Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)

 
 

Полтарацкая Лилия Александровна,

педагог-библиотекарь

МБОУ АКЛ имени Ю. В. Кондратюка

 

Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)

Мероприятие рассчитано на обучающихся 7-9-х классов.

Возможные варианты: в 7-х классах проводит педагог; в 8-9-х – педагог или учащиеся 10-11-х классов, Совет музея.

Цель: воспитание патриотических чувств учащихся на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа.

Задачи:

Образовательные:

– погрузить обучающихся в атмосферу военного времени;

– показать роль женщин в Великой Отечественной войне на примере женщин-летчиц;

– расширить знания учащихся о событиях 1941-1945 гг.;

– пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные:

– создать условия для воспитания уважения и благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;

– формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

– преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация «Женщины нашей Победы (о женщинах-авиаторах в Великой Отечественной войне)», музыкальное сопровождение: «День Победы» (Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова); «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача); другие песни (по выбору организаторов), выставка книг о летчицах, в том числе книги Расковой М. М., Тимофеевой-Егоровой А. А. и др.

При более полном погружении в эпоху использовать военную и гражданскую одежду времен войны.

Актуальность выбранной темы для обучающихся:

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. И такие беседы помогают осуществить поставленные цели и задачи.

Слайд 1: Бывают события, которые через десятилетия стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.

Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооруженные самой передовой по тому времени боевой техникой и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, но и о судьбах мира. Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Сегодня речь пойдет о наших ровесниках, о тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул – и не всем удалось вернуться.

Слайд 2:

Ты хочешь Мира? Помни о войне!

Забыть о ней хотелось бы и мне,

Пока еще таится под золой

Огонь войны, неистовый и злой.

Пока еще оружие в цене,

Почаще вспоминайте о войне.

Слайд 3: Удивительное поколение! Оно росло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимой песней была «Каховка», любимым фильмом – «Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь».

Слайд 4: Понятие «вещизм» для них не существовало, быт как-то не замечался – царило Бытие. Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания – вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно… Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом это поколение стало поколением добровольцев.

Слайд 5:

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

 

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году…

Слайд 6: «Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх опоздать погнал меня в военкомат уже 22 июня», – эти строки принадлежат перу Юлии Владимировны Друниной, поэту, женщины-фронтовика с трагической судьбой. До совершеннолетия Юлии не хватало еще 2-х лет.

«Впечатлительная московская девочка начиталась книг о героических подвигах и сбежала от мамы на фронт. Сбежала в поисках подвига, славы романтики… В первом же бою нас поразило ее спокойное презрение к смерти. У девушки было какое-то полное отсутствие страха, полное равнодушие к опасности… Она переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их. Перевязывала окровавленных, искалеченных людей, видела трупы, мерзла, голодала, но оставалась романтиком», – написал о Юлии Друниной командир ее санитарного взвода.

Слайд 7:

Какие удивительные лица

Военкоматы видели тогда!

Все шли и шли они из средней школы,

С филфаков, из МЭИ и из МАИ –

Цвет юности, элита комсомола,

Тургеневские девушки мои!

Ю. Друнина

Слайд 8: Когда мы говорим о победе нашей страны в Великой Отечественной войне, то чаще всего вспоминаем героев мужского пола. Так сложилось, что главными действующими лицами военных действий 1941-1945 годов считают солдат-мужчин. Именно их называют героями, о них пишут книги и снимают фильмы. Безусловно, они совершили настоящий подвиг, но не стоит забывать и о девушках, без которых, быть может, и не было бы победы.

Слайд 9: В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин! Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями.

Слайд 10: Можно сказать, что большинство девчонок попали на фронт прямо с выпускного бала, а некоторые и со школьной скамьи. Еще вчера они шили себе красивые платья и строили планы на счастливое будущее. А сегодня – взяли в руки оружие, надели сапоги и отправились защищать Родину.

И если для мужчины защита Отечества – это долг, то женщины шли на фронт добровольно, осваивая сложные и абсолютно не женские профессии: летчик, танкист, зенитчик.

Слайд 11: Девушки на войне… Как же трудно было им, юным, счастливым, любимым, становиться сильными, волевыми и даже жестокими, чтобы выжить…

О подвигах женщин в Великой Отечественной войне написано много. Кто сегодня скажет: сколько их, известных и безымянных героинь, прошло тяжкими дорогами Войны? Сколько их не вернулось?

Тысячи женщин и девушек сражались в годы Великой Отечественной войны в Военно-воздушных силах СССР. При этом женщины-авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и в отдельных «женских».

Слайд 12: Было три женских авиационных полка. Указ об их создании вышел 8 октября 1941 года. Это произошло благодаря известной летчице Марине Михайловне Расковой, которая уже на тот момент была Героем Советского Союза и обратилась непосредственно к Сталину с таким предложением. Её просьба была удовлетворена. Но желающих оказалось столько, что было решено сформировать не один, а сразу 3 женских авиаполка.

Во время Великой Отечественной войны Марина Раскова командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена в Кремлёвской стене. Её имя присвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге.

Слайд 13: Девушки активно шли в авиацию, ведь тогда было много различных аэроклубов. Тем более в сентябре 1938 года Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова совершили беспересадочный перелет Москва – Дальний Восток длительностью более 26 часов. За выполнение этого перелета они были удостоены звания «Герой Советского Союза». Они стали первыми женщинами – Героями Советского Союза еще до войны, а во время войны первой стала Зоя Космодемьянская.

Слайд 14: Таким образом, история женщин в авиации в годы войны приобрела совершенно новое звучание. В женские авиаполки вступали лётчицы Гражданского Воздушного Флота и аэроклубов Осоавиахима. Многие из них обладали хорошей техникой пилотирования.

Штурманами и техниками стали студентки вузов и техникумов, работницы фабрик и заводов. Девушек, имевших техническое образование, определяли на должности авиамехаников по вооружению, приборам и эксплуатации.

Слайд 15: Женские авиаполки получили наименования: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной лёгкобомбардировочный.

Из трех женских авиаполков, сформированных за годы войны, самым известным был 46-й Таманский гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

Слайд 16: Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Они нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью.

Самолеты По-2 (У-2) отличались поразительной живучестью. Сбить их было непросто. Конструкция из дерева и фанеры, разработанная для упрощения и удешевления производства, выдерживала сотни попаданий. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями.

Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.

Легкость в управлении, позволяла летчику и штурману уделять больше внимания точности нанесения бомбовых ударов. Именно из-за того, что полеты на таких самолетах не требовали приложения больших физических сил, на них летали женщины, а не мужчины.

Слайд 17: Летчицы, когда ночью уходили на боевое задание, иногда выкладывали парашюты, чтобы взять на борт больше бомб. А самолеты, на которых они летали, были практически фанерными. То есть, если в них попадали снаряды, самолеты мгновенно воспламенялись, а катапультироваться летчицы уже не могли, очень многие сгорали заживо в пикирующих к земле бомбардировщиках. Летчицы обладали фантастической и непоколебимой отвагой. Именно она давала силы этим молодым девушкам каждую ночь садиться за штурвалы старых легких фанерных самолетов и взмывать в небо, чтобы уничтожить как можно больше вражеских захватчиков.

Слайд 18: Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, – они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы». Сбить летчицу из этого полка считалось у фашистов особенно престижным.

Немцы называли их «ночными ведьмами», а маршал Рокоссовский – легендами. Маршал был уверен, что летчицы дойдут до Берлина, и оказался прав. Тихоходные ночные бомбардировщики ПО-2 «ночных ведьм» бомбили немцев, невзирая на погодные условия и все средства ПВО, а за штурвалом неизменно находилась женщина.

Слайд 19: Среди женщин, пилотировавших истребители, одна из самых известных – это Лидия (Лилия) Литвяк, которую назвали «Белая лилия Сталинграда». Беспощадный ас, самая опасная женщина-летчик Великой Отечественной войны. На ее счету было 16 побед – 12 личных и 4 групповых. Лидия Литвяк – самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны. По воспоминаниям сослуживцев, она была образцом женственности и обаяния.

С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего.

Слайд 20: Лидия начала свой боевой путь в небе над Саратовом, затем защищала небо Сталинграда в тяжелейшие сентябрьские дни 1942 года. Она погибла 1 августа 1943 года – не вернулась с боевого задания. И только в начале 1970-х годов в Донецкой области поисковые отряды нашли братское захоронение, в котором и обнаружили девушку. Изучив останки и сопоставив документы, установили, что это именно Лидия Литвяк. В 1990 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 21: В составе 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка закончила свою боевую деятельность вторая по результативности женщина – истребитель Второй Мировой войны Екатерина Буданова, одержавшая лично и в группе 11 побед.

Буданова Екатерина Васильевна – Гвардии старший лейтенант. Участница Великой Отечественной войны. Воевала в составе 586-го, 437-го, 296-го (73-го Гвардейского) истребительных авиаполков, была командиром звена. Совершила 266 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 6 и в группе 5 самолётов противника. 19 июля 1943 года погибла в воздушном бою.

В октябре 1993 года, спустя полвека, Екатерине Васильевне Будановой посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа её именем.

Слайд 22: Некоторые женщины-лётчицы сражались в составе обычных «мужских» авиационных полков.

Тимофеева (Егорова) Анна Александровна – cтарший лейтенант. Участница Великой Отечественной войны. Воевала в составе сначала 130-й отдельной авиационной эскадрильи связи, затем – 805-го штурмового авиационного полка. Женщина летчик-штурмовик редчайшее явление нашей военной истории, была штурманом полка. Совершила 277 боевых вылетов. 20 августа 1944 года в воздушном бою была сбита и попала в плен.

Уже после войны, 6 мая 1965 года, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Слайд 23: В составе 135-го ближнебомбардировочного авиаполка сражалась Екатерина Зеленко – единственная женщина, участвовавшая в Советско-Финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Зеленко Екатерина Ивановна – старший лейтенант. За участие в Советско-Финляндской войне награждена орденом Красного Знамени. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Была заместителем командира эскадрильи. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боёв.

12 сентября 1941 года погибла при таране вражеского истребителя. Её именем названа малая планета Солнечной системы. Памятники установлены в Курске и селе Берестовка.

Слайд 24: Таким образом, советские женщины-лётчицы, сражающиеся практически во всех видах авиации (истребительной, штурмовой, бомбардировочной), внесли свой весомый вклад в дело достижения Великой Победы над врагом.

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Ю. Друнина

Слайд 25: Желая выразить своё преклонение перед подвигами советских женщин, французские летчики истребительной эскадрильи «Нормандии-Неман» сказали при встрече с отважными лётчицами: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами!»

Слайд 26: Имена отважных женщин-летчиц навсегда сохранились в народной памяти. Это и Екатерина Воронок, и Татьяна Бабеношева, и Елизавета Казакова, и Елена Морозкина, и Марина Раскова, и Валентина Гризодубова, и многие другие. Многие из них стали героями Советского Союза, награждены орденами и медалями за мужество и отвагу.

Тысячи героев оставили о себе память потомкам. Их имена навечно сохранит наша история.

И днем и ночью, на пределе сил,

Бомбить летали при любой погоде,

И кто-то до победы не дожил,

Но живы будут в памяти народа.

Анатолий Быков

Слайд 27: Подвиг женщин-авиаторов увековечен в книгах, написанных самими летчицами Расковой М. М., Тимофеевой-Егоровой А. А., Дрягиной И. В., Чечневой М. П. и др.

Тимофеева-Егорова Анна Александровна – «Я Береза, как слышите меня?», «Держись, сестренка!.. Это воспоминания о военных годах летчика-штурмовика А. А. Тимофеевой-Егоровой. Здесь и боевая работа летчицы, и немецкий концлагерь, и двадцать лет ожидания заслуженного звания «Герой Советского Союза».

Чечнева Марина Павловна – командир авиаэскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. Герой Советского Союза. Тепло и увлекательно рассказывает о своих боевых подругах, о героизме девушек-воинов гвардейского Таманского полка в книгах «Боевые подруги мои», «Небо остается нашим».

Слайд 28: Автор книги «Записки летчицы У-2», летчица И. В. Дрягина в 1942-1943 годах воевала в составе знаменитого гвардейского Таманского женского авиаполка ночных бомбардировщиков. Совершила 105 боевых вылетов на У-2, награждена орденом Красного Знамени. Затем служила в 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, которой командовал А. И. Покрышкин. В своих воспоминаниях И. В. Дрягина дает яркий ряд портретов летчиц и штурманов, с которыми ей довелось вместе выполнять боевые задания.

Известный советский штурман и летчик Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова в книге «Записки штурмана» доходчиво и увлекательно рассказывает о своем пути в военную авиацию, о становлении штурманского дела, о своих друзьях и наставниках, о женских сверхдальних перелетах 30-х годов.

Все эти книги и другие воспоминания летчиц представлены на книжной выставке «Женщины Победы», которую мы можем с вами посмотреть после просмотра редких кадров архивной хроники о летчицах 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка.

Слайд 29: Просмотр редких кадров архивной хроники, запечатлевших лётчиц легендарного 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка

(https://youtu.be/sp3jjHShxAE).

Обзор книжной выставки «Женщины Победы»

Слайд 30. Литература:

1. Виноградова Л. Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной. М.: Колибри, 2015.

2. Дрягина И. В. Записки летчицы У-2. Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. 1942-1945. М.: Центрполиграф, 2007.

3. Интернет-ресурсы:

Женщины-авиаторы Великой Отечественной войне http://airaces.narod.ru/woman/womans.htm;

Женское лицо войны. https://histrf.ru/read/articles/zhenskoe-lico-velikoy-voyny

Семь известных летчиц-героинь, которые были участницами Великой Отечественной войны https://www.vologda.kp.ru/daily/26168.4/3055148/

Беспощадный ас: самая опасная женщина-летчик Великой Отечественной войны https://ria.ru/20180801/1525656110.html

4. Чечнева М. П. Боевые подруги мои. М.: ДОСААФ, 1967.

5. Энциклопедия для детей. Т. 42. Великая Отечественная война. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.

Количество просмотров: 1645  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы