Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности

 
 

Кокорева Наталья Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время является одним из перспективных направлений, так как творчество является важной составляющей развития личности ребенка. Я согласна с ведущими психологами и педагогами, которые отмечают, что способности развиваются только в деятельности. Я убеждена, что наиболее эффективной деятельностью для формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм принадлежит важная роль в формировании у ребенка умений мысленно действовать в воображаемых ситуациях.

Считаю, что в театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятого настроения. Учитывая актуальность данной проблемы, я поставила перед собой цель: развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности. Для достижения поставленной цели, руководствуюсь следующими положениями: создавать благоприятные условия для развития творческих способностей и стимулирования творческой активности дошкольника, а также дать основы сценического мастерства, развивать умение импровизировать, научить владению техникой управления всеми видами кукол, сочинять сказки, истории и самостоятельно обыгрывать их.

В нашей группе созданы условия, способствующие самовыражению детей в театрализованной деятельности. Имеется центр «Играем в театр», где представлены различные виды театра (пальчиковый, кукольный, театр на тарелочках, клубковый, настольный, деревянный, вязаный, теневой, плоскостной и др.), а также большое разнообразие театральных атрибутов.

Считаю, что дошкольникам необходимо овладеть языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния, способностью к эмоциональной саморегуляции. Для этого провожу игры-драматизации, где учу детей оценивать героев и передавать их основные характерные особенности: хитрый, жадный, глупый, доверчивый и т.д. Игра-драматизация «Узнай себя» учит детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивать их с поступками персонажей литературных произведений. Практикую упражнение «Почему так может быть?», в котором формирую умение адекватно оценивать и реагировать на эмоциональное состояние других людей.

Литературные произведения (особенно русские народные сказки), где побеждает не супер-герой мутант, а обыкновенный Иванушка, который умеет договариваться и с людьми, и с животными, и даже с бабой Ягой, помогают воспитывать желание учитывать и уважать интересы других людей, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Постепенно, формируя интерес к театрализованным играм, организую показ небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Зрителями становятся дети нашего детского сада и их родители. А наш диалог с театром не прерывается ни на один день.

В группе недавно появился волшебный ларец с атрибутами к сказкам. Сейчас в нем есть веер, и волшебная палочка, а завтра обязательно появится что-нибудь новенькое.

Куклотерапия позволяет решать такие важные задачи, как устранение неуверенности, стеснительности, зажатости. Поэтому хозяйкой нашего уголка решено было сделать игрушку – куклу Бабушку-загадушку. Однажды она появилась в нашей группе в начале учебного года. Сначала она просто поселилась в уголке, а потом стала вместе с детьми учиться правильно говорить, инсценировать, играть. Нашим воспитанникам понравился такой игровой персонаж, и мы сделали для Бабушки-Загадушки сказочный теремок. В окошечко этого домика мы еженедельно выставляем новые задания.

       

Музыка является одним из богатейших средств в развитии творческих способностей, обладает большой силой эмоционального воздействия. Поэтому в своей работе использую произведения Э. Грига, С. Прокофьева, А. Филлипенко и др. композиторов. После прослушивания произведений предлагаю детям пофантазировать, показать свое отношение к герою мимикой, пластикой рук, движениями. Такие музыкальные игры как «ловишки», «ищи, будь ловким» и др., побуждают детей к самостоятельным действиям, проявлениям творчества.

Большое значение уделяю тому, что учу детей сочинять сказки, а затем вместе с детьми оформляем их в мини-книжки. Темы даю одинаковые, например, о животных, цветах и деревьях, др. а сказки получаются разные.

Дети с желанием участвуют в спектаклях. Полученные навыки детей использую и закрепляю в развлечениях: театрализация сказки «Колобок на новый лад», «Теремок», музыкально-театрализованный досуг «Осеннее настроение», драматизация сказки «Под грибом», музыкально-театрализованное представление «Красная шапочка», стихотворная сказка «Клубок-шерстяной колобок». Такие встречи и развлечения поднимают настроение детей, будят детские чувства, воображение и фантазию, раскрывают творческий потенциал каждого ребенка.

 

В работе по развитию творческих способностей на протяжении нескольких лет активно использую проектную деятельность. Реализованы проекты: «Чудесные превращения сказки», «Сказка в гости к нам пришла». Данная работа дает возможность воспитывать активную творческую личность, активно включать в воспитательно-образовательный процесс родителей воспитанников, привлекая родителей к совместным мероприятиям, к помощи в развитии творческих способностей детей. Так многие родители стали активно участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов, ролей. Сотворчество сближает детей, родителей, педагогов, приносит удовлетворение от результатов совместной деятельности. Вместе мы разыгрываем мини-сценки, спектакли, играем в театрализованные игры.

Результатом работы стало, то, что дети научились планировать и разыгрывать сюжет сказки, научились самостоятельно готовить атрибуты, передавать оттенки эмоциональных переживаний с помощью мимики и речи. Повысился уровень развития творческих способностей: ребята владеют техникой управления всеми видами кукол, умеют выразительно читать стихи, научились сочинять небольшие сказки.

Количество просмотров: 21326  

Добавить комментарий

1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы