Возможность использования ассоциативных карт в коррекции пассивных суицидальных мыслей

 
 

Дмитриева Наталия Витальевна,

доктор психологических наук,

профессор кафедры психологии девиантного поведения

Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

 
 
 

Качкина Лилия Сергеевна,

кандидат психологических наук,

майор внутренней службы,

преподаватель цикла переподготовки и повышения квалификации

ФКУ ДПО СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области

 

Возможность использования ассоциативных карт в коррекции пассивных суицидальных мыслей

Проблема изучения возможности коррекции суицидального поведения до сих пор остаётся очень актуальной. Это обусловлено тем, что данная форма аутоагрессивного поведения достаточно распространена в условиях современной России. Так, согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, в настоящее время Россия занимает одно из первых мест в мире (после Литвы и Казахстана) по числу самоубийств в мире. К сожалению, значимость данной проблемы в ближайшем будущем может возрасти, по причине, с одной стороны, обостряющейся ситуации в мире, а, с другой, – в связи с хроническим общественным кризисом как стрессогенным фактором, способным детерминировать суицидальное поведение россиян. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения, в период до 2020 года примерно 1,53 миллиона людей в мире покончат с собой; в 10-20 раз больше людей предпримут суицидальные попытки [2, 5].

Несмотря на то, что на протяжении длительного времени к проблеме суицида было приковано внимание различных специалистов (психологов, социологов, философов, психиатров, юристов, педагогов, судебных медиков, литераторов), существенных сдвигов в позитивной динамике этого феномена не наблюдается. Существующие трудности обусловлены наличием следующих факторов:

1. Высокой степенью латентности данной проблемы. Во-первых, не все законченные попытки суицида официально регистрируются как таковые. Во-вторых, люди склоны скрывать, а порой и просто не осознавать наличие у них склонности к аутоагрессивному поведению [1].

2. Этиология данного явления до конца не установлена. Лица, имеющие даже несколько факторов риска самоубийства, далеко не всегда совершают его, и наоборот, самоубийство могут совершить люди, не имеющие к нему, казалось бы, никаких предпосылок. До настоящего времени не существует достоверных признаков, по которым можно было бы выявить человека, готовящегося к самоубийству.

3. Ситуации, которые приводят человека к самоубийству, имеют чрезвычайно широкий диапазон от обыденных и банальных до глубоко трагичных.

4. Регистрируется психологическая и профессиональная неготовность некоторых специалистов в работе с данной проблемой.

5. Отсутствует необходимое количество официальных организационно-методических рекомендаций по тактике психологического сопровождения суицидальных пациентов [6].

Решение некоторых из выявленных проблем возможно при условии применения в процессе работы с аутоагрессивными лицами ассоциативных карт.

Преимущество проведения диагностики аутодеструктивного драйва с помощью ассоциативных карт заключается в возможности выявления явных и скрытых мотивов аутоагрессии, эмоций, переживаний и психологических особенностей личности, детерминирующих суицидальную готовность. Эффективность данного метода диагностики объясняется исключением вероятности получения от клиента заведомо «правильных» и социально одобряемых ответов. В случае работы с аутоагрессивными личностями это особенно важно, так как в 10% случаев суицидальные намерения скрываются [6]. Проводимое с помощью ассоциативных карт изучение внутреннего мира человека позволяет осуществить комплексный анализ и получить объективную оценку существующей проблемы даже при низкой мотивации на диагностику. Данный метод работы способствует быстрому и качественному прояснению и осознанию актуальных переживаний и потребностей клиента; получению доступа к целостной картине его «Я», специфике его представлений о мире, о себе, о субъективном образе ситуации [3].

Использование ассоциативных карт в диагностике аутоагрессивного поведения имеет психотерапевтический эффект, позволяя в ходе обследования снизить уровень психического напряжения, стресса и тревожности, исключить ретравматизацию, сформировать мотивацию к психологической коррекции.

Использование ассоциативных карт позволяет диагностировать причины суицидальности и облегчает решение следующих задач:

– снятие симптомов;

– восстановление докризисного уровня функционирования;

– осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса;

– выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса;

– установление связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами;

– освоение новых моделей восприятия, мыслей и чувств;

– развитие новых адаптивных реакций и стратегий совладания со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, но и в будущем [7].

Использование ассоциативных карт позволят достигнуть устойчивого эффекта, благодаря созданию атмосферы безопасности и доверия, способствует проявлению личностной креативности и улучшению коммуникации с окружающими; снижает цензуру в сознании, облегчает работу с внутриличностными неосознаваемыми конфликтами; позволяет моделировать и исследовать любые процессы в прошлом и будущем, находя с их помощью метафорические образы решений, создающих для клиента особую, в последующем воплощающуюся в его жизни, реальность; карты способствуют запуску внутренних восстановительных процессов, помогают поиску уникальных путей выхода из кризисных ситуаций [3, 4].

Рассмотрим пример использования ассоциативных карт в коррекции пассивных суицидальных мыслей.

К нам обратилась женщина 53 лет, преподаватель английского языка. Проживает в однокомнатной квартире с больной матерью, которая ежедневно напоминает ей, что ее дочь-неудачница, которая ничего не достигла в жизни. Клиентка перенесла операцию по поводу замены тазобедренного сустава, после операции передвигается с помощью трости, жалуется на постоянные боли в суставе и «в душе». Имеет 3-ю (рабочую) группу инвалидности. Ее успешный взрослый сын живет отдельно, навещает мать и бабушку раз в месяц, помогает материально. Женщина жалуется на безденежье, тревогу, страх одиночества, бессмысленность, бесперспективность («Всё плохо, хуже не бывает, я – неудачница, люди-враги, мир несправедлив). Ее беспокоят часто появляющиеся суицидальные мысли. Клиентка «любит мужчин, алкогольные напитки, хочет замуж, не может жить без любимого человека, но они «почему-то от нее убегают». Была официально замужем 5 раз. Стремится к сексуальным контактам с мужчинами, но в силу пессимистического взгляда на жизнь и агрессивного характера, мужчины, с ее точки зрения, рядом я нею не задерживаются. Женщина отмечает, что ее ничего не радует, от жизни ей ждать нечего и рассчитывать ей не на кого. Однако, как выяснилось из дальнейшей беседы, она живет за счет пенсии матери, финансовой помощи младшего брата и сына и незначительной суммы, которую получает по инвалидности. Клиентка не работает и работать не хочет. Сидит дома, общается только с больной матерью. Отношения с родственниками плохие, т.к. она постоянно предъявляет им претензии, считая, что они мало помогают, а те в ответ приезжают к ней по необходимости, не чаще двух раз в месяц. Иногда выходит на прогулку, посещает места, где можно встретить потенциального сексуального партнера. Книг не читает, ни с кем, кроме родственников, не общается, проводит время в ссорах с матерью и у экрана телевизора.

На основании полученных жалоб составлен план психотерапии, который заключался в поиске тревожной субличности, инвентаризации и анализе депрессивно-суицидальных мыслей, коррекции аутоагрессивного поведения.

Для выявления причин, вызывающих депрессивно-суицидальные мысли использовались карты из набора ОХ.

Мы попросили клиентку выбрать картинку, отражающую главную проблему и ее причины (рисунок 1).

П.:  Положите карты так, как они ложатся и начните описывать ту, которая ассоциируется с вашей проблемой (карта1).

К.: Моя проблема – это моя жизнь, которую можно описать диалогом двух подруг из старого анекдота:

– Как жизнь? По-прежнему бьет ключом?

– Да, но теперь преимущественно по голове.

К.: Этим молотком меня колотят по голове все вокруг.

П.: Что вы видите на этой карте? Что чувствуете и ощущаете?

К.: Каждый, кто проходит мимо меня (мать, сын, племянник, брат…) норовят приложиться этим молотком к моей голове. Чувствую себя хуже некуда. Все плохо, все виноваты, жить такой жизнью не хочу. Вот умру –пусть тогда узнают, какие они жлобы и сволочи!

П.: Чего вы хотите?

К.: Хочу выбраться из депрессии.

П.: Выберите карты, которые отражают причины Вашего состояния.

Женщина последовательно выбирает шесть карт и кладет их в один ряд перед собой.

К.: Это – вечный суд (карта 2). Я – подсудимый. Мать вечно недовольна и постоянно пилит меня (Карта 2), не дает мне жить своими наставлениями, называет неудачницей.

К.: Пустое брачное ложе, в котором отсутствует мужчина (Карта 3). Я люблю мужчин, но у меня не складываются отношения с ними. Я хочу замуж, но мужчины от меня убегают. Я много раз была замужем, но выходила замуж как-то ненадолго. Предпринимаю попытки найти постоянного сексуального партнера, но безуспешно.

П.: Что вы видите на следующей карте?

К.: Вижу деньги, которых мне постоянно не хватает (Карта 4). С грустью вспоминаю недавно услышанный анекдот о встрече двух друзей. Один говорит другому: «Я наконец-то достиг финансовой стабильности: денег нет, не было и не будет». Так вот это – про меня.

К.: Я сейчас не работаю, если честно, и не хочу. Тяжело бегать по лестницам с костылем. Мне есть кому помочь. Отец бросил нас, когда я была маленькой. Мать постоянно работала. Младшего брата фактически воспитывала я. Вот теперь пусть расплачивается! Он успешный, благополучный, а у меня ничего нет. Сына тоже вырастила я. Пусть помогает.

П.: Что чувствуете, глядя на эту карту?

К.: Обиду, гнев, зависть и несправедливость.

П.: Как на такие эмоции реагирует тело?

К.: Плохо…хочется порвать всех.

П.: Что для вас означает вот эта карта (карта 5)?

К.: Одиночество, все отвернулись от меня. Я никому не нужна.

П.: Что вы думаете и чувствуете по этому поводу?

К.: Отношения с родственниками плохие, помогают мало, не хотят обращать на меня внимания, друзей и подруг нет…мне плохо! (Карта 5).

П.: Как вы проводите свободное время?

К.: Эта карта (карта 6) как раз про это. Люблю посещать места, где можно выпить, познакомиться с мужчинами и поболтать. Алкоголь и мужчины – единственная радость в жизни.

П.: Что чувствуете по этому поводу?

К.: Я одна…у меня все болит (карта 7). Я постоянно болею, мне никто не может помочь. Лучше умереть, чем так жить.

П.: Что Вы думаете и чувствуете, глядя на такой расклад?

К.: Всё настолько плохо, что жить не хочется.

Таким образом, полученная в ходе сбора анамнеза информация свидетельствует о наличии депрессивного состояния и пассивных суицидальных мыслей у пациентки, которые выражаются на когнитивном уровне в когнитивной триаде (пессимистическая оценка себя, мира, будущего); на эмотивном – в сниженном настроении; на поведенческом – в снижении интеллектуальной и моторной деятельности; на мотивационном – в снижении витальных побуждений, отсутствии желаний. Для пациентки характерен внешний локус контроля, незрелость в отношениях, эмоциональных реакциях, в поведении сохраняются черты, присущие детско-подростковому возрасту, что свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, о нарушении адаптации и о «застревании» тревожной, травмированной субличности в детском периоде жизни.

Мы предположили, что причины проблемы связаны с детской травмой и с негативными родительскими предписаниями и установками, полученными в детстве. Поэтому для дальнейшей работы выбрана техника «Жизненный сценарий» и набор карт «Внутренний ребенок».

Мы попросили женщину выбрать карту, которая символизирует ее актуальное состояние. Клиентка извлекла из набора картинку (рисунок 2) и описала ее примерно так:

К.: Я всю жизнь безуспешно пытаюсь пробить каменную стену препятствий на пути к счастью (карта 8).

П.: Как Вы себя чувствуете в этой ситуации?

К.: Я чувствую себя несчастным ребенком, которому судьба дала крепкую затрещину (карта 9).

П.: Мы продолжим работу в определенном контексте, поэтому я хочу сообщить вам некоторую информацию. Известный психолог Э. Берн утверждал, что в каждом из нас живут три субличности: Ребенок, Родитель и Взрослый. Все, что связано с этими частями вашей личности, меняется в зависимости от ситуаций.

Ребенок – эта часть личности, которая связана с удовлетворением желаний и потребностей. Это – творческое начало.

Образ внутреннего родителя начинает формироваться под влиянием образов своих собственных родителей, их отношения к ребенку в самом раннем возрасте. Внутренний родитель – это интроекты, наставления, правила (можно-нельзя, принято-не принято и пр., это законы, которые ребенок слышал от своих родителей и наблюдал за их реализацией в их образе жизни). Родитель – это стандарты и нормы, принятые в обществе.

Позиция «Взрослый» формируется в процессе жизни. Она связана с выбором, который делается на основе анализа информация, приобретенной путем исследования, проверки и накопления опыта.

Гармоничная личность может быть разной в зависимости от ситуации. Она сама решает, какую позицию занять в данном конкретном случае: ребенка, родителя или взрослого.

В рассматриваемом случае обратившаяся к нам клиентка «зависла» в позиции внутреннего ребенка. Для осознания деструктивности взаимодействия трех эго-состояний женщины мы предложили выбрать три карты, положив их перед собой так, как они ложатся. Клиентка выбрала карты Родителя, Взрослого и Ребенка (карты 10, 11, 12) и выложила их столбиком (друг под другом).

П.: Кто из них главный? Кому хуже/лучше всех? Чего они хотят друг от друга, о чем говорят между собой, от чего защищают друг друга?

К.: Руководит всеми родитель. Труднее и тяжелее всех ребенку, поэтому он и лежит, затоптанный всеми, в самом низу.

Далее клиентка описывает эти три карты (сверху вниз), отвечая на общеизвестные вопросы.

К.: Мой родитель (карта 10) – это женщина, которая все еще надеется, что ее ребенок сможет подняться по лестнице, которая ведет к лучшей жизни. Мой взрослый (карта 11) – это маленькая девочка, которая с трудом толкает перед собой коляску с больной матерью. Вся моя жизнь заключалась в помощи и поддержке постоянно болеющей матери. Мой ребенок (карта 12) был предоставлен сам себе и получал заботу только во время болезни.

П.: Выберете карты, которые будут символизировать Родителя, Взрослого и Ребенка (карты 13, 14, 15) Вашей матери и выложите их так, как они ложатся. Клиентка выкладывает столбик из 3-х карт.

К.: На самой верхней карте, символизирующей Родителя моей матери (карта 13), изображена ссора матери с отцом. Она его постоянно контролировала, а на меня у нее никогда не хватало времени. На карте «Я взрослый моей матери» (карта 14) - грустная женщина, которая ждет возвращения домой отца-гуляку и бабника. Она сидит с грустным лицом и думает не обо мне (я в кроватке), а только о том, где он. У матери - ребенка (карта 15) было тяжелое детство. Ее родители – педагоги не давали ей покоя и постоянно «закручивали гайки».

П.: Проделайте аналогичную процедуру с образом вашего отца.

Клиентка выбрала карты Родителя, Взрослого и Ребенка (карты 16, 17, 18) своего отца и выложила их столбиком (друг под другом).

К.: Карта 16 символизирует «Родителя» моего отца. Отец рассказывал, что его родители требовали от него четкого выполнения всех, полученных от них распоряжений (картинка про ребенка с ключом в спине). Я была не очень счастливой девочкой, отец это видел и, желая «сделать из меня человека», направо и налево раздавал советы и нравоучения, которым я должна была следовать.

На карте, символизирующей «Я взрослого» отца, изображен призрак (карта 17). У меня был старший брат, который в семилетнем возрасте погиб под колесами машины. Отец его очень любил, так как он был послушный и исполнительный. Воспитывая меня, он часто ставил его в пример, повторяя, что вот он бы, например, так никогда не сделал. Иногда я чувствовала, что для того, чтобы быть хорошей для своих родителей, мне надо умереть.

«Я – ребенок» отца – это изображение больного мальчика, которому отец читает книгу (карта 18). Отец в детстве много болел и любил вспоминать, что, если бы не частые болезни в детстве, у него не было бы времени прочитать столько книг, сколько ему хотелось.

После анализа карт по известной схеме мы сделали вывод о присутствии в психике клиентки двух деструктивных родительских предписаний: «Не будь здоровой» и «Не живи».

Согласно исследованиям Боба и Мэри Гулдинг, родительское предписание «Не живи (Сгинь, Умри)» в жизненном сценарии человека появляется в тех случаях, когда он чувствовал себя в детстве ущербным, ненужным или нелюбимым. Такое приказание получают дети, «Родитель» которых в своём эго-состоянии «Ребёнка» чувствует, что родившийся младенец мешает или угрожает ему. В рассматриваемом нами случае мать клиентки в эго-состоянии «Ребёнка» не хочет и не может ни о ком-то заботиться и делать то, что «надо», так как в собственном детстве она не имела возможности реализовывать свои желания, а под влиянием авторитарных родителей была вынуждена делать только то, что надо и должно. Предписание «Не живи» сформировалось тогда, когда клиентку постоянно сравнивали с ее послушным умершим старшим братом. Это способствовало появлению мысли: чтобы родители тебя ценили и любили – надо умереть. Как известно, наличие в жизненном сценарии предписания «Не живи» приводит к активизации аутодеструктивного драйва, проявляющегося в аутоагрессивном поведении. В случае с нашей клиенткой оно проявлялось в суицидальных мыслях.

Предписание «Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровой)» легло в основу жизненного сценария «Бегство в болезнь». Максимальную заботу и внимание девочка получала во время болезни, а в остальное время она ощущала дефицит внимания. Родительская директива была подкреплена посланием отца, который рассказывал о такой выгоде от болезни, как возможность спокойно и много читать. Получив такое предписание, во взрослой жизни клиентка всякий раз заболевала при возникновении проблем дома или на работе. Став инвалидом, она и сейчас пытается извлечь из своего состояния вторичную выгоду.

Для коррекции выявленных предписаний, а также иррациональных мыслей, суждений и верований, сформированных на их основе, мы использовали рационально-эмотивную терапию (РЭТ) по А. Эллису (Таблица 1). Ответы на наши вопросы женщина записывала последовательно, согласно инструкции, в блоки схемы РЭТ с 1 по 11.

Таблица 1. Результаты работы с клиенткой, проведенной с помощью техники РЭТ

П.: Какое событие ассоциируется у вас с вашей проблемой?

К.: Болезнь.

П: Напишите это слово в блоке 1 рядом с буквой А.

П.: Какие мысли приходят вам в голову, когда вы смотрите на слово «болезнь»?

К.: Я понимаю, что все плохо, я полная неудачница, ничего у меня не выходит. Я чувствую, что люди меня не понимают, а моё чувство собственного достоинства зависит от того что думают обо мне другие. Как мир несправедлив.

Еще мне плохо из-за того, что болезнь мешает мне устроить личную жизнь, а я не могу жить без любимого человека.

И вообще ничего меня не радует, нечего ждать, не на кого рассчитывать, не за чем жить.

П.: Запишите кратко свои мысли во 2 блоке. Еще раз прочитайте свои мысли и скажите, какие эмоции они у Вас вызывают.

К.: Я чувствую безысходность, безнадёжность. У меня сейчас возникла тоска, тревога, я чувствую, что начинаю раздражаться и злиться. После того как я все это высказала, что почувствовала растерянность и опустошённость.

П.: Запишите, пожалуйста, кратко свои эмоции в 3 блоке.

А как Ваши мысли влияют на Ваше поведение?

К.: У меня из-за этого постоянная бессонница, никого не хочу видеть, не с кем не хочу говорить. Чтобы как-то заглушить боль, начинаю пить. Иногда мне помогает забыться случайный секс. А вообще лучше умереть, чтобы не чувствовать эту боль.

П.: Запишите это в блоке 4. Скажите, а что хорошего дает Вам Ваша болезнь?

К.: Ничего, только плохое.

П.: Не торопитесь, подумайте, что происходит благодаря болезни.

К.: Благодаря моему состоянию я могу не работать, у меня просто нет на это сил. Я чувствую за собой право требовать от родных помощи.

П.: Что Вы хотите с помощью ее добиться?

К.: Хочу добиться любви, заботы, внимания.

П.: Эффективно ли такое поведения?

К.: Нет, у меня ничего не получается.

П.: А чтобы Вы хотели?

К.: Я хотела бы общаться с людьми, быть спокойной, веселой. Не бояться жизни, лучше себя чувствовать. Иметь постоянного мужчину.

П.: Что для этого делаете?

К.: Я иногда хожу гулять в места, где есть мужчины. Говорю родным о своих чувствах.

П.: А что еще можно сделать, чтобы удовлетворить Вашу потребность?

К.: Мне нужно научиться контролировать свои чувства, мысли, действия. Начать менять свою жизнь. Я совсем не умею выдерживать нагрузки, тяготы жизни. Мне просто необходимо этому научиться. Я хочу перестать бояться новых людей и событий.

П.: И что нужно сделать, чтобы это произошло?

К.: Нужно расширить круг знакомств, найти мужчину и влюбиться в него. А для этого мне еще нужно изменить взгляд на себя, людей и мир. И самое главное прекратить пить.

П. Отметьте свои мысли в 6 блоке.

Какие у Вас возникают чувства, после того, как Вы озвучили и записали новые мысли и суждения?

К.: Мне стало спокойно, я почувствовала уверенность в себе.

П.: Отметьте свои эмоции в 6 блоке.

Какие у Вас возникли желания, что теперь планируете делать?

К.: Хочу отказаться от позиции жертвы, больше не пить. Надо наладить отношения с родными. С завтрашнего дня начну искать работу. А еще я планирую выйти замуж.

П.: Запишите свое желаемое поведение в блоке 8.

Еще раз прочитайте блоки 6-8. Какие мысли у Вас возникают.

К.: Я поняла, что я могу выдержать все испытания. Все, что наметила, я в состоянии решить, это может мне выскочить из замкнутого круга, в который я попала. Это поможет мне расстаться с одиночеством и избавиться от страхов. Я верю, что найду способ стать счастливой.

П.: Отметьте эти мысли в 9 блоке. А что Вы сейчас чувствуете?

К.: У меня исчезло вдруг напряжение, стало так легко, появилось чувство удовлетворённости и решительности. Уже хочется что-то делать, менять.

П.: Отметьте свои мысли в 10 блоке и расскажите подробнее, что конкретно Вы планируете делать?

К.: Я еще раз обдумаю свою жизнь и построюсь понять, что в ней есть хорошего. Я начну обращать внимание на свои мысли, чувства и действия, и в будущем постараюсь их контролировать.

Восстановлю отношения с родственниками. Построюсь найти людей или организации, которые смогут мне помочь избавиться от алкогольной зависимости, найти работу или познакомят с достойным мужчиной, например, обращусь на биржу труда и в службу знакомств.

А еще я найду себе хобби и буду получать от этого удовольствие. Я постараюсь отказаться от алкоголя.

Таким образом, использование РЭТ позволило заменить иррациональные мысли, чувства и поведение клиентки на рациональные. Женщина разработала план ответственного поведения по выходу из депрессии, которому она пообещала следовать «начиная с завтрашнего дня».

Для закрепления эффекта терапии мы использовали дополнительный модифицированный вариант РЭТ в формате техники «Кельтский Крест». (рисунок 3). Карты раскладываются на заранее заготовленный шаблон, представленный на рисунке 3.

Рисунок 3. Расклад карт для техники «Кельтский Крест»

 

В данной технике клиенту предлагается ответить с помощью набора карт «КОУП» на вопросы: активирующее событие (карта А), система верований, убеждений (карта В), последствия (карта С), что хочешь? (карта D), эффект от дискуссии (карта Е).

  

П.: Выберите карту, которая ассоциируется с болезнью, и положите ее в середину креста над буквой А (активирующее событие).

Клиентка выбирает картинку с изображением женщины-инвалида.

П.: Выберите карту, которая напоминает вам мысли, приходящие в голову, при взгляде на карту-болезнь и положите ее под букву «В» (мысли, суждения, умозаключения).

Клиентка выбирает карту-открытое окно – «Мысли» и кладет их под букву «В».

К: Когда я смотрю на эту расколотую раму, я думаю о своей разбитой, пропащей жизни.

П.: Каким образом Ваши мысли и эмоции (последствия болезни) влияют на Вашу жизнь? Что будет происходить дальше, если Вы будете их переживать? Выберите карту, которая отвечает на этот вопрос, и положите ее на букву «С» (отрицательные последствия).

Клиентка выбирает две карты. На одной она видит медведя, разрывающего красное полотно, на другой – маску.

К.: Мне иногда хочется всех порвать, как этот медведь, поэтому, чтобы не напугать окружающих своей агрессией, я вынуждена при общении надевать маску.

П.: Какие это вызывает эмоции?

К.: Крайне негативные.

П.: Чего вы хотите?

К: Хочу, как эта бабочка, вырваться из тюрьмы и начать новую жизнь (кладет карту с бабочкой под букву «Д» (позитивный результат дискуссии).

 П.: А что для этого нужно сделать?

К.: Мне нужны позитивные мысли.

Выбирает карту с изображением одиноко стоящего человека, окруженного толпой.

К: В центре круга – Я. Вокруг – здравые мысли, которые скоро станут моими (кладет карту под букву «Е» – когнитивный эффект от терапии).

П: Что вы умаете по поводу негативных чувств?

П: Хочу начать переживать только позитивные эмоции. Выбирает карту «сердце на ладони» и кладет ее под букву «Е» (эмотивный эффект от терапии).

П: Что вы чувствуете и какой теперь будет ваша жизнь?

К: Мне стало легче. Надеюсь, что новые мысли, чувства и поведение сделают меня любимой и счастливой.

Таким образом, использование ассоциативных карт привело к достижению поставленных целей и улучшению состояния клиентки.

Список литературы:

1. Беркович Л.С. Психокоррекционная работа с осужденными, состоящими на профилактическом учете как склонные к суициду. – Новосибирск: ГУФСИН Рос сии по Новосибирской области, 1997. – 36с.

2. Дмитриева Н. В., Антилогова Л. Н., Качкина Л. С. Психологические особенности осужденных молодого возраста, склонных к аутоагрессивным действиям. Психопедагогика в правоохранительных органах. №2(61).2014. С.48-52.

3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем. Учебно-практическое руководство. – СПб., Изд-во «ГАЛАРТ+». 2016., 242с.

4. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Монография. Новосибирск, 2015. – 228 с.

5. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 252 с.

6. Парфенова А.А. Типологические особенности суицидоопасного пациента / Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2009. – Т. 11. – № 1. – С. 50-55.

7. Пилягина Г. Я. Аутоагрессивное поведение: патогенетические механизмы и клинико-типологические аспекты диагностики и лечения. – Автореф. дис. … д-ра мед. наук: 14.01.16. – Киев, 2004. – 32 с.

Количество просмотров: 13529  

Добавить комментарий

1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы