И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе

 
 

Калугина Оксана Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе

УМК «Школа России». 4 класс

Тема урока: И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: групповые технологии, технология продуктивного чтения, технология обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая технология; ИКТ технология; здоровье сберегающая технология.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, творческая.

Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь».

Планируемые результаты обучения на уроке:

Предметные: ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос».

Личностные: умение проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей; формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; формирование патриотизма, эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные

Познавательные: умение ориентироваться в своих знаниях, делать выводы в результате мыслительных операций; умение находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте, умение использовать жизненный опыт, умение извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель урока и отдельных заданий; умение планировать свою деятельность в соответствии с целью урока; умение вносить коррективы в план действий, осуществлять контроль по результату; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, толковые словари, карточки, картинки для коллажа, смайлики настроений.

Основные понятия: гимн, риторический вопрос, инверсия, патриотическая лирика.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, ИЗО, музыка.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

Настрой на урок.

Эмоциональная реакция учащихся.

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои эмоции мимически.

2. Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о русских поэтах и их стихах;

Учащиеся читаю стихи о Родине.

Определяют, какой темой они объединены, о чем пойдет речь на уроке.

Учащиеся читают наизусть отрывки стихов о родине, Руси, России.

Стихи объединены темой Родины, России, Руси.

Личностные УУД: Учатся воспринимать чтение стихов и понимать их содержание, обобщают и определяют тематическую связь разных поэтических строк.

Регулятивные УУД: учатся делать выводы и предположения;

Познавательные УУД: учатся определять тему произведений.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; первичное восприятие текста произведения.

Подготовка к первичному восприятию текста

Первичное восприятие.

Рефлексия первичного восприятия.

Прослушайте стихотворение.

(Текст стихотворения звучит в аудиозаписи).

Личностные УУД: формируется эмпатия – понимание чувств других, сопереживание; Учатся восприятию лирической поэзии.

 У детей формируется интерес к учебному материалу, Познвательные УУД: формируется способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: Умение словесно выражать свои переживания и эмоции.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

Цель:

1) актуализация знаний о биографии поэта;

2) постановка учебных задач урока.

Блиц-опрос по биографии Никитина И. С.

Создание проблемной ситуации.

Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему?

Постановка учебных задач урока.

Ребята отвечают на вопросы.

 

Формулируют учебные задачи.

 

 

Личностные УУД: Формируется интерес к жизни и творчеству русского поэта, умение быстро ориентироваться в ситуации и быстро отвечать на вопросы с опорой на свои знания.

Познавательные УУД: Учатся ставить учебные задачи; Регулятивные УУД. осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия; осуществлять поиск нужной информации;

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) построение и фиксация нового знания, о том, что гимн – хвалебная песня.

2) Изучение былинного стиха и его особенностей

3) Получение нового знания о былинном стихе – инверсия.

Учащиеся предлагают выход из затруднения

Находят значение слова – ГИМН.

Работа в группах по карточкам с проблемными вопросами.

Работа с художественными средствами языка, подведение учащихся к понятию инверсия (элемент новизны)

 

Посмотреть в словаре, или воспользоваться интернетом.

Работа в мигрогруппах.

 

 

Личностные УУД: формируется способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопросы работая с текстом в группе, развитие беглого чтения. умение находить информацию в различных источниках; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; анализировать полученную информацию, выделять главное, строить рассуждения об объектах и образах; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.

Физминутка

Цель: сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха.

Выполняем движения в группах.

Звучит песня «Русь» на стихи И. С. Никитина

Личностные УУД: Формируется способность ценить красоту музыки и пения, ценить лирическую русскую поэзию, вдохновляться творчеством поэта.

6. Продолжение реализации учебного проекта и одновременное первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель:

1) работа над смысловыми частями произведения «Русь», определение настроения и главной мысли каждой части, словарная работа;

2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.

Чтение каждой части.

Работа над содержанием каждой части стихотворения по группам.
Словарная работа с мало знакомыми словами.

Анализ художественных средств.

Выводы по каждой части стихотворения, подтверждающие, что произведение «Русь» - гимн отчей земле.

Введение понятия Риторический вопрос.

Актуализация знаний об исторических событиях нашей страны, изученных на уроках окружающего мира.

Учащиеся работают в группах.

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; формирование любви к своей Родине, эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД: отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос», инверсия. умение находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте, умение использовать жизненный опыт,

умение планировать свою деятельность в соответствии с целью урока;

Регулятивные УУД: умение вносить коррективы в план действий, осуществлять контроль по результату; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия; умение оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою позицию; слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе; использование речи для регуляции своего действия.

7. Самостоятельная работа.

Цель:

1) проверка умения применять полученные знания,

 

Продолжите в группах фразу: Стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле потому что……..

в группах, высказывают своё мнение, аргументируя ответ, делают выводы.

Личностные УУД: формулируют собственное мнение, аргументируют его; контролируют действия партнёра.

Познавательные УУД: Выделяют главное, строят рассуждения об объекте,

Регулятивные УУД: дети отстаивают свою точку зрения в группе;

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между поэтическими образами и художественными;

2) воспитывать чувство патриотизма.

 

Информация о домашнем задании

Сравнение поэтических образов в стихотворении «Русь» с художественными образами.
Учащиеся работают по группам, подбирают художественные картины для каждой части, создают из них коллаж, Сравнивают средства с помощью которых, мы воспринимаем поэтические – словесные и художественные образы.

Информирование учащихся о д\з.

Выполняют коллаж.

Делают выводы, наблюдая и сравнивая разные образы поэтические и художественные.

 

 

 

Личностные УУД: Наблюдают за своим внутренним состояние, Учатся получать эстетическое удовольствие от лирической патриотической поэзии, Воспитывают в себе чувство патриотизма, проникаясь его глубиной через литературные образы.

Познавательные УУД: Сопоставляют разные выразительные средства, сравнивают и анализируют результат и свои впечатления.

9. Рефлексия деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки;

Подведение итогов урока.

Рефлексия и самооценка работы на уроке методами – «смайлики настроения» и «лесенка успеха».

Самооценка своего настроения и активности на уроке.

Личностные УУД:

Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости.

Количество просмотров: 7220  

Добавить комментарий

1. Формирование надпрофессиональных навыков – основа воспитания личности 21 века
2. Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»
3. «Юные лыжники»
4. Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»
5. Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе
6. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»
7. И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе
8. Первое представление о лирической прозе. И. Бунин «Муравский шлях» (Приемы обучения смысловому чтению)
9. «Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина
10. Разработка мероприятия «День семиклассника»
11. Методическая разработка урока французского языка «День рождения моего французского друга (подруги)» по ФГОС ООО (5 класс)
12. Методическая разработка урока технологии в 6 классе
13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении»
1. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы