Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»

 
 

Федоритенко Валентина Александровна,

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ № 191 г. Новосибирска

 

Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»

Одной из задач воспитательной работы в школе является формирование гражданственности, патриотизма, это реализуется в рамках Рабочей программы воспитания (п. 31.3 ФГОС НОО, п. 32.3 ФГОС ООО). Накануне празднования 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне эта работа особенно актуальна. Данная разработка предназначена для учащихся 5-8-х классов.

Цель: воспитание уважительного отношения к истории своей страны, гордости за победу советского народа в Великой Отечественной войне на простых примерах стойкости человеческого характера, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества.

Задачи:

Познавательные:

– расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;

– сохранить память о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне;

– рассказать учащимся о тяготах военных дорог, которые прошагал советский солдат.

Развивающие:

– развивать качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за

свою Родину, стремление к миру;

– развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе страны;

– развивать связную, выразительную речь.

Воспитательные:

– формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам,

гордость за земляков – участников военных событий через чтение писем с фронта;

– побуждать учащихся к нравственным поступкам; воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Основные понятия: Фронт, Тыл, Мобилизация, Связист, Полевая почта, Солдатский треугольник, Солдатская кухня.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация в программе «PowerPoint», фотографии военных лет, фронтовые письма, выход в Интернет, сайт https://pismapobedy.ru, карточки с нумерацией для команд, чистые тетрадные листы, ручки, карточки с названием станций.

При подготовке к игре, были проведены в 8-х и 5-х классах классные часы по темам: «Письма военных лет», «Растения, которые помогали во время войны», «История военных песен», «Основные сражения Великой Отечественной войны», «День Победы», урок литературы, посвящённый «Стихам и песням о Великой Отечественной войне».

Ход игры

Ведущий: Федоритенко Валентина Александровна – педагог-библиотекарь.

Помощники ведущего: ученики 10-го класса.

Жюри: учителя школы.

Слайд № 1. Название игры-путешествия (Великая Отечественная война)

Прошло уже 78 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы Неизвестному солдату, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб как раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений, и память тех, кто ковал победу, обеспечивая Армию всем необходимым.

Слайд № 2. Задание командам (команды по пять человек из 8-х классов сидят за пронумерованными столами и отвечают письменно на вопросы ведущего)

Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г.)

Какой день недели был, когда началась война? (воскресенье)

Сколько лет (или дней) длилась война? (4 года или 1418 дней)

Есть в календаре даты, навечно вписанные в летопись истории. Такой датой является 22 июня 1941 года.

Слайды № 3, 4 (Голос Левитана о начале войны)

Война легла тяжелым бременем на советский народ. На защиту Отечества встали и стар, и млад. (Звучит песня «Вставай, страна огромная»).

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

Слайды № 5, 6, 7. Станция «Солдатский вещмешок».

У солдата за спиной вещевой мешок, винтовка, скрученная шинель и на ремне сбоку сапёрная лопатка, чтобы рыть окоп для укрытия.

Задание командам: К переноске в вещевом мешке предполагался строго необходимый солдатский минимум, рассчитанный на 1-3 дня: перечислите этот минимум?

Слайд № 6. Вещевой мешок – это брезентовый мешок объёмом около 30 кг, с пришитыми к нему плечевыми лямками, завязывающимися на горловине.

К переноске в вещевом мешке предполагался строго необходимый солдатский минимум, рассчитанный на 1-3 дня:

1. Бельё (сменная одежда)

2. Портянки (чтобы на ногу потом обуть сапоги)

3. Довольствие (сухари, консервы)

4. Оружейные принадлежности, ветошь (чтобы чистить своё оружие и содержать его в порядке)

5. Средства личной гигиены (расчёска, приборы для бритья, зубной порошок)

6. Боезапас (патроны для ружья)

Слайд № 7. Как надо завязывать вещевой мешок на горловине? https://victorymuseum.ru/projects/school-museum/news/soldat-meshok/

Слайд № 8. Станция «Солдатские письма»

Письма… Простые солдатские письма…

Сколько тепла в них, любви, романтизма,

Сколько в них веры в страну и в народ,

Веры в победу, что скоро придет!

Веры, что враг будет все же разбит,

Что армия выстоит и победит!

В письмах вопросы: о детях, жене,

Все ли здоровы, сыты, в тепле…

В письмах писали: «Скоро придем!

Как только фашистов в Берлине добьем!»

Письма от времени так пожелтели –

Трудно прочесть, разберешь еле-еле.

Слайды № 9, 10, 11.

Для обеспечения почтовой связью действующей армии была создана военно-полевая почта. В прифронтовых административных центрах были созданы военные почтовые сортировочные пункты. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой «треугольник», народ прозвал его солдатским. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Такие «треугольники» не заклеивались, перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был либо страничный листик из школьной тетрадки, либо – двойной, вырванный из середины тетради. Складывать треугольник следовало так, как показано на рисунке. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали письмо из куска газеты и отправляли папке на фронт. Сейчас ветхая бумага уже рвётся на сгибах, сделанных больше 78 лет назад. Выцветают чернила, стираются буквы. Проект «Письма Победы» помогает собирать письма военных лет, оцифровывает их и собирает в одну библиотеку. Узнать всю правду о военных буднях «от первого лица» можно по ссылке https://pismapobedy.ru/

(Раздать командам листочки и вместе с ними сложить письмо-треугольник и внутри этого письма написать Синквейн – пять строчек на тему «ПОБЕДА»)

Слайд № 11. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное)

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы)

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы (существительное)

Слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21. Станция «Растения, которые помогали выживать во время Великой Отечественной войны»

Проблема была одна – изыскание и использование местного лекарственного сырья для нужд госпиталей и больниц. Параллельно изучался химический состав лекарственного сырья, возможности получения из него препаратов, действие этих препаратов в организме больного. Всего в военные годы было введено в медицинскую практику около 50 лекарственных растений.

Задание командам: зачитывается текст вопроса и нужно узнать, что это за лекарственное растение: иван-чай, ромашка, мох-сфагнум, тополь, берёза, крапива, подорожник, рогоз (камыш).

Слайды № 22, 23. Станция «Солдатская кухня».

https://histrf.ru/read/articles/voina-voinoi-a-obied-po-raspisaniiu-chto-iel-sovietskii-soldat

На войне, в быту суровом,

В трудной жизни боевой,

На снегу, под хвойным кровом

На стоянке полевой, –

Лучше нет простой, здоровой,

Доброй пищи фронтовой.

Важно только, чтобы повар

Был бы повар – парень свой,

Чтобы числился недаром,

Чтоб подчас не спал ночей,

Лишь была б она с наваром

Да была бы с пылу, с жару –

Подобрей, погорячей.

Задание командам: Написать фронтовой рацион солдат, перечислить продукты, которые получали для фронтовой кухни.

Приём пищи для солдат был не просто утолением голода. Это были редкие минуты спокойствия и отдыха. Чем питались солдаты на фронте? Как была устроена военно-полевая кухня? Какие блюда были в почёте у бойцов.

Продовольственный ассортимент был таков: хлеб из ржаной и обойной муки, мука пшеничная второго сорта, крупа разная (рис, горох, гречка, пшено), макароны, вермишель, мясо, рыба, масло растительное, сахар, чай, соль, овощи.

У всего личного состава Красной Армии он был одинаков, различались только нормы выдачи. В наших военных частях обязательно горячая пища выдавалась утром до рассвета и вечером после заката. Любимыми блюдами, которые готовились на полевой кухне, были: кулеш – жидкая каша с мясом, борщ, щи, тушёный картофель, гречка с мясом. Причем из мяса была преимущественно говядина, и употреблялась она в варёном или тушёном виде.

Слайды № 24, 25. Станция «На солнечной поляночке».

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Слайд № 25. Задание командам: перечислить песни времён Великой Отечественной войны («Вставай, страна огромная», «Тёмная ночь», «В землянке», «Синий платочек», «Соловьи», «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Эх, дороги» и пр.)

Слайды № 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35. Станция «Победные вехи».

Задание командам: перечислить основные битвы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 г.

Оборона Брестской крепости – 22 июля 1941 г.–20 июля 1941г.

Битва за Москву – 30 сентября1941 г.–20 апреля1942 г.

Сталинградская битва – 17 июля 1942 г.–02 февраля 1943г.

Курская битва – 5 июля–23 августа 1943 г.

Блокада Ленинграда – 1941–1944 г. (900дней и ночей)

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом – 30 апреля 1945 г.

День Победы – 9 мая 1945 г.

Слайд № 36. Звучит песня «День Победы». Исполняют все вместе, встают и поют (раздать слова песни по командам)

Слайд с кадрами взятия Рейхстага и водружения Знамени Победы над Рейхстагом.

Подведение итогов. Награждение команд учащихся.

Количество просмотров: 1512  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы