В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»

 
 

Царёва Татьяна Георгиевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирска

 

В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»

Выступая перед Федеральным собранием 23 апреля 2021 года, Президент России В. В. Путин сказал: «Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства. До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать».

Это касается освещения и других событий Великой Отечественной войны, в том числе ее начала, причинах поражения наших войск в первые месяцы войны.

Из-за некоторых разночтений в наших учебниках, излагающих этот период войны, требуется предметно, с опорой на современную трактовку, осветить эти темы. Это очень важно и потому, что многие учителя, особенно молодые, не могут аргументированно представлять данный материал.

Начну с учебников.

На с. 209 учебника История России. XX-начало XXI в. (А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, 2016) написано:

Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 млн человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и минометов… По численности танков (9,2 тыс.) и самолетов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и ее союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолетов).

У учеников возникает закономерный вопрос, как при таком равенстве сил, наша армия не смогла сдержать натиск войск Германии и отступала до Москвы?

Однако уже на с. 210 говорится:

Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство оказались настолько велики, что уже через три недели враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км.

Поэтому ученики, естественно, вновь задают вопрос:

Как с одной стороны – равенство сил, а с другой – численное превосходство?

В учебнике по Истории России (11 класс. Под редакцией Данилова А. А. и А. В. Филиппова) вообще не приводятся силы противостоящих сторон, а на с. 342 говорится:

Гитлеровская авиация подняла в воздух в первые часы войны свыше 2700 самолетов. За первую неделю войны на земле и в воздухе было уничтожено около 4 тыс. советских самолетов.

А объяснение некоторых причин такого положения, непонятно по какой причине, изложена шрифтом в 2 раза меньше, чем основной шрифт учебника.

В учебнике История России (10 класс. 2020 г. Под редакцией А. В. Таркунова) также не дается анализа причин разгрома наших войск в первые дни войны, а дается только краткая справка о перевесе войск Германии на основных направлениях.

Примерно такая же трактовка начала войны и в учебнике Истории России (2020 г. Под редакцией Волобуева О. В.) и в ряде других учебников.

Поэтому на вопросы: Как с одной стороны – равенство сил, а с другой – численное превосходство? Почему в первые дни войны были такие большие потери? Может быть, наши летчики и солдаты не умели или не хотели воевать? – предлагаю вариант ответа.

Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин, зная, что наша армия еще не готова к войне, считал, что война начнется не раньше 1942 года.

В чем была причина такой уверенности Сталина?

Конечно, Сталин не исключал возможности войны. Однако полагал, что «междоусобная» борьба в Европе будет столь же долгой и жестокой, какой она была в 1914-1918 гг., и поэтому наша страна на более или менее длительный период может особенно не беспокоиться за свою судьбу.

С другой стороны, советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне и всячески старалась ее оттянуть, так как:

– 3/4 танков требовало списания;

– 90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

– 50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

– танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

– отсутствовала система противовоздушной обороны.

(с. 208 учебника А. А. Данилова, Л. Г. Косулина)

Поэтому Сталин раздраженно и болезненно реагировал на поступающую информацию о грядущем нападении Германии на СССР, считая, что Гитлер не самоубийца, чтобы воевать на два фронта, не разгромив Англию. Разрабатываемая разведкой Германии операция «Морской лев», казалось бы, подтверждала этот вывод Сталина.

Приведу вам только несколько примеров подобного поведения Сталина:

– На сообщение Рихарда Зорге о том, что война начнется 22 июня 1941 года, он в разговоре с Тимошенко и Жуковым сказал: «…нашелся тут наш… (нецензурное слово), который в Японии уже обзавелся заводиками и публичными домами и соизволил сообщить даже дату германского нападения – 22 июня. Прикажете ему верить?» (Всемирная история. Т.23, с. 382).

– В архивных документах имеются сведения, что Сталин в грубой форме выразил недоверие и данным, предоставленным разведагентурой, членами «Красной Капеллы» (там же с. 383).

Сегодня, анализируя события тех лет, мы не можем сказать, что советское руководство ничего не делало, чтобы предотвратить войну.

После «Мюнхенского соглашения» 1938 г., в котором западные державы пошли на соглашение с фашистской Германией, а также провалом переговоров в Москве о создании военного союза между СССР, Англией и Францией, 23 августа 1939 г. СССР заключило с Германией Пакт о ненападении (пакт Риббентропа-Молотова), а 28.09.1939 г. – «Договор о Дружбе и границах с Германией» и два секретных протокола, которые, в конечном счете, позволили отодвинуть границу СССР, что сыграло свою роль в срыве германского плана «молниеносной войны».

Понимая, что война неизбежна, Сталин стремился использовать отсрочку с максимальной выгодой для подготовки к войне. С этой целью он 5 мая принял на себя полномочия Председателя СНК СССР.

С другой стороны, он боялся дать немцам повод для нарушения Пакта о ненападении. Потому, несмотря на очевидные факты и донесения разведки, доказывающие, что Германия готова к нападению на СССР, он лишь ночью 22 июня 1941 года отдал приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность. В войска эта директива поступила уже тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города.

Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования. В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников.

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО – государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

Силы и планы гитлеровской Германии

План «Барбаросса» (директива № 21) был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 г. В основе его лежали две идеи:

– полный разгром СССР – военно-политическая цель;

– «молниеносная война» – стратегическое решение поставленной задачи.

План «Барбаросса» предусматривал три основных стратегических направления наступления немецко-фашистских войск:

– группа «Север» – на Ленинград;

– группа «Юг» должна была наступать на южном украинском направлении, на Киев;

– группа армий «Центр» развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходила в восточном направлении – через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины – Москве.

Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

Теперь давайте проанализируем соотношение сил СССР и Германии в начале войны. Это официальные цифры, приведенные в учебниках и во многих исторических документах.

Ресурсы

Германия, её союзники

СССР

Солдаты и офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс.

Самолеты

5 тыс.

8,5 тыс.

Орудия и минометы

48 тыс.

47 тыс.

Посмотрим на эти цифры и задумаемся, почему, имея фактическое (на бумаге) равенство, наша армия не смогла дать решительный отпор гитлеровцам.

Я хочу подробнее остановиться на объяснении этого вопроса, потому что в учебнике, да и во многих статьях и книгах, посвященных этому периоду, подробного анализа этим цифрам не дается.

Попробуем разобраться. Как тут не вспомнить русскую пословицу: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. И подумать, как лукавы могут быть цифры и как надо осторожно относиться даже к официальным данным.

Во-первых, в таблице показано соотношение сил для Германии – это только Восточное направление – Балканы, Польша (кроме Франции и Африки). А с учетом всех направлений Германия имела 214 дивизий.

Для СССР – это все части, расположенные на обширной территории от Баренцева до Черного моря (4,5 тыс. км) и на 400 км в глубину, не имея необходимой для отпора врагу плотности на основных направлениях.

Во-вторых, Германия из своих 190 дивизий численностью 4 млн 600 тыс. чел., а с войсками союзников 5,5 млн чел., только 22 июня выставила против СССР 99 немецких (из них 14 танковых и 10 моторизованных), 10 румынских дивизий, 9 румынских и 4 венгерских бригад. Всего более 1 млн 900 тыс. человек, 2500 танков, 33 000 орудий и минометов, 1200 бомбардировщиков и более 700 истребителей. А всего в первые дни войны немецкое командование сразу ввело в действие 153 дивизии, укомплектованные по штатам военного времени, их них 29 дивизий против Прибалтийского, 50 дивизий (из них 15 танковых) против Западного, 33 дивизии (из них 9 танковых и моторизованных) против Киевского, 12 против Одесского округов и до 5 дивизий находились в Финляндии. Остальные составляли резерв и продвигались на основных стратегических направлениях.

С советской стороны в течение 22 июня в сражение смогли выступить только 83 дивизии, укомплектованные по штатам мирного времени, насчитывающие вместе с укрепленными районами не более 900 тыс. человек, до 1000 танков, 17 000 орудий и минометов и 1330 самолетов. Из них 48 дивизий входили в состав первого эшелона армий прикрытия и были расположены в удалении от государственной границы на 10-50 км.

Но, к сожалению, и эти данные не соответствуют реальному соотношению сил, потому что большинство дивизий находилось в процессе формирования, в них только перед войной стали поступать молодые солдаты, эти части не полностью были укомплектованы вооружением и боеприпасами.

Кроме того, эти цифры не учитывают потери советских войск в первые дни войны и состояние вооружения на начальном этапе войны. Например, практически вся авиация была уничтожена в первые часы 22 июня. Задумаемся, почему? Новые советские самолеты Пе-2, Ил-2, истребители МиГ-3 и Як-1 требовали более длинную взлетную полосу. А так как вопросами реконструкции аэродромов в тот период занималось НКВД, то решением Берии началась реконструкция сразу всех взлетных полос в приграничных районах и все военные самолеты, в том числе небольшое количество новых, были сосредоточены в основном на гражданских аэродромах или нескольких военных аэродромах близ границы. Они все и были уничтожены в первые часы войны.

Другой пример. Германия, готовясь к нападению на СССР, увеличила производство танков, в том числе средних. Причем с учетом опыта войны с Францией, увеличила на них лобовую и бортовую броню и заменила пушку с 37 мм на калибр 50 мм.

Руководство СССР поняло ошибку о расформировании механизированных корпусов только после войны с Финляндией. И для исправления этой трагической ошибки просто не хватило времени. В 1940 г. было произведено всего 243 танка КВ и 115 танков Т-34, а в 1941, до начала войны, – 393 танка КВ и 1100 танков Т-34. Остальные танки были старых конструкций, нацеленных на войну на чужой территории, с хорошими дорогами и пушками 36-45 мм, которые не пробивали броню немецких танков. И даже для тех новых танков, которые поступили в войска, было готово всего 280 обученных экипажей. Более того, даже для новых танков, которые прибывали в войска, не было боеприпасов.

Из воспоминаний Г. К. Жукова.

17.00 24 июня. Из разговора с командующим 5 армией генералом Потаповым.

Жуков: Как действуют ваши КВ и другие танки?

Потапов: Танков КВ у меня 30 штук. Все они без снарядов к 152 мм пушкам. Остальные танки Т-26 и БТ, главным образом старых марок, в том числе двубашенные.

Также в ходе приграничных боев в результате ошибок нашего командования, не ожидавшего стремительного наступления противника и допустивших окружение советских войск в районе Белостока и Минска, было захвачено свыше 300 тыс. пленных, более 3 тыс. танков, 2 тыс. орудий.

Другой пример. Несмотря на сложную обстановку, командование Западного военного округа (командующий Павлов) вывело всю гаубичную артиллерию на полевые сборы, и она не могла участвовать в отражении первого удара германских войск и была частично уничтожена, а частично захвачена фашистами.

Что же это было – недопонимание обстановки, сложившейся на границе, или укоренившаяся привычка ждать указания свыше? Я считаю, что ответственность за страшные поражения в первые дни войны лежит не только на Сталине, но и на командующих приграничных округов, в обязанность которых входило держать войска в полной боевой готовности.

Ведь сумели черноморцы отбить все атаки германской авиации 22 июня 1941 года! Не удалось фашистам нанести ущерб и базам Балтийского флота! На рава-русском направлении 41 стрелковая дивизия генерал-майора Н. Г. Микушева не только успешно отражала натиск пяти немецких дивизий с 22 по 27 июня, но не раз заставляла их откатываться назад. И только под угрозой полного окружения она оставила город. Контрудары механизированных корпусов генералов Д. И. Рябышева, К. К. Рокоссовского продолжались до 29 июня. Навсегда вошла в историю героическая оборона Брестской крепости, почти на месяц сковавшая целую немецкую дивизию. И таких примеров было очень много.

Основу тактики советской армии до войны составляла концепция ведения боевых действий «малой кровью, на чужой территории». Поэтому руководство СССР даже не допускало возможности ведения войны на территории СССР, оно даже не сразу поняло, что происходит в первые часы войны. Это видно из тех документов, которые были направлены в войска в начале войны. Например, в одной из первых директив было дано указание разгромить врага, но границу с Германией не переходить. Лишь после получения первых донесений с приграничных округов, стало понятно, что это война!

В отличие от хорошо обученной и имеющей большой опыт войны германской армии, советская армия в результате репрессий не только не имела опытного командного состава, но, по словам начальника Генерального штаба Германии фон Бека: «С русской армией можно не считаться как с военной силой, ибо кровавые репрессии подорвали ее дух, превратили в инертную машину». Эти слова он сказал в 1938 году, в разгар сталинских репрессий.

Но и это не вся правда. Да, репрессии серьезно подорвали боевой потенциал вооруженных сил, особенно в среднем звене. И к началу войны, конечно, восполнить эти потери не удалось. Но если мы посмотрим на репрессированный высший командный состав и командный состав начала войны, то отличий в возрастном составе и боевом опыте увидим мало. По возрасту, боевому опыту и Жуков, и Тимошенко, и Конев, и тем более Шапошников, не на много отличались от Тухачевского, Якира, Уборевича и других, «выскочивших» на руководящие должности в годы гражданской войны, а во многом даже превосходили их.

Поэтому одним из ключевых вопросов, сказавшихся на причинах поражений в первый период войны, наверное, следует считать, прежде всего, недостаточный опыт ведения современных боевых действий офицерским составом советских вооруженных сил, в отличие от германских, имеющих за спиной войну в Европе.

Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.

За 3 недели войны немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс. самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. Враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км. Фактически в первые недели войны оказались разгромлены все силы первого эшелона Красной Армии.

В то же время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100 000 человек, 40 % танков, 1000 самолетов. И хотя Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны наступление постепенно замедлялось.

Из воспоминаний генерал-майора фон Бутлара:

Однако в результате упорного сопротивления русских уже в первые дни боев немецкие войска понесли такие потери в людях и технике, которые были значительно выше потерь, известных им по опыту компаний в Польше и на Западе. Стало совершенно очевидным, что способ ведения боевых действий и боевой дух противника, ровно как и географические условия данной страны, были совсем не похожи на те, с которыми немцы встретились в предыдущих «молниеносных войнах…»

Еще один вопрос, без которого невозможно понять причины поражения советских войск на первом этапе войны: наша страна столкнулась в смертельной схватке с объединенной Европой. Фон Бутлар неслучайно выделил слова «молниеносных войнах» в кавычках.

Как только не называли эту войну: французы – «странная война», немцы – «сидячая война», американцы – «мнимая» или «призрачная». И это действительно так. С 1938 года, начиная с «аншлюса» Австрии, по 1940 год Германия фактически объединила под своей эгидой всю континентальную Европу. Притом, вторгаясь в пределы той или иной страны, германские войска практически не встречали сопротивления. Например, захват Франции произошел всего за десять дней, с 5 по 14 июня 1940 г., между тем как в Первую мировую войну Германия целых четыре года тщетно пыталась сделать это.

Другой пример, германское вторжение в Польшу началось 1 сентября 1939 года, а уже 17 сентября польское правительство покинуло страну.

«Объединив» Европу, Германия в полном объеме стала использовать ее ресурсы для подготовки войны с СССР.

1. Девять стран Европы – Испания, Италия, Дания, Норвегия, Венгрия, Румыния, Словакия, Финляндия, Хорватия – совместно с Германией вступили в войну с СССР, послав на Восточный фронт свои Вооруженные силы. Из 3 770 290 военнослужащих, взятых в плен в годы войны, основную массу составляли немцы и австрийцы – 2 546 242 человека, 766 901 – венгры, румыны, итальянцы, финны, хорваты и т. д., – т. е. страны, официально воевавшие с СССР. Но еще 464 147 военнопленных – это французы, бельгийцы, чехи и другие представители стран, официально не воевавших с СССР.

Еще один пример, доказывающий, что представители этих стран воевали на стороне Германии и о чем в Европе стараются не вспоминать: знаменитый военачальник, а позднее президент США, Дуайт Эйзенхауэр, вступив в войну во главе американо-английских войск в Северной Африке в ноябре 1942 года, должен был сначала сражаться не с германской, а с французской армией под командованием министра обороны Франции Жана Дарлана. Правда, ввиду явного превосходства американцев, вскоре он приказал своим войскам прекратить борьбу. Однако за это время погибло 584 американца, 597 англичан и свыше 1600 сражавшихся с ними французов.

Немногие знают, что французская добровольческая дивизия СС «Шарлемань» защищала Рейхстаг в 1945 году.

2. Страны, которые не принимали прямого участия в войне с СССР, так или иначе работали на Германию. Например, Германия получала железную руду из Швеции, приборы из Швейцарии, нефть из Румынии и Франции. Взимание оккупационных расходов только с одной Франции позволяло обеспечить содержание армии численностью 18 млн человек. В результате в Германии во второй половине 1940 г. значительно вырос уровень жизни, не было необходимости в экономической мобилизации, в управлении трудовыми ресурсами. Продолжалось строительство автомобильных дорог, велись работы по «созданию нового Берлина».

3. Только благодаря опоре на всю континентальную Европу стала возможной мобилизация почти ЧЕТВЕРТИ всех немцев (а в СССР было призвано 17 % населения (к тому же далеко не все из них были на фронте) – т. е. один из шести человек).

На территории Германии трудились в общей сложности более 10 млн квалифицированных рабочих из различных европейских стран. Использование автомобильных заводов Франции и Чехии позволило посадить немецкую армию на автомобили, что сделало ее более маневренной, особенно на первом этапе войны.

4. В последнее время в Европе много пишут о «европейском движении сопротивления», наносившем будто бы громадный ущерб Германии. Не вдаваясь в подробности, приведу только несколько примеров, доказывающих, что масштабы сопротивления, исключая только Югославию, Албанию и Грецию, сильно преувеличены. Например, во Франции в ходе движения Сопротивления за 5 лет погибли 20 тыс. французов (из 40 млн), однако за то же время погибли от 40 до 50 тыс. (т. е. в два раза больше!) французов, воевавших на стороне Германии. Другой пример: в ходе югославского Сопротивления погибло около 300 тыс. человек из 16 млн населения страны, а польского – 33 тыс. из 35 млн населения, т. е. доля населения Польши, погибшего в реальной борьбе с германской оккупацией, в 20 раз меньше, чем в Югославии.

5. Одним из немаловажных факторов побед фашистской Германии на первом этапе Великой Отечественной войны являлась финансовая поддержка гитлеровского режима финансовыми структурами США. Приведу только один пример – к 1941 г., когда во всю бушевала Вторая мировая война, американские инвестиции в экономику Германии составили 475 млн долларов. «Стандарт Ойл» вложила в неё 120 млн, «Дженерал моторс» – 35 млн, ИТТ – 30 млн, а «Форд» – 17,5 млн. Теснейшее финансово-экономическое сотрудничество англо-американских и нацистских деловых кругов и было тем фоном, на котором в 30-х годах проводилась политика умиротворения агрессора, приведшая к Второй мировой войне.

Таким образом, без учета этих факторов невозможно понять причины мощи германского нападения на СССР 22 июня 1941 года и причины наших первоначальных неудач. Фактически против СССР выступила, вольно или невольно, вся 300-миллионная Европа во главе с германским фашизмом.

Cледовательно, когда мы, говоря о начале войны, приводим цифры, таблицы, схемы – должны в обязательном порядке их объяснять, анализировать, «растолковывать» применительно к конкретной, отдельно взятой обстановке. Это очень важно:

– Во-первых, потому что во многих статьях и книгах, посвященных этому периоду, подробного анализа этим цифрам не дается, что особенно касается изданий, вышедших в свет в 90-е годы ХХ века;

– Во-вторых, потому что часто учащиеся черпают свои знания в интернете, где зачастую дается непроверенная, а порой и искаженная информация. Например, вопрос о поставках по Ленд-лизу в учебнике почти не затронут, однако сегодня на Западе эта помощь трактуется чуть ли не как основная в победе над фашистской Германией, хотя эти поставки составили всего около 4 % аналогичной военной продукции, произведенной в СССР. Конечно, нельзя и замалчивать тот факт, что эти поставки, особенно на первом этапе войны, имели существенное значение.

– В-третьих, сегодня, в период новой «холодной войны», развернутой против нашей страны, упор наши противники, как внутренние, так и внешние, делают на принижение значения победы советского народа в Великой Отечественной войне, попыток сравнения СССР и фашистской Германии. Стремятся при этом возложить ответственность за развязывание второй мировой войны на обе стороны. Об этом свидетельствует принятая к 80-летию начала Второй мировой войны резолюция Европарламента, который поставил знак равенства между нацистской Германией и СССР.

Другим наглядным примером такой политики является недавно анонсированная книга одного из ведущих американских псевдоисториков (не могу назвать его историком) Шона МакМикина «Война Сталина», в которой он «доказывает», что американский президент допустил ошибку, поддерживая СССР. Надо было поддержать гитлеровскую Германию, уничтожить Советский Союз, а уж потом разобраться с Гитлером. По-моему, добавить к этому апофеозу цинизма уже нечего!

Вот почему сегодня очень важна в нашей стране борьба за сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, подвиге нашего народа. И в этой борьбе большая роль принадлежит учителям и прежде всего учителям истории.

Литература:

1. Бодер Д. И. Все войны России. Школьный справочник. М.ВАКО. 2018.

2. Военная история России. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М. Просвещение. 2016.

3. Всемирная история, в 24 томах. Том 23 – Вторая мировая война. Минск. Литература. 1997.

4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. и др. история России. ХХ – начало ХХI в. – М.: Просвещение. 2014.

5. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. – АПН. 1988.

6. Энциклопедия третьего рейха. Локид. – МИФ. 1999.

Количество просмотров: 1351  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы