Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
Работая много лет в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 491 «Лучики», мы отмечаем значительное увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Для дошкольников с ТНР актуальна недостаточная сформированность всех языковых структур. Отмечаются дефекты произношения, фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Отстает от возрастной нормы словарный запас, имеются выраженные отклонения в формировании грамматических компонентов. Выявляются трудности в овладении связной речью: пересказом, составлением рассказов. Характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. У них часто снижена работоспособность на занятиях, эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал. Дети хотят играть.
Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути коррекции и развития речи, опираться на интерес ребенка. Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное.
Обобщением многолетнего совместного опыта работы учителя-логопеда и воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ТНР стал педагогический проект «Логопедическая шкатулка». Целью данного проекта является создание условий для коррекции речевых нарушений, развития речи, коммуникативных навыков и формирования начальной грамоты у детей дошкольного возраста с ТНР средствами логопедических сказок и проектной деятельности.
Логопедические сказки – современная технология в логопедической практике. Она направлена на повышение эффективности образовательного процесса, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка с речевым недоразвитием.
Как приятно рассказать дошкольникам сказку! С каким интересом они слушают! А что, если эта сказка еще и будет развивать фонематические процессы, обогатит словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка, поспособствует совершенствованию связной речи.
Для создания в группах комбинированной направленности для детей с ТНР условий, способствующих реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с нарушениями речи, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников, обеспечивающих полноценное развитие личности детей, было разработано методическое обеспечение образовательной деятельности средствами логопедических сказок:
– картотека и мультимедийные презентаций логопедических сказок;
– дидактическое пособие «Логопедические альбомы. Сказки для автоматизации звуков» для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях и в коррекционные часы;
– электронная игротека для индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения,
– авторские логопедические сказки по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, 6-7 лет) с ТНР «Теремок звуков», «Зайчишка-Грамотей или как хорошо уметь читать»,
– дидактические пособия к сказкам, способствующим формированию связной речи: «Развивающие сказки», «Разноцветные сказки» (Н. В. Нищева);
– мультимедийные презентации «Веселый ветерок», «Логосказки. Артикуляционные упражнения для малышей», «Дидактические пособия из фетра к сказкам»;
– презентация «Разноцветные сказки»;
– презентация «Логопедические береты»;
– видеофильм «Теремок звуков»;
– видеофильм «Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада».
Реализации проекта «Логопедическая шкатулка» осуществляется через проведение учителем-логопедом групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием логопедических сказок в соответствии с планированием коррекционно-развивающих занятий в старшей и подготовительной группах комбинированной направленности для детей с ТНР. В течение учебного года воспитатели проводят артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, индивидуальную работу по развитию речи по заданию логопеда с использованием логопедических сказок в коррекционные часы.
При проведении коррекционно-развивающих занятий, дидактических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности с детьми с ТНР используются артикуляционные сказки, пальчиковые сказки, сказки для автоматизации звуков, фонематические сказки, лексико-грамматические сказки, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи.
Артикуляционные сказки – это комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. (Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей.)
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или с дифференцируемыми звуками. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках и во фразовой речи) (Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников.)
Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В сказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, закрепление грамматических категорий (Быстрова Г.Л., Сизова Э.Л., Шуйская Т.Л. Логосказки, Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста.)
Сказки по обучениюзнакомят детей с гласными и согласными звуками, формируют понятия «звук», «буква», закрепляют зрительные образы букв. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей – звуков и букв, которые наделенные своими характерами. (Волина В.В. Учимся играя.)
Сказки, формирующие связную речь, повышают потенциальные возможности полноценного речевого развития дошкольников, способствуют овладению детьми 5-7 лет самостоятельной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками (Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. Нищева Н. В. «Развивающие сказки»).
Логопедические сказки могут представлять собой целое групповое занятие («Сказка о гласных звуках», «Сказка о согласных звуках», «Сказка о том, как гласные звуки мастерили себе дома», сказка «Спор машин»), часть группового занятия («Сказка о гласном звуке А», «Сказка о согласном звуке И-кратком», сказка «Кривое зеркало»), индивидуальное занятие (Фонетическая логопедическая сказка «Сказка про зайца». Дифференциация звуков Р–Рь), театрализованное представление (Сказка «Теремок звуков», Сказка «Зайчишка-Грамотей или как хорошо уметь читать»).
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. В логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:
– психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька, как зайчиха и зайчата были очень рады покупкам и т. д.);
– релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
– дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.
Использование логопедических сказок позволяет решать следующие задачи: поддерживать интерес при имеющейся быстрой утомляемости детей с ТНР; облегчать и ускорять процесс запоминания и усвоения материала, регулировать психоэмоциональное состояние детей; стимулирует двигательную и речевую активность детей; формировать положительную мотивацию к занятиям (повышать мотивацию детей к исправлению речи); создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
ФГОС ДО предусматривает тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса. Анкетирование родителей воспитанников групп комбинированной направленности для детей с ТНР показало, что родители осведомлены и заинтересованы проблемой речевого развития детей, поддерживают проводимую работу по речевому развитию в ДОУ.
Родители воспитанников при реализации проекта становятся активными участниками образовательного процесса, включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Вместе с детьми принимают активное участие в проектной деятельности (Конкурсы «Сделай букву сам», «Сочиняем сказку о букве всей семьей», «Моя любимая разноцветная сказка»), в изготовлении костюмов к театрализованной деятельности, в фото- и видеосъемках.
Применение логопедических сказок повышает эффективность логопедической работы по коррекции речевых нарушений, развитию речи, коммуникативных навыков и формированию начальной грамоты у детей дошкольного возраста с ТНР, способствует сокращению времени обучения, сохранению эмоционального благополучия дошкольников.
В результате такой работы у детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи, высказывания носят развернутый характер, более логически последовательные, с употреблением невербальных средств передачи (мимики, жестов); обогатился словарный запас детей. Наблюдается устойчивый интерес к творческому рассказыванию, желанию фантазировать и сочинять сказки; показывать сказки другим детям; дети стали более активными и уверенными в себе.
Предлагаем конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения по теме «Дифференциация звуков Р, Рь» по фонетической логопедической «Сказке про зайца».
Тема: Дифференциация звуков Р, Рь
Цели:
1. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
2. Упражнять в правильном произнесении звуков Р, Рь в слогах, словах и предложениях, тексте.
3. Развивать фонематическое восприятие: дифференциация звуков Р, Рь.
4. Закреплять графический образ буквы Р.
5. Развитие связной речи: пересказ небольшой сказки с помощью мнемотаблицы.
6. Активизировать словарь по темам «Овощи», «Игрушки».
7. Формировать навыки самоконтроля.
Ход занятия
1. Организационный момент
(Ситуация затруднения, ситуация поиска в работе со звучащим словом.)
Логопед. К нам спешит гость. Кто он, если это лесной житель, в его названии два слога, есть звук Ц.
(Ответ ребенка: заяц.)
2. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная логопедическая сказка «Заяц делает зарядку»
Логопед. Заяц очень дружит со спортом и каждое утро делает зарядку. Вот и сейчас он предлагает сделать зарядку. Он вышел на крылечко (упражнение «Лопаточка), улыбнулся (упражнение «Улыбка») и начал зарядку. Любимое упражнение у Зайца – наклоны (упражнение «Качели»). Разогрелся Заяц и побежал вокруг домика быстро, как лошадка (упражнение «Лошадка»). Громко застучали заячьи лапки по дорожке (упражнение «Барабанщик»).
3. Произнесение звука Р в слогах
Логопед. После тренировки Заяцу можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он говорит?
Ра-ра-ра – дружи со спортом, детвора.
Ры-ры-ры – совет я дам для детворы.
Ра-ра-ра – зарядку делайте с утра.
Ру-ру-ру – прыгайте, как кенгуру.
Ры-ры-ры – здоровы будьте и бодры!
Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия. Фонетическая «Сказка про зайца» (Ребенок, слушая сказку о зайце, который выращивает овощи со звуками р-рь, выбирает картинки со звуками р-рь, многократно ненавязчиво повторяет слова с трудными звуками).
Логопед. На лесной опушке жили заяц и зайчиха с зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками Р и Рь.
– Назови, какие овощи заяц вырастил у себя на огороде?
(Ребенок называет овощи по предметным картинкам: картофель, помидоры, огурцы, редиска, репа, перец, укроп, петрушка и морковь, горох, кукуруза.)
Логопед. Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать на базаре, а часть оставить себе.
Овощи, в названии которых есть звук Рь, заяц решил продать на рынке.
Овощи, в названии которых есть звук Р, заяц оставил себе.
– Назови, какие овощи заяц повез продавать на рынок?
(Ребенок называет овощи по предметным картинкам: редиска, перец, репа.)
– Назови, какие овощи заяц оставил себе?
(Ребенок называет овощи по предметным картинкам: картофель, огурцы, помидоры, морковь, укроп, петрушка и горох, кукуруза.)
Логопед. Пришел заяц на базар. Быстро он продал свои овощи, а на вырученные деньги решил купить игрушки для зайчат у ежа.
«Здравствуй, колючий!» – говорит заяц ежу.
«Здравствуй, ушастый!» – отвечает еж.
«Что за игрушки?» – спрашивает заяц.
«Да разные, – говорит еж, – есть такие игрушки, в названии которых звук Р, но есть и такие, и названии которых звук Рь.
– Назови, какие игрушки были у ежа?
(Ребенок называет игрушки по предметным картинкам: матрешки, погремушки, шарики, робот, Петрушка, пирамидка, конструктор, грузовик, формочки, ведерко.)
Логопед. Для старших зайчат заяц купил игрушки, в названии которой есть звук Р. Для младшего зайчонка заяц купил игрушки, в названии которых есть мягкий согласный звук РЬ.
– Назови, какие игрушки со звуком Р старших зайчат заяц купил?
(Ребенок называет игрушки по предметным картинкам: робот, Петрушка, пирамидка, конструктор, грузовик, формочки, ведерко.
– Назови, какие игрушки со звуком Рь для младшего зайчонка купил заяц?
(Ребенок называет игрушки по предметным картинкам: матрешка, шарики, погремушка.)
5. Психогимнастика
Логопед. Вечером, когда заяц пришел домой с новыми игрушками, зайчиха и зайчата были очень рады его покупкам. Покажи, как зайчиха и зайчата были очень рады покупкам.
6. Физминутка. Координация речи с движением «На водопой»
Осенним днем лесной тропой,
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок.
За мамой-белкой скакали бельчата,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети спокойно идут по кругу друг за другом.
Идут, громко топая.
Крадутся на носочках.
Приседают, медленно двигаются вперед.
Идут вперевалочку.
Скачут вприсядку.
Скачут на прямых ногах.
Идут па четвереньках.
Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».
7. Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы.
8. Итог занятия
Логопед. Пора прощаться с зайцем. Скажи, понравились тебе «Сказка про зайца»? Отвечай предложением. А какие звуки ты сегодня правильно произносил? Выложи букву Р фишками мозаики.
(Ребенок выполняет задание.)
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. 1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. СПб., 2005.
2. 2. Быстрова Г.Л., Сизова Э.Л., Шуйская Т.Л. Логосказки. СПб., 2002.
3. 3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. 4. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. – 2008.
5.5. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. - Учебно-методическое пособие-конспект. – Спб., 2015.
6. 6. Левчук Е. Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
7. 7. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
Количество просмотров: 3434 |
Добавить комментарий