Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»

 
 

Кузьменко Лариса Александровна,

библиотекарь МБОУ С(К)НШ № 60 г. Новосибирска

 

Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»

Перечень выставки (подраздел для младших школьников)

Книги:

Благинина, Е. Почему ты шинель бережешь? Москва: Дет. лит., 1980

Георгиевская, С. Люся и Василек. Москва: Дет. лит., 1978

Рассказы и стихи о войне. Москва: Омега, 2010

Рассказы о войне. Москва: Самовар, 2015

Степанов, В. Мы живем в России. Москва: Оникс, 2008

Изобразительный материал: «Великая Отечественная война в произведениях художников». Москва: Мозаика-Синтез, 2009

Классы: 2-4-е классы специальной (коррекционной) начальной школы.

Форма проведения: литературный обзор-беседа.

Методы проведения: рассказ библиотекаря, громкое чтение, комментированное чтение, вопросы к детям, объяснение, поочередное чтение вслух учащимися, рассматривание иллюстраций и репродукций.

Раздаточный материал: ксерокопии стихотворений «Что такое день Победы», «Бессмертный полк», пословицы и поговорки о войне, георгиевские ленточки.

Цель: формирование у учащихся специальной (коррекционной) начальной школы чувства патриотизма и гражданственности через ознакомление с произведениями художественной литературы и произведениями изобразительного искусства.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны, вызывать у учащихся чувство благодарности к пережившим Великую Отечественную войну или погибшим на полях сражений.

2. Расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне, о жизни взрослых и детей в годы войны.

3. Формировать у детей интерес и потребность слушать произведения разных жанров и тематики, умение слышать художественный текст и реагировать на его содержание, получать эстетическое наслаждение от произведения художественной литературы.

4. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации, репродукции и рассказывать о полученных впечатлениях.

5. Обогащать и активизировать словарь учащихся: Великая Отечественная война, герои, воин, ветеран, сражения, фронт, тыл, эвакуация, родина, день Победы, бессмертный полк и др.

Приложение. Презентация

Ход урока

Организационный момент: ритуальное приветствие-перекличка «Мы в библиотеке», вступительное слово библиотекаря.

Сегодня мы с вами встречаемся у выставки, которая посвящена Великой Отечественной войне. Познакомимся с рассказом и стихотворениями, рассмотрим иллюстрации, репродукции, почитаем вслух и обсудим, что вам запомнилось на выставке.

Много лет назад на нашу страну напали враги – фашисты. Папы, братья, дедушки многих детей ушли на войну, чтобы защитить своих родных, свой край, свою родину. Так началась Великая Отечественная война.

Громкое чтение (библиотекарь) стихотворения «Рассказ ветерана».

Библиотекарь объясняет значения слова «ветеран».

Вопросы для учащихся:

Что делал воин на войне?

Что просит ветеран беречь?

Рассматривание репродукции картины П. Кривоногова «Защитники Брестской крепости», вопросы по картине к учащимся и обмен впечатлениями.

Картина «Защитники Брестской крепости», художник Петр Кривоногов.

Описание картины: Художник показал бойцов в разгар боя. Над крепостью ещё развевается красный флаг. Все сражаются, все бьются за Брест, за Родину, охваченные одной идеей – не пропустить врага. Не забыть гневное лицо раненого бойца, который вот-вот бросит гранату из последних сил, но с необоримой внутренней мощью. Мы знаем: все они погибнут. Погибнут в те дни, когда враг казался всесильным. Хотя именно они сломали представление о непобедимости гитлеровской армии. И есть в этой трагической картине дух Победы. Ведь такие художники, как Кривоногов, восстановили правду подвига и превратили Брестскую крепость в символ непревзойдённой стойкости Красной Армии.

Библиотекарь: В годы Великой Отечественной войны возникло много пословиц и поговорок.

Работа с раздаточным материалом.

Поочередное чтение детьми пословиц и поговорок:

Народ навалится – и враг свалится.

Наш народ сплочен и един, он непобедим!

На войну отвечаем войной, идем на врага стеной!

Россия с давних пор давала врагу отпор и др.

Игра «Собери пословицу по словам»: соревнование в парах.

Физкультминутка:

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны)

Появился самолет. (Полетели как самолеты)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (Опустили руки)

И на место все садись! (Сели на места)

Громкое чтение стихотворения (библиотекарь) Е. Благининой «Папе на фронт».

Вопросы: о чем пишет мальчик своему папе? О чем мечтает мальчик?

Рассматривание репродукции картины А. Лактионова «Письмо с фронта». Обмен впечатлениями.

«Письмо с фронта»,  художник Александр Лактионов

Описание картины: на картине изображен вид из дома на крыльцо, на котором стоят несколько человек. На заднем плане расположены соседние дома и широкий зеленый двор. На голубом небе легкие облака и след от истребителя – безмолвное свидетельство войны. Центр композиции задает мальчик – он сидит на скамье с письмом в руках и читает его вслух. Вокруг собрались слушатели. В тени дома стоит его мать, в руках она держит конверт и свои очки. Рядом – его сестренка. Снаружи, опираясь на трость, стоит солдат, принесший весточку. Он не удержался и решил остаться, чтобы разделить радость с семьей своего фронтового товарища. Невдалеке, опираясь на перила стоит девушка-соседка, которая, очевидно, шла мимо и решила присоединиться к чтению письма. Внутренняя часть дома утопает в тени – это пространство относится к повседневным заботам, тяжелому труду, долгим дням и ночам ожидания. В противоположность этому, солнечный свет, выделяющий крыльцо – символ радости, благой вести. При этом, лицо мальчика освещено не сверху, а снизу, как будто светится само письмо. Ведь новости с фронта о том, что их муж и отец жив – это то, что поддерживает семью, придает им силы жить дальше и ждать.

Библиотекарь: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. В тылу (объяснение значения слова) трудились на заводах и фабриках женщины и дети, заменяя ушедших сражаться с врагом мужчин. Война сильно изменила жизнь людей. Многим пришлось покинуть свой дом, город и уехать в эвакуацию (объяснение значения слова).

Громкое чтение/пересказ фрагментов рассказа С. Георгиевской «Люся и Василек» (длительный фрагмент урока)

Вопросы: С кем жила Люся до войны? Что случилось с Люсей на станции? Как жили Люся и её мама после возвращения? О ком всегда будут помнить мама, Люся и Василек?

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти – все бойцы, удалые молодцы

(сжимаем и разжимаем кулачки, кладём руки на стол ладонями вниз)

Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых

(поднимаем большие пальцы)

Два гвардейца-храбреца!

(указательные пальцы)

Два сметливых молодца!

(средние)

Два героя безымянных, но в работе очень рьяных!

(безымянные)

Два мизинца-коротышки, очень славные малышки!

(поднять мизинцы и хлопнуть ладонями по столу)

Библиотекарь: Великая Отечественная война продолжалась четыре года.

9 мая 1945 года для России и всего мира стали великой датой. Это день Победы.

Рассматривание репродукции картины П. Кривоногова «Победа». Обмен впечатлениями.

«Победа», художник Петр Кривоногов

Описание картины: автору картины довелось участвовать в Великой Отечественной. Он прошел весь путь – от Москвы и до победного Берлина. Сюжет был задуман в тот самый момент, когда красная армия победно штурмовала немецкий Рейхстаг, и он пал в руинах, обломках и пыли.

Что мы видим на холсте? Победа над фашизмом сопровождается у художника радостными выкриками советских солдат – многократным «Ура!». Несчетное число воинов торжественно и самозабвенно ликует. Бойцы подняли руки вверх, протягивая ввысь оружие, каски и алые флаги.

Здание Рейхстага раздроблено, обгоревшие колонны испещрены выстрелами, на ступенях – каменные осколки и убитые противники. Бой только-только завершился, еще даже дым не развеялся на месте стычки. Это первый клич радостного освобождения, это счастье, дарованное за стойкость и верность идеалам справедливости.

Библиотекарь: Мы никогда не забудем тех, кто не вернулся с войны.

Громкое чтение (библиотекарь) стихотворения К. Вуколова «Бессмертный полк».

Вопросы: Кто идет в бессмертном полку? О ком будут помнить?

Повторное коллективное чтение.

Библиотекарь: В праздничные дни миллионы людей в Российской Федерации и других странах мира по доброй воле прикрепляют Георгиевскую ленточку – символ военной славы – к одежде, публично демонстрируя свое уважение к воинам, сражавшимся за Отечество, всенародную гордость за Великую Победу.

Цвета ленты – черный и оранжевый (желтый), – означающие «дым и пламень (огонь)», являются символом военной доблести и славы.

Просмотр ролика с сайта Международная акция «Георгиевская ленточка» 2022: Лента как носить.

Обсуждение с детьми. Раздача ленточек.

Громкое чтение (библиотекарь) стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы».

Повторное коллективное чтение.

Предложить детям взять тексты стихотворений «Что такое день Победы» и «Бессмертный полк» для заучивания наизусть.

Рефлексия.

Повторение вместе с детьми содержание библиотечного урока. Обмен впечатлениями.

Приложение

«Рассказ ветерана»

В. Степанов

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, – живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!

 

«Папе на фронт»

Е. Благинина

Здравствуй, папка!

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился –

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Я, конечно, одолел в борьбе.

А потом принёс те два осколка,

Что нашёл недавно у ворот,

И сказал тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказал да тут же и проснулся,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулся,

В удивленье поглядел на тьму.

Тьма такая – ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так… от радости…

Твой сын.

 

«Бессмертный полк»

К. Вуколов

В полку бессмертном я и дед,

Идём в строю, несём портрет.

На фотографии солдат –

Мой прадед много лет назад.

В семье рассказывали мне,

Сражался прадед на войне,

Как воевал геройски он,

Что много раз был награждён.

Давно войны той страшной нет.

Остался прадеда портрет,

Который с дедушкой несём,

И память долгая о нём.

 

«Что такое день Победы»

А. Усачев

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

Количество просмотров: 1514  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы