«Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории

 
 

Пирожкова Людмила Анатольевна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

«Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории

В канун самого главного праздника нашей страны  дня Победы во всех образовательных учреждениях пройдут различные мероприятия, посвящённые этой знаменательной дате. Хотелось бы поделиться с коллегами материалами для проведения интегрированного урока математики и истории «Великая Победа».

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по курсу 6 класса с исторической составляющей разработан в соответствии требованиям ФГОС. Урок рекомендуется проводить в начале мая, т. к. он посвящается Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Основная тема, которая повторяется на уроке, связана с задачами на дроби и проценты, частично геометрическим материалом. Учащиеся заняты такими видами деятельности, как устная и письменная работа, мини-исследование, самостоятельная работа, самоконтроль. Математический урок структурирован в соответствии с историческим ходом событий Великой Отечественной войны. Компьютерная поддержка урока: слайды с документальными фотографиями и текстами заданий, видеоролики.

Материалы содержат информационную карту и сценарий урока.

Информационная карта урока

Тема урока: «Великая Победа»

Решение задач на повторение (по темам «Дроби, проценты», «Первоначальные геометрические сведения»).

Психолого-педагогические принципы урока: субъектная позиция обучающихся; развивающий характер обучения на уроке; непрерывность математического образования; коммуникативная направленность форм обучения.

Цели урока: организовать продуктивную деятельность учащихся, направленную на достижение следующих целей.

В направлении личностного развития: воспитание любви к родной стране, её истории; готовности к служению Отечеству, его защите; умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; контролировать процесс и адекватно оценивать результат своей учебной деятельности; расширить кругозор учащихся, способствовать развитию потребности в самообразовании.

В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры; показать связь математики с жизнью; прививать навыки исследовательской деятельности; способствовать повышению коммуникативной культуры учащихся; умению в ходе обсуждения поставить цель, обсудить план, определить последовательность своих действий на каждом этапе урока.

В предметном направлении: обобщение и систематизация знаний по темам курса математики 6 класса через решение практико-ориентированных задач; умение применять математические знания к решению нестандартных задач, а также в смежных дисциплинах и повседневной жизни; привитие интереса к изучению предмета математика, история; формирование готовности к непрерывному математическому образованию.

Задачи урока: повторить основные методы решения задач с дробями и процентами; повторить геометрический материал, необходимый для выполнения мини-исследования; выполнить мини-исследование по определению угла наклона брони танка Т-34 и поперечного сечения снаряда; выполнить разноуровневые задания по теме; осуществить связь урока с жизнью.

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.

Структура урока:

I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся; (повторение и анализ основных фактов, необходимых для выполнения практических заданий).

III. Выполнение практических заданий, мини-исследования с использованием исторических фактов.

IV. Выполнение самостоятельной работы с последующей самопроверкой (рефлексия).

V. Подведение итогов, домашнее задание.

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы: мотивационно-целевой, информационно-рецептивный, познавательный, систематизирующий, проблемно-поисковый и исследовательский, контрольно-оценочный.

Приемы: диалог, коллективное обсуждение, активизирующий вопрос, самоконтроль, демонстрация слайдов и видео.

Планируемые результаты:

Личностные – учащиеся уважают и гордятся своей Родиной и своим народом, понимают, какой ценой завоёвана Победа, имеют гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, готового к служению и защите Отечества. Умеют грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, пополняют свои знания и имеют потребность в самостоятельном приобретении дополнительной информации.

Познавательные – учащиеся умеют рассуждать, обосновывать, делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний, находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и при подготовке домашнего задания; приобретают навыки исследовательской деятельности.

Коммуникативные – учащиеся умеют слушать и понимать речь других, аргументировать своё мнение, умеют продуктивно общаться в процессе совместной деятельности.

Регулятивные – учащиеся определяют цель интегрированного урока, совместно с учителем обсуждают план, умеют определять последовательность своих действий на каждом этапе урока, умеют понимать и использовать средства наглядности.

Предметные – учащиеся владеют основными типами задач на проценты и дроби, знают и умеют применять начальные геометрические сведения в решении задач, вычислениях, видят универсальность математического языка в связи его с другими предметами.

Оборудование и материалы: проектор, учебно-демонстрационные слайды, видеоролики, сигнальные карточки, математический кроссворд, набор для мини-исследования, лист самооценки.

Сценарий урока «Великая Победа»

I этап (организационно-мотивационный, 5 мин.)

Цель: постановка цели и мотива урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика, характеристика видов деятельности

Приветствует ребят, спрашивает о самой знаменательной дате в истории нашей Родины и вместе с ребятами определяет, что сегодняшний урок будет посвящён Великой Победе советского народа в Великой отечественной войне. Далее учитель спрашивает: «А как, используя математику, можно повторить  некоторые факты или узнать что-то новое из  истории войны?». Услышав ответ ребят, вместе определяют тему, цель и задачи урока.

Учитель: «Война стала тяжёлым испытанием для нашего народа. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Давайте вспомним, как это было». Включает видеоролик с документальными фотографиями и голосом Левитана о начале войны. Звучит отрывок песни «Священная война»

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя и  определяют, какому знаменательному событию будет посвящён урок и что, решая задачи на историческую тему, мы можем узнать много дополнительной информации о войне.

(В качестве домашнего задания, дополнительно к математическим заданиям, учащимся было задано прочитать поэму «Реквием». Еще учащиеся читают знаменитые строки Р. Гамзатова, которыми подчёркивается значимость урока- посвящения)

Учащиеся стоя прослушивают отрывок из песни «Священная война».

 

Характеристика видов деятельности: постановка цели и задач урока

II этап (актуализация опорных знаний и умений, 10 мин.)

Цель: повторение основных знаний и умений, необходимых для выполнения практических заданий (через устную работу, в которую включены элементы, использующиеся далее на уроке).

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

характеристика видов деятельности

Учитель: «План нападения на СССР был утверждён Гитлером 18 декабря 1940 года и предполагал молниеносный стремительный разгром СССР, действуя в трёх направлениях: северном, центральном и южном. Давайте узнаем, как  он назывался, выполнив устные упражнения».

На фоне карты появляются примеры с выбором ответов:

1) упростите выражение:

х+0,75х

а) 0,85х  б). 0,76х в). 1,75х

2)найдите 2/3 от 1212

а) 132  б) 808  в) 1818

3) найдите площадь круга с диаметром 70мм, ответ выразите в см2

а) 49п б) 1225п в)12,25п

4).Какой процент число 70 составляет от 700?

а)10% б)1% в)7%

5)Какое число делится на 4?

а)12541 б)547436  в)1205034

Учитель: «Ребята, первые потери нашей страны были существенны. Только в первый день войны тяжелейший урон понесла советская авиация. Узнайте, сколько аэродромов и самолётов, по оценке отечественных историков, подверглись внезапному удару, решив примеры»:

1) (-12,5)(-8):2,5+26 [66]

2) (-35)2+(-65) [1160]

Задание «Потери авиации» рекомендуется решить устно с целью проверки приёмов устного счёта, но не запрещается и письменно для более слабых ребят

Учитель: «Но героический многонациональный советский народ сумел мобилизоваться на борьбу против общего врага. Вот как наши поэты и художники способствовали единению советского народа. Автора плаката «Родина – мать зовёт» вы узнаете, разгадав кроссворд».

По горизонтали впишите ответы на вопросы, а в выделенном вертикальном столбце прочтёте фамилию художника.

1) сотая часть числа;

2) инструмент для измерения углов;

3) число, равное отношению длины окружности к её диаметру;

4) отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности;

5) сторона, соединяющая катеты в прямоугольном треугольнике;

6) равенство, содержащее неизвестное, которое нужно найти.

Учащиеся работают с сигнальными карточками (у каждого по 3 цветных карточки с литерами а, б, в), поднимают вариант, по их мнению, правильного ответа, если выбранный вариант верный, то загорается правильная буква (один ученик находится у компьютера)

 

Задания выполняются устно, фронтально, при наличии ноутбуков на партах можно индивидуально.

 

Характеристика видов деятельности:

чтение выражений, применение правил, формул.

 

Ребята продолжают устную вычислительную работу, применяют приём устного счёта при возведении двузначного числа, оканчивающегося цифрой 5, в квадрат.

 

Характеристика видов деятельности:

выбор рациональных способов вычислений.

 

Учащиеся читают стихотворение С. Михалкова «Нет, сказали мы фашистам!» и разгадывают кроссворд, работая в паре, чтобы узнать фамилию художника, автора плаката «Родина – мать зовёт!» [Тоидзе]

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика видов деятельности: работа в паре

III этап (практическая деятельность, 20 мин.)

Цель: выполнение практических заданий (задачи с использованием дробей, процентов, математического моделирования) с исторической составляющей.

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

характеристика видов деятельности

Учитель: «Великая Отечественная война прошла в своём развитии 3 крупных периода. Первой и единственной победой на начальном этапе стала Московская битва, с которой начался поворот войны в пользу СССР. Большую роль в обороне наших городов сыграли рядовые граждане».

Решим задачу:

Оборона занимает прямоугольный участок. Одна сторона составляет 75% другой (переднего края обороны). Периметр участка равен 70 км. Определите площадь переднего края обороны, если она составляет 2/3 от площади всего участка. [200]

Учитель спрашивает, есть ли другие способы решения задачи.

Учитель: «Основными событиями второго периода войны, являющегося коренным переломом, были Сталинградская и Курская битвы, битвы за Днепр и освобождение Кавказа.

Решите следующую логическую задачу самостоятельно»:

Для переправы 80 танков через реку шириной 720 м имеется одно переправочное средство. Продолжительность одного рейса 15 мин, обратно возвращается пустым за 5 мин. Одновременно переправляются 2 танка. Часть танков можно переправить по трассе под водой. Скорость движения под водой 72 м/мин. Определить время, за которое все танки будут на другом берегу[400мин.]

Учитель: «Говоря о Курском сражении нельзя не вспомнить легендарные танки Т-34. Внимание на экран»

Просмотр видеоролика «Из воспоминаний командира танка лейтенанта Александра Бурцева», в котором рассказывается о том, что наклонная броня была предметом гордости танкистов, при толщине брони 45мм из-за угла наклона снаряду приходилось пробивать толщину в 90мм, что давало превосходство нашим танкам в сравнении с Пантерами и Тиграми.

Учитель: «Выполним небольшое исследование. Выберите нужный треугольник, из тех, что лежат в конвертах, поставьте его в положение, как показано в видеоролике, измерьте углы и сделайте вывод об угле наклона брони к траектории снаряда⋲. В каком отношении находятся гипотенуза и катет, лежащий напротив этого угла»

После исследования и обсуждения результатов предлагается следующая исследовательская задача по материалам видеоролика:

Калибр пушки танка Т-34 равен 76 мм. Определите, какую площадь поперечного сечения (в см2) не должен превосходить снаряд.

3, ответ округлите до единиц)

Учитель задаёт вопрос: «Ребята, а кто возглавлял конструкторское бюро по проектированию танка?»

Коллективное обсуждение условия задачи, выбора метода решения (уравнения), составление уравнения учащиеся производят самостоятельно, затем один учащийся ведёт решение задачи у доски.

 

Возможно, кто-то из учащихся решает задачу другим методом.

 

Характеристика видов деятельности: планирование хода решения задачи с использованием математического моделирования

 

Решают задачу, применяя логический метод.

 

Характеристика видов деятельности: рассуждение

 

Смотрят видеоролик, затем приступают к исследованию:

1) находят из числа предложенных, треугольник нужных размеров

2) измеряют углы с помощью транспортира или угол, а другой вычисляют

3)ставят треугольник в положение как показано в ролике.

4) делают выводы

 

Характеристика видов деятельности:

мини-исследование

 

Выполняют второе исследование, делая вычислительные расчёты.

 

Характеристика видов деятельности:

вычисления, вывод

 

Отвечают, если знают и в качестве домашнего задания сделать мини-проект по теме «Танки войны»

 

Характеристика видов деятельности:

слушают, обмениваются информацией

IV этап (рефлексия, 6 мин.)

Цель: через самостоятельную работу с последующей самопроверкой оценить качество повторения тем, связанных с вычислениями и решением задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

характеристика видов деятельности

Учитель: «В третий период территория СССР была полностью освобождена от врага. Вооружённые силы нашей страны оказали помощь народам Европы в освобождении от фашистского ига. Заключительной битвой стала Берлинская битва. Знамя Победы было водружено над Рейхстагом. Но потери, которые понесла наша страна, оказались самыми большими. Люди должны помнить об этом, чтобы никогда не повторить ужасы войны.

Выполните самостоятельно задания, используя найденные ответы, заполните пропуски в тексте».

А)__ дней длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено Б)__ городов и поселков, свыше В)__ тысяч сёл и деревень нашей Родины.

Было разрушено Г)__ фабрик и заводов, Д)__ тысячи школ, Е)__ высших учебных заведения. Около Ж)__ миллионов жизней советских людей унесла война. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы З)__ лет.

 По окончании чтения текста объявляется минута молчания

Выполняют самостоятельную работу по вариантам, затем выполняют самопроверку, сравнивая свои ответы с ответами на доске

1вариант:

А) округлите число 14,1792 до сотых, затем умножьте его на сто. [1418]

Б) чему равен катет, который лежит напротив угла  30о в прямоугольном треугольнике, если его гипотенуза равна 3420 ед.  [1710]

В) найдите число, если 9% его равны 6,3 [70]

Г) чему равен корень уравнения:

0,01(2х-4000)=600 [32000]

 

2 вариант:

Д) найдите 0,3% от 28000 [84]

Е) чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника, если катет, который лежит напротив угла в 30о, равен 167м

 [334]

Ж) вычислите: 1,52+24,25

 [26,5]

З) чему равен положительный корень уравнения: 3х2=7500

 [50]

Характеристика видов деятельности:

самостоятельная работа, самоконтроль.

 

Ребята встают, чтобы почтить минутой молчания погибших во Второй мировой войне.

V этап (итог, домашнее задание, 4 мин.)

Цель: подвести итог урока, задать домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

характеристика видов деятельности

Учитель: 9 мая страна салютовала победителям24 июня 1945 года состоялся Парад Победы. Прошло 70 лет, уже почти нет в живых тех, кто защищал нашу Родину. Но они по-прежнему в строю, в рядах Бессмертного Полка, шагают и будут шагать вместе с внуками и правнуками по городам нашей необъятной Родины в самый главный день- День Великой Победы!

«Итак, ребята, сегодня у нас прошёл необычный урок математики, мы не только решали примеры и задачи, но и вспомнили основные события Великой отечественной войны. Поставьте в свой лист самооценки отметку за каждый этап урока и напишите, что нового вы сегодня узнали.

Задание на дом: Придумать 3 задачи по теме Великая Отечественная война, использовать исторические факты. Решить их.

Всем спасибо за работу, урок окончен, до свидания.

Звучит отрывок из песни «День Победы».

Работают с листом самооценки и записывают домашнее задание.

 

Характеристика видов деятельности:

самооценка, подведение итогов

 
Количество просмотров: 1139  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы