Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»

 
 

Сазонова Татьяна Андреевна,

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ № 52 г. Новосибирска

 

Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»

Мероприятие посвящено одному событию, в котором участвовали наши земляки, рассчитано на средний и старший школьный возраст.

Цели:

1. Познакомить с историей создания песни «На безымянной высоте».

2. Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.

3. Развивать способность чувствовать, сопереживать на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

5. Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях Великой Отечественной войны.

Приложение. Презентация

Ход мероприятия

1 слайд транслируется до начала Урока мужества

2 слайд (начало, идет музыка)

9 мая мы все отмечаем Великий праздник – День Победы. В этот день наша страна победила в страшной и долгой войне. За свободу нашей Родины боролись смелые солдаты, многие из них погибли.

3 слайд

В преддверии празднования ДНЯ ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне хочется проникнуться вновь и вновь гордостью за наших героических предков. Героям войны посвящается данный урок. Урок мужества.

78 лет Великой Победы... Путь к ней был очень долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, горем и скорбью были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Истоками нашей победы стали героизм и мужество бойцов и командиров, беспримерный трудовой подвиг всех тружеников тыла.

4 слайд

В Сибири не было войны,

Но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке обелиски.

Сибирь, кормившая страну,

Ждала нас, мучась и печалясь.

Из ста, ушедших на войну,

Всего лишь трое возвращались.

В Сибири не было войны,

Но ширилась Сибирь полками,

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками.

Иван Краснов

5 слайд

О сибиряках, сражавшихся на фронте, все всегда знали. Если на фронт прибывают части сибиряков, значит, здесь ожидается жаркое дело, произойдет что-то важное и значительное. Это хорошо усвоили и наши враги. Сибиряки появлялись в самом трудном и рискованном месте как предвестие самой победы.

6 слайд

Сегодня речь пойдет о высоте с отметкой 224.1. Проще говоря – Безымянная высота, которая находится в Калужской области Куйбышевского района рядом с деревней Рубеженка.

Шел сентябрь 1943 года. В 70-ти километрах от старинного русского города Рославля Смоленской области, на пути 10-й армии оказалась сильно укреплённая немцами высота. Двое суток наши атаковали её, но безуспешно. Решили создать группу прорыва, чтобы ночью пробить оборону противника.

7 слайд

Штурмовать высоту вызвалось немало добровольцев. Выбрали лучших из лучших, всего 18 человек. Самому старшему по возрасту было 40, самому младшему – 26 лет.

8 слайд

Немногие знают, что 17 из тех 18 ребят были новосибирцами. Из них 10 человек до войны трудились на комбинате № 179, так называли в войну «Сибметаллстрой», а ныне «Сибсельмаш». Именно они, 10 рабочих завода «Сибсельмаш», вызвались добровольцами в состав штурмовой группы.

9 слайд

В ночь с 13 на 14 сентября 1943 года группе было поручено взять стратегически важную безымянную высоту с отметкой 224.1 у деревни Рубеженки Куйбышевского района Калужской области.

10 слайд

Радиопозывным этой группы смельчаков было слово «Луна». Командиром назначили младшего лейтенанта Евгения Порошина.

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопке пристреляться.

Он может умереть на высоте.

Но раньше должен на нее подняться.

 

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты:

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

 

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берем.

Михаил Львов

11 слайд

Тёмной ночью бойцы по-пластунски поползли к высоте. Заняв круговую оборону, они вели неравный кровопролитный бой в течение всей ночи. Восемнадцать молодых ребят против двухсот немцев! Наши бойцы бились до последнего патрона, до последней гранаты.

12 слайд

Первым погиб старшина Панин Пётр Иванович, потом замолк рядовой Белоконов Емельян Иванович.

13 слайд

Потом Липовецер Элюша Яковлевич и Дмитрий Агеевич Шляхов.

14 слайд

Дмитрию Яруте миной перебило ноги, Борису Кигелю оторвало руку. Они, истекая кровью, продолжали вести огонь по врагу до последнего дыхания.

15 слайд

Уничтожая гранатами пулемет противника, пал от вражеской пули командир группы Евгений Порошин. Оставшиеся в живых продолжали сдерживать натиск врага. Более ста фашистов уложили сибиряки.

16 слайд

Надвигалась трагическая развязка. Нужна была хотя бы минутная передышка. И тогда рядовой Голенкин Николай, весь израненый, из последних сил поднялся в полный рост и, держа автомат левой рукой (правая была перебита и повисла, как плеть), зашагал навстречу немцам, ведя огонь из автомата. Он был как завороженный. По нему стреляют, а он идёт. Казалось, что огненные стрелы скрестились у него на груди, изрезали его вдоль и поперек, а он все идет, стреляя по врагу. Дрогнули фашисты перед невиданным мужеством идущего на смерть и бессмертие.

Так ценой собственной жизни Николай Голенкин дал возможность своим товарищам перезарядить оружие, перевязать раны, собраться с силами и продолжать смертельную схватку.

17 слайд

Путь на Рославль был открыт. Победа далась ценой шестнадцати жизней…

18 слайд

В живых остались только двое из восемнадцати ребят: Константин Власов и Герасим Лапин.

19 слайд

Оставшись в живых, сержант Константин Власов, когда у него закончились патроны, сделал связку из трех гранат, а четвертую оставил на самый крайний случай. Когда четверо фрицев стали приближаться к нему, он бросил связку гранат и уложил их на месте. Потом показались еще семеро немцев. Власов решил подпустить их поближе и подорвать вместе с собой последней гранатой, но граната не взорвалась, и он был захвачен в плен. Но ему удалось сбежать и присоединиться к белорусскому партизанскому отряду «Мститель».

20 слайд

Второй выживший – Герасим Лапин. Взрывом мины его контузило и отбросило в воронку, а потом присыпало. Когда бойцы 718-го стрелкового полка прорвались на высоту, они обнаружили контуженого Герасима и отправили его в медсанбат, где бойца подлечили, и он продолжил воевать и дошел до Берлина.

21 слайд

Бойцы 139-й стрелковой дивизии как знамя пронесли через всю войну память о своих боевых друзьях из группы Евгения Порошина. В атаку они бросались с криком: «За порошинцев!» И в Берлине, на стене горящего рейхстага написали: «За порошинцев».

За Подвиг на Безымянной высоте, 224.1 восемнадцать героев были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени. Из них 16 – посмертно.

22 слайд

Известный советский поэт Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он написал поэму «Безымянная высота». Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившейся через 20 лет.

23 слайд с музыкой и видео

Давайте, ребята, вспомним слова этой песни. (Дети поют песню «На безымянной высоте»). Во время песни фотохроника (клип).

А знаете, ребята, когда песня была уже написана и ее знала вся страна, поэт Михаил Матусовский приписал еще одну строфу к своей песне:

На склонах обагренной Волги,

На берегах Москвы-реки

В своих дубленых полушубках

Стояли вы, сибиряки.

 

Да будет не забыт ваш подвиг,

Как не забыты будут те –

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

24 слайд

Насмерть стоявшие бойцы за высоту 224.1 стали примером храбрости. И на месте боя 15 сентября 1966 года был открыт памятник. Текст на памятнике гласит: «Бессмертному подвигу героев Безымянной высоты».

25 слайд

Рядом памятная стена, на которой высечены золотыми буквами фамилии 18-ти воинов-коммунистов 718-го полка 139-й стрелковой дивизии.

26 слайд

Мы помним вас, герои Безымянной…

Порошин Евгений – командир отряда

Артамонов Александр – начальник отдела автотранспортного управления;

Белоконов Емельян – военный строитель из Закаменки;

Власов Константин – снабженец комбината № 179;

Воробьев Гавриил – бригадир слесарей ЖКО комбината № 179;

Голенкин Николай – парторг цеха № 9 комбината № 179;

Даниленко Николай – электромонтажник завода им. Чкалова;

Денисов Даниил – мастер-модельщик заводского училища № 12 комбината № 179;

Закомолдин Роман – монтажник станков комбината № 179;

Касабиев Татарии – рядовой;

Кигель Борис – главный технолог мясокомбината;

Куликов Иван – наладчик станков комбината № 179;

Лапин Герасим – мастер по монтажу оборудованию комбината № 179;

Липовецер Элюша – мастер-технолог завода им. Ефремова;

Панин Петр – мастер по испытаниям боеприпасов на полигоне комбината № 179;

Романов Петр – токарь комбината № 179;

Шляхов Дмитрий – инженер по оборудованию комбината № 179;

Ярута Дмитрий – диспетчер завода им. Кузьмина.

27 слайд

Минута молчания

Дети! Замрите!

Минута молчания.

Пусть только сердце бьется отчаянно!

28 слайд

«Белый голубь – символ мира». Изображение голубя, держащего оливковую ветвь в клюве, является общепризнанной эмблемой мира во всем мире.

Мир – это счастливая жизнь, это спокойствие, радость, улыбки, душевное тепло и комфорт. С мыслями о мире, счастье и добре, предлагаю вам, ребята, написать на каждом голубе пожелания мира и добра жителям планеты!!!

Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн. Звучит песня: Детство – это я и ты!

29 слайд с музыкой. Ребята пишут слова и поднимают голубей.

30 слайд

Летите, голуби, летите

По миру с добротой своей.

Несите, голуби, несите

Любовь всем людям поскорей!

Сердца людей пусть потеплеют,

В душе у всех растает лёд.

Пусть мир наступит на планете

И будет счастлив весь народ!

Пусть дети всей земной планеты

Узнать не смогут бед войны.

На всем на нашем белом свете

За мир бороться все должны!

31 слайд

Мирным небо пусть будет всегда!

Пусть не будет войны никогда!

32 слайд

Урок мужества, посвященный памяти воинов-сибиряков закончен.

Спасибо всем за внимание!

Количество просмотров: 1399  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы