Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельности

 
 

Никитина Оксана Викторовна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 199 г. Новосибирска

 

Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельности

Чтобы научить другого, требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому.

Мишель де Монтень

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Профессиональное мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя.

Одним из важнейших критериев профессионального мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости обучающихся и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету. То есть учитель – мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Компетентность учителя наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При этом учитель должен понимать, что:

– нужно быть готовым к постоянным переменам;

– строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

– главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников.

Учитель должен остерегаться:

– по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

– передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

– придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

– как воспитывать детей в духе толерантности в классе;

– как повысить мотивацию обучающихся;

– как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, обучающегося по индивидуальной образовательной программе;

– как преодолеть ученику неуспешность в обучении и т.п.

Исходя из современных требований, предъявляемых к учителю, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

– Система повышения квалификации.

– Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

– Самообразование учителей.

– Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер- классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слёты, съезды учителей.

– Владение современными образовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

– Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

– Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

– Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Процесс самообразования учителей стал особенно актуален на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у обучающегося универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает учителю обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Количество просмотров: 14148  

Добавить комментарий

1. Мотивация учащихся к познанию окружающего мира на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии
2. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе. Стратегия «Зигзаг»
3. Использование интерактивных методов на уроке русского языка и литературы в современном образовательном пространстве
4. Некоторые приемы и формы интерактивного обучения на уроках математики на уровне основного общего образования
5. Практические аспекты деятельностного подхода на уроках математики
6. Современная библиотека: интерактивные формы работы с читателями
7. Интерактивные методы организации внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ОВЗ
8. Применение проектной деятельности на уроках математики в коррекционной школе
9. Эффективные приемы и методы работы в сфере изодеятельности
10. Формирование УУД в обучении географии
11. Формы участия родителей в организации внеурочной деятельности младших школьников
12. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе
13. Метод проектов как один из интерактивных методов обучения в коррекционной школе для детей с проблемами слуха
14. Использование интерактивных методов обучения на уроках по развитию восприятия и воспроизведению устной речи в школе для детей с нарушениями слуха
15. Творческий подход к процессу обучения
16. Кейс-технология в работе социального педагога с «трудными» подростками
17. Применение технологии проблемного диалога в структуре урока литературы в основной и старшей школе
18. Использование интерактивных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки в школе для детей с проблемами слуха
19. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельности
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы