимназии в первых классах был запущен социальный проект «Рождение классного коллектива».
Цель проекта: формирование основ классного коллектива.
Задачи:
1. Создать условия для сотрудничества детей и родителей
2. Формировать у детей культуру общения, навык работы в команде
3. Заложить основы классных традиций.
4. Создать символику класса (герб, флаг, гимн), оформить классный уголок.
Адресная направленность: обучающиеся 1-х классов.
Партнеры проекта: учитель, родители, педагоги дополнительного образования, психолог, социальный педагог.
Этапы реализации проекта
I. Аналитико-диагностический этап
Сроки |
Деятельность |
Ответственные |
1-5 сентября |
Составление социального паспорта класса |
классный руководитель, соц. педагог |
1-15 сентября |
Первичная психолого-педагогическая диагностика (уровень тревожности, мотивация) |
школьный психолог |
5-10 сентября |
Планирование работы по проекту |
классный руководитель, род. комитет |
10-15 сентября |
Организация деятельности творческих групп |
классный руководитель, педагоги доп. образования, родители |
II. Организационно-деятельностный этап
Сроки |
Форма проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
|
15-20 сентября |
Командообра-зующая игра |
Разработка концепции игры, маршрутных листов для команд. Курирование деятельности родителей. Подведение итогов. |
Участие в игровой программе в составе команд. |
Подготовка и проведение игровой программы: - разработка заданий на каждую станцию; - выбор ведущих; - подготовка атрибутов и призов для игры. |
|
Командообразующая игра |
|||||
20 сент. – 15 окт. |
Разработка символики класса. Конкурс семейных и групповых творческих проектов. |
Разработка рекомендаций по подготовке творческого проекта. Организация форума в группе класса на сайте Дневник.ру. Проведение кл. часа «Символика нашего класса» с презентацией работ победителей. Оформление классного уголка. |
Подготовка семейных и групповых творческих проектов по символики класса: герб, гимн, флаг. Презентация их в группе на сайте Дневник.ру, обсуждение на форуме, дистанционное голосование. |
||
Гербы классов |
|||||
15-30 октября |
Праздничная программа «День рождения класса» |
Разработка сценария праздника. Организация выставки творческих работ детей. Организация сотрудничества с педагогами доп. образования. |
Подготовка творческого подарка ко Дню рождения класса: · открытка · рисунок · поделка · муз. номер · и т.д.
|
Участие в подготовке и проведении праздника. |
|
III Итоговый этап
Сроки |
Деятельность |
Ответственные |
1-10 ноября |
Рефлексия по итогам проекта |
классный руководитель, родители, дети |
ноябрь |
Повторная психолого-педагогическая диагностика
|
Школьный психолог |
ноябрь |
Обобщение опыта по итогам реализации проекта |
классный руководитель |
Данный социальный проект позволил снизить риски адаптационного периода, быстро включить обучающихся в новую социальную среду, способствовал формированию у детей и родителей положительного отношения к классному коллективу. Все участники проекта продемонстрировали высокую культуру общения, приобрели опыт работы в команде. В своих отзывах родители отмечали большое значение данного проекта для сплочения коллектива, высказывали готовность к сотрудничеству в будущем. Приведем некоторые высказывания:
– Замечательный проект, направленный на сплочение классного коллектива, укрепление командного духа.
– День рождения класса – великолепная идея для сплочения детей и родителей! Мы, родители, с большим удовольствием выступали вместе с детьми. Особенно трогательным было вручение подарков, сделанных своими руками.
– Дети до сих пор вспоминают о празднике с большим восторгом! Это так здорово, что дети учатся радоваться все вместе!
– Благодаря проекту все дети и родители лучше узнали друг друга и подружились. С удовольствием участвовала и в будущем буду рада поучаствовать в общеклассных проектах.
– Школьная пора – это не только учёба. Самые тёплые воспоминания об этом замечательном периоде жизни складываются в основном из таких дружных, совместных с родителями праздников.
– Я была в восторге от готовности родителей активно участвовать в жизни класса! Это очень сближает нас и делает учебу более радостной и интересной. Эта поездка стала первой ступенькой к рождению нашей большой и дружной семьи - Семьи Первого "А" класса!"
– Родителям пришлось изрядно потрудиться, чтобы подготовить массу конкурсов и эстафет для детей. Взрослые не только организовывали их, но помогали участникам. Кажется, большинство родителей первоклашек были совсем не прочь на время вернуться в школьные годы, и ненадолго стать детьми. Было очень здорово! Основная цель – знакомство, была достигнута.
Детям больше всего понравилось участвовать в играх, придумывать символику, готовить подарки и выступать на Дне рождения класса.
– Просто КЛАССНЫЙ праздник – День рождения класса!
– Мне очень понравился праздник. Запомнились соревнования, которые устраивали пираты, и выступления одноклассников. Было весело!
– Больше всего мне понравилось, что на празднике выступали родители моих одноклассников и мама. Я попросила её выступать и на других наших праздниках.
– Я рад, что теперь у нашего класса есть герб, флаг и гимн! Это круто!
Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что среди первоклассников не стало учеников с отрицательной мотивацией, уровень тревожности первоклассников снизился. Родители стали активными партнерами учителя в учебно-воспитательном процессе.
Источники информации
http://studentam.net/content/view/1566/126/ Электронная бибилиотека учебников. Классному руководителю (под ред. Рожкова М.И.) § 1. Как класс становится коллективом?
http://festival.1september.ru/articles/416394/ Социальные проекты в начальной школе, Волкова Е. В.
Количество просмотров: 19393 |
Добавить комментарий