Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

 
 

Астапова Елена Витальевна,

заведующий информационно-библиотечным центром

МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко

 

Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Место проведения: МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко.

Целевая аудитория: учащиеся 4-х классов.

Ведущие: учащиеся 6-9-х классов, 4 человека (на протяжении урока выполняют роль военных корреспондентов, одеты в военные рубашки, военные галстуки и пилотки).

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну и свой народ.

Задачи:

1. Привлечь внимание к истории России.

2. Воспитывать сознательность и сопричастность к великим историческим событиям, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам и детям войны.

3. Расширять кругозор учащихся в рамках значимых исторических событий нашей страны.

4. Создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников.

Ресурсы: компьютер, проектор.

Приложение: презентация.

Слайд 1

Фоном звучит вальс Фронтовой медсестры, дети проходят, рассаживаются.

Слайд 2

1-й ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок Мужества. Он посвящен Блокаде Ленинграда. Теперь это город Санкт-Петербург – один из самых красивых городов нашей Родины. 80 лет назад войска фашистской Германии без предупреждения в 4 часа утра напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война нашего народа против фашистских захватчиков!

На слайде выходит дата

2-й ведущий:

Фашисты говорили, что Москва – это сердце нашей страны, а Ленинград её душа. Москву захватить. А Ленинград уничтожить! Ленинград – теперь это город Санкт-Петербург. И сейчас и тогда это был крупнейший, второй после Москвы, город России.

Слайд 3

1-й ведущий:

Поэтому основной удар фашисты направили на город Ленинград. Приказ Гитлера: Окружить Ленинград кольцом как можно ближе к городу! Город максимально быстро уничтожить! Жителей города, выходящих из кольца, расстреливать!

На слайде выходят стрелки

2-й ведущий:

В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде. Это окружение со всех сторон. Помощи не получить от своих. Они находятся за линией врага! Блокада – это кольцо! Кольцо фашистских войск. Все дороги были перекрыты! Ни на поезде, ни на машине, ни на катере нельзя было подойти к Ленинграду! И выйти из города тоже нельзя было. В кольце оказались наши солдаты и жители города! Более 3 млн человек.

Слайд 4

1-й ведущий:

Началась самая страшная блокада в истории нашего народа! Три слова, которыми можно описать жизнь в Ленинграде в то время – бомбёжки, голод, смерть…

1-й чтец:

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли. Что такое слёзы.

Что называется страхом и мольбой.

Слайд 5

2-й ведущий:

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года (слайд 5). Она длилась 872 дня! Мы будем помнить об этом всегда!

Слайд 6

1-й ведущий:

Ребята, и сегодня мы будем вести урок как военные корреспонденты. Мы будем показывать вам фотографии и кадры той страшной блокады! Показывать и рассказывать!

Выписка из документа из ставки Гитлера:

«1-й пункт: после разгрома России существование этого огромного города не будет иметь смысла.

2-й пункт: плотно блокировать город и сравнять его с землёй с помощью бомбардировок с воздуха!»

2-й ведущий:

Ребята! Фашисты пытались выполнить приказ Гитлера в течение года. Но не смогли выполнить! Город не сдался! Блокада Ленинграда длилась почти 3 года! За это время мальчики и девочки, которые, как и вы, учились в 4-м классе, должны были закончить 7-й класс… Но они не смогли это сделать…. 872 дня дети и взрослые не сдавали фашистам свой город!

Слайд 7

1-й ведущий:

С тех пор прошло много дней, но ленинградцы хорошо помнят каждый день блокады. Каждый день был битвой за жизнь!

2-й чтец:

Страшней войны не бывало еще,

Чем сорок первый по сорок пятый!

Враг рвался в страну! Он стал палачом.

И видел наш Ленинград распятым…

1-й чтец:

Нет, мы не плачем! Слёз для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не даёт!

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет греет и ведёт.

Слайд 8

1-й ведущий:

Все жители Ленинграда вышли на защиту своего города. Женщины, дети, пожилые люди. Все встали на защиту города. Рыли окопы. Чистили дороги для наших солдат.

Слайд 9

2-й ведущий:

В городе много исторических памятников. Бомбёжки города были непрерывны. Люди укрывали памятники от бомбёжек. Стремились их сохранить. На фотографии вы видите, как памятник Петру I прячут от снарядов под мешками с песком. И этот памятник спасли.

Слайд 10

1-й ведущий:

Фашисты решили сломить город обстрелами с воздуха. Погибали люди! Погибали животные! На фото вы видите погибшего слона!  Он попал под бомбы фашистов. Наш город Новосибирск в годы войны принял животных в зоопарк и спас от гибели много редких животных.

Слайд 11

1-й чтец:

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш, на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывала смерть!

2-й чтец:

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В лицо запрокинутое бьёт.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Слайд 12

2-й ведущий:

Школы продолжали работать. В классах было холодно. Ленинградские школьники сидели на уроках в шубах, рукавицах, шапках. Писали на старых газетах карандашами, потому что чернила замерзали на морозе. Но они не только учились. Чем могли дети помогали взрослым. После школы ребята дежурили на крышах. Туда падали зажигательные бомбы. Дети тушили их.

1-й ведущий:

Дети работали в госпиталях. Помогали санитарам. Мыли полы. Кормили раненых. Дети работали на заводе, отцы ушли на войну. Дети работали на станках и выпускали оружие, снаряды для фронта.

Слайд 13

1-й ведущий:

Наступила холодная зима. В городе закончились запасы топлива, не было электричества, света в домах не было. Жители, истощенные голодом за водой ходили к реке Неве.

Слайд 14

-й2 ведущий:

Без воды можно прожить только три дня. Поэтому наравне со взрослыми воду добывали дети. Возили на санках или тащили вдвоём вёдра. Мороз той зимой стоял страшный! Столбик термометра показывал 41 градус мороза!

Слайд 15

1-й ведущий:

Давайте посмотрим, как это было. Этот фильм снят военными корреспондентами в те страшные военные годы. Включаем фильм.

Слайд 16

2-й ведущий:

Дети прятались в подвалах. В бомбоубежище. Чтобы согреться от холода, дети сидели, тесно прижавшись друг к другу.

Слайд 17

1-й ведущий:

Немцы бомбами с воздуха уничтожили продовольственные склады. Надвигалось страшное! В Ленинграде начался настоящий голод…

Слайд 18

2-й ведущий:

Кусочек хлеба был так мал, что его вес даже не ощущался в руке…Умирали от голода мамы и бабушки. Первыми умирали взрослые. Они отдавали свой хлеб детям... Не было еды. Норма выдачи хлеба в осаждённом Ленинграде – 125 гр., булка хлеба делилась на 40 человек. 125 гр. – норма хлеба на день из мучной пыли и разных примесей.

Демонстрируется заранее подготовленный черный хлеб, напоминающий блокадный по виду и по весу, чтобы ребятам было понятно, сколько это – 125 гр. хлеба.

В музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится черствый и потемневший не от времени, а тёмный изначально ломоть хлеба.

1-й ведущий:

Вот что вспоминает жительница Ленинграда, пережившая блокаду:

Люди от голода ослабели. Они умирали так, как будто засыпали. А полуживые рядом люди не обращали на них никакого внимания. Смерть стала обычной. К ней привыкли. Когда утром выходишь из дому, сразу натыкаешься на трупы. Они лежали везде: у подъезда, на улице. Трупы долго лежат, потому что их некому убирать. В городе нет котов, нет собак. Их съели.

Слайд 19

2-й ведущий:

Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему мама всё время плачет, почему на вой сирены надо бежать в бомбоубежище. Когда умирала мама или бабушка их забирали в детские дома. У каждого ленинградского ребёнка – своя страшная история жизни.

Слайд 20

1-й ведущий:

Нам стала известна история девочки Тани Савичевой. Она вела маленький дневник. На её глазах умирали её бабушка, мама, брат, сестра, вся семья Савичевых.

Слайд 21

2-й ведущий:

Ребята, давайте посмотрим, как это было.

Включает фильм

Слайд 22

1-й ведущий:

Жители блокадного Ленинграда умирали от голода, от холода. Умирали постепенно. Пока кто-то мог ходить, приносил хлеб. Но жертв голода было много.

2-й ведущий:

Гробов не хватало. Умершего от голода ребенка, взрослого заворачивали в простынь. Обвязывали веревкой. И тащили к месту захоронения.

Слайд 23

1-й ведущий:

За время блокады фашисты выпустили по городу (слайд 24) 150 тысяч снарядов, сбросили 5 тысяч бомб. Разрушили 3174 здания. Но жители не сдавались!

2-й ведущий:

А в это время наши солдаты нашли кусочек дороги. Опасной дороги через Ладожское озеро. По льду днём и ночью пошли  машины. Везли в город продовольствие, боеприпасы. Шли по льду под постоянными бомбёжками. Проваливались под лед. Погибали солдаты. Поэтому этот путь солдаты называли «ДОРОГОЙ СМЕРТИ».

Слайд 25

1-й чтец:

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм!

С огнём и кровью пополам.

Слайд 26

2-й ведущий:

Назад ИЗ БЛОКАДНОГО Ленинграда машины увозили больных детей. Спасали от голодной смерти. Поэтому жители называли  «ДОРОГОЙ ЖИЗНИ» этот страшный путь под бомбами фашистов.

Слайд 27

1-й ведущий:

Голодный город стоял! Самолеты врага обстреливали город.

Слайд 28

2-й ведущий:

Наши войска перешли в наступление. Через 6 дней ожесточённых страшных боёв кольцо блокады разорвали.

Слайд 29

2-й ведущий:

Давайте посмотрим, как это было. Включает фильм

Слайд 30

1-й ведущий:

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Город праздновал свое освобождение салютом.

Слайд 31

1-й ведущий:

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы боролись за свой город. Ни голод! Ни холод! Ни авиация! Ни бомбы не сломили защитников города.

2-й ведущий:

В честь подвига ленинградцев поставлен памятник. Он называется  «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни». Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.

Слайд 32

1-й ведущий:

27 января наш народ отмечает День снятия блокады! Полного освобождения Ленинграда от фашистов!

2-й ведущий:

Слава и тебе, Ленинград!

Выстоял.

Сражался.

Победил.

Слайд 33

1-й ведущий:

Мы всегда будем помнить подвиг жителей Ленинграда!

Ребята, просим вас встать! Объявляется Минута молчания!

Включаем МИНУТУ МОЛЧАНИЯ

Наш урок окончен! До свидания, ребята.

Литература

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. СПб.: Лениздат. 2013. 544 с.

2. Берггольц О. Говорит Ленинград. М.: АСТ. 2020. 540 с.

3. 7 великих побед и еще 42 подвигав Великой Отечественной войне / Ю. Лубченков, Ю. Попов. М.: Эксмо. 2010. 252 с.

4. Дети Великой Отечественной войны. К 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне / Сост. М. С. Андреева, М. П. Короткова.

Интернет-ресурсы:

5. Сайт Президентская библиотека https://www.prlib.ru/item/1180395.

6. Ссылка для скачивания медиа файлов: https://cloud.mail.ru/stock/9F9VdUfSzqsmNX7yhvmTwrLe.

Количество просмотров: 3275  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы