Формирование социально одобряемых ценностных ориентаций несовершеннолетних женского пола в условиях реабилитационного центра

 
 

Маскевич Алена Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

ГБУСО Новосибирской области

Социально-реабилитационного центра «Снегири»

 

Формирование социально одобряемых ценностных ориентаций несовершеннолетних женского пола в условиях реабилитационного центра

Условия жизни людей, проживающих в Российской Федерации, за последние десятилетия неоднократно и неоднозначно менялись. Данные изменения затронули абсолютно все сферы жизни, внеся в них кардинальную перестройку. Общественные сотрясения повлияли как на индивидуальные условий проживания конкретного человека, так и на общественные основы в целом.

Особое значение, в связи с вышеизложенным, приобретает процесс социализации, в ходе которого человек приспосабливается к социальным требованиям, новизне отношений, веяниям времени и устанавливает баланс между общественными и собственными ценностями. Социализация предполагает развитие личности в определенных общественных отношениях и институтах, таких как: семья, ближайшее окружение, образовательная организация и мн. др. в заданных социально-экономических условиях региона, страны, национальных особенностях и традиций народа, представителем которого является человек. По мере взросления человека процесс социализации претерпевает изменения и осложняется тем, что происходит физиологическая и ценностно-смысловая перестройка, видоизменяются интересы, а на их основе ценностные ориентации и убеждения личности.

Подростки наиболее подвержены влиянию всех социальных институтов разного уровня, которые ставят их перед необходимостью делать выбор и принимать решения. Стихийная недостаточно контролируемая социализация личности подростков женского пола, возникающая в условиях проживания несовершеннолетних в неблагополучных семьях или семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию, приводит к асоциальному поведению, одним из проявлений которого является ранняя сексуализированность, возникающая при неправильно сформированных штампах поло-ролевого поведения. Подобная социализация имеет непосредственные психотравмирующие воздействия и отсроченные психотравмирующие эффекты. В отношении несовершеннолетних женского пола заявленная проблема приобретает особенную значимость, так как влияет на репродуктивный потенциал страны и формирование образа общества будущего.

Первостепенное значение приобретает вопрос о формировании и развитии социально-одобряемых ценностных ориентаций, так как они являются ориентирами дальнейшей жизни людей. С помощью четко определенной иерархии ценностей, определяемых личностью, выстраиваются ближние и дальние цели, имеющие жизненно важное значение, определяются способы их достижения и реализации. Среди дальних целей для человека особое значение имеют те, что отвечают за реализацию жизненного пути, вот почему важно сформировать социально одобряемые ценностные ориентации, нравственное ядро несовершеннолетних женского пола, которые должны в будущем состояться, как жены, матери, специалисты.

«Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека»[1], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение: «ценностные ориентации – интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [3]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

В СРЦ «Снегири» поступают несовершеннолетние женского пола, проживающие в семьях, где вопросам воспитания, развитию социально одобряемых ценностных ориентаций, формированию поло-ролевой модели поведения уделяется недостаточное внимание со стороны законных представителей либо не уделяется вовсе. Часто девочки воспитываются в неполных, социально уязвимых семьях, нередко в асоциальных.

Наблюдения, беседы, опросы, проводимые с воспитанницами центра, показали низкий уровень знаний правил личной и интимной гигиены, роли женщины как хранительницы семейного очага. Девушки не могут вести семейный бюджет, хозяйство. Зачастую у них отсутствуют элементарные навыки распределения мужских и женских ролей. Многие из них недовольны своей внешностью, не уверены в себе, не имеют представления о здоровых крепких отношениях.

В период реабилитации для формирования социально одобряемых ценностных ориентаций нами реализуется программа «Девичий мир», которая предполагает встраивание нового знания о собственной личности в уже сформированную модель поведения, которая впоследствии, на его основе, претерпит изменения, а сформированные компетенции будут демонстрироваться девочками-подростками в реальных жизненных ситуациях.

Программа «Девичий мир» реализуется для воспитанниц подросткового возраста, продолжительность одного занятия составляет 50 минут. Программа включает в себя обязательные разделы, такие как: «Правильное питание», «Здоровье и гигиена», «Художественно-творческая деятельность», «Работа над внешностью», «Ведение домашнего хозяйства», «Физическое воспитание и приобщение к здоровому и безопасному образу жизни», «Саморегуляция». Каждое занятие предполагает актуализацию уже имеющегося опыта, как позитивного, так и негативного, формулировку проблемного поля, поиск выхода из затруднения с учетом введения нового знания и на этой основе формирование новых компетенций, в основе которых лежат социально одобряемые ценностные ориентации.

Принципы, на основе которых реализуется программа:

– системности. Процесс воздействия окружающей среды на воспитанниц представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического);

– гуманистического подхода. Основан на любви и бережном отношении к воспитанницам, уважении их личности, дружеском расположении к ним, понимании, заботе о развитии личности, содружестве между ними и педагогами;

– коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело выполняется вместе. Такой подход позволяет каждому его участнику внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические;

– индивидуальности. Любая из воспитанниц имеет возможность проявить свои индивидуальные способности;

– творческого саморазвития. Побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества;

– демократического сотрудничества. Признание равенства прав и свобод всех участников программы в ходе ее реализации;

– свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждой воспитаннице предоставляется возможность выбора вида деятельности при проведении своего досуга. Администрация центра «Снегири» обеспечивает возможность заниматься в кружках, объединениях, секциях в зависимости от интересов.

Содержательный раздел программы

Тематика

Основные задачи

Содержание

Правильное питание

1. Расширить знаний о значении продуктов питания для здоровья и правильного питания.

2. Научить выбирать и правильно хранить продукты питания

Правильное и рациональное питание. Составление ежедневного и праздничного меню. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов

Здоровье и личная гигиена

1. Обучить правилам ухода за телом, применению гигиенических и косметических средств. Закрепить привычку ухаживать за своим телом.

2. Обучить правилам ежедневного ухода за волосами. Научить подбирать прическу. Дать навыки ухода за ней. 3. Привить навыки ухода за руками. Познакомить с видами наращивания ногтей.

4. Привить навыки ухода за ногами

Личная гигиена девушки. Правила ухода за телом, соблюдение гигиенических норм. Уход за кожей лица, рук и за волосами. Приготовление различных масок

и для волос. Прическа и укладка. Виды наращивания ногтей. Правила ухода за ногами и ступнями. Маникюр и педикюр. Правила ухода за обувью и ее ношение

Художественно-творческая

деятельность

1. Развить творческие способности, аккуратность и тщательность в работе. Заложить основы художественного вкус.

2. Познакомить с разными видами рукоделия

Изготовление поделок с использованием различных техник. Применений дизайна при проектировании помещений, одежды и пр. Виды рукоделия

Работа над внешностью

1. Сформировать умение подбирать одежду в соответствии с тенденциями моды и временем года.

2. Объяснить зависимость поведения человека, особенно от внешнего вида, качества и стиля одежды на разных возрастных этапах.

3. Познакомить с видами макияжа. Научить накладывать его

Роль одежды, в жизни каждой девушки, женщины.

Стиль в одежде, ее украшение. Правила подбора одежды на разные случаи жизни. Виды макияжа

Ведение домашнего хозяйства

1. Повысить уровень общего развития девочек, способствующий всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни.

2. Воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость, элементы трудовой культуры, организация труда, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

3. Научить применять на практике правила сотрудничества в процессе коллективной деятельности

Расходы и доходы. Нормы требований к жилому помещению и меры по их обеспечению. Уход за мебелью, стеклом, зеркалами, одеждой. Ручная и машинная стирка. Глажка. Техника безопасности при работе в бытовых условиях

Физическое воспитание и приобщение к здоровому образу жизни

1. Дать установку на развитие физических качеств.

2. Познакомить с комплексом физических упражнений, направленных на исправление нарушений осанки, слабого или непропорционального развития.

3. Дать понятие здорового образа жизни. Рассказать об отрицательных сторонах вредных привычек

Комплекс гимнастических упражнений, направленный на разминку и укрепление различных групп мышц.

Закаливание. Водные и солнечные процедуры. Вред курения. Наркоманию и алкоголизм легче предупредить, чем излечить

Саморегуляция

1. Формирование положительной самооценки

2. Развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, способности к конструктивному выражению эмоций

Устранение или ослабление имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений.

Лучшие стороны моей личности. Умение делать комплименты.

Женственность и красота. Лидерские качества и позиция ведомого

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

– рост уровня общей социализированности воспитанниц;

– адекватная поло-ролевая самоидентификация девочек-подростков, освоение ими социальных ролей в семье;

– сформированные на достаточном, нормативном уровне социально одобряемые ценностные ориентации;

– рост навыков эффективной коллаборации;

– выстраивание поло-ролевой модели поведения в соответствии с культурой, традициями общества;

– приобретение целевых установок, направленных на здоровый и безопасный образ жизни;

– формирование адекватных представлений о семейной жизни;

– демонстрация навыков эффективного общения и взаимодействия с представителями разнообразных социальных институтов.

Литература:

1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.

3. Психология. Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005. – с. 155.

4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Текст: учебно-методическое пособие / Е.Н. Степанов. М.: Творческий Центр, 2004. – 157 с.

Количество просмотров: 8325  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Использование национально-регионального компонента в процессе обучения математики
2. Регионально-краеведческий компонент в межрегиональном образовательном сетевом взаимодействии специализированных образовательных учреждений
3. Новосибирск в задачах
4. Регионально-краеведческий компонент в учебно-воспитательном процессе
5. Использование текстов сибирского писателя А. Черноусова для организации и проведения уроков русского языка с элементами национально-регионального компонента
6. Роль регионально-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
7. Использование компетентностного подхода в обучении химии
8. Поделки из бросового материала как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
9. От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников
10. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе
11. Пути формирования продуктивных речевых умений на уроках немецкого языка в начальной школе
12. «Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности
13. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе коллективной деятельности
14. Педагогическая площадка «Отказываемся от стереотипов, развиваем страсть к изобретению нового!»
15. Ценнейший старт для формирования нового отношения к учебе
16. Воспитательный потенциал современного урока
17. Организация летней педагогической практики студентов ГАПОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им А.С. Макаренко» в ООЦ «Солнечный мыс – 2»
18. Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников
19. Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов
20. Важность совместного досуга родителей с детьми

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы