«Это чудо – сказочная гжель»

 
 

Федяева Юлия Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Жаркова Елена Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 г. Новосибирска

 

«Это чудо – сказочная гжель»

С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся.

Русская народная пословица

С незапамятных времён в нашей стране в жизни народа огромное значение имели разные ремесла (промыслы). Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства. В русских промыслах отображается всё многообразие исторических, культурных, духовных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились много столетий назад. Изделия русских мастеров выражают неповторимость традиционной русской культуры, её отличительные черты. Традиционно к русским народным промыслам относят росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Почти каждый регион России может похвастаться умелыми мастерами и мастерицами, которые работают в традиционных техниках и создают своими руками великолепные произведения искусства. Многие промыслы широко известны за пределами нашей страны и стали настоящими символами России.

Одной из задач дошкольного образования в художественно-эстетическом развитии является знакомство детей с изделиями русских народных промыслов. Это процесс вовлечения детей в истоки русского народного творчества, которое начинается с колыбельной песни матери, сказок бабушки, народных игр во дворе. В детском саду дети впервые на занятиях знакомятся с народными декоративными промыслами, с дымковской игрушкой, жостовскими подносами, филимоновсой игрушкой, нарядной гжельской посудой.

Сразу после новогодних каникул в нашем детском саду проходил Фестиваль народных промыслов, в ходе которого каждая группа представляла выставку изделий какого-нибудь ремесла. Дети посетили все выставки, где педагоги представили самые интересные экспонаты и очень интересно представили свой промысел. Наша группа представляла декоративную роспись Гжель.

Совместно с родителями была организована выставка различных экспонатов, расписанных в технике гжель. С детьми старших и подготовительных групп были проведены ознакомительные экскурсии и беседы об экспонатах выставки. Каждой группе по окончании экскурсии были подарены глиняные заготовки тарелочек с образцами гжельской росписи, чтобы дети в группе под руководством воспитателя смогли самостоятельно расписать свою тарелочку.

В ходе экскурсии каждому ребёнку предложили помять и понюхать глину, дети отметили характерный запах земли и сделали вывод о том, где добывают глину. Дошкольники настолько впечатлились выставкой и изготовлением глиняных тарелок с последующей росписью, что были совместно с воспитателями сочинены небольшие четверостишия:

Синий цветочек на белом снегу,

Гжелью рисунок я свой назову. (Алиса, 6 лет)

А у нас на полке в ряд,

Фигурки разные стоят.

Фигурки непростые – Гжелью расписные. (Никита, 6 лет)

У бабушки Светы посуда есть в буфете.

Посуда не простая, полностью вся расписная.

Как в зимней сказке чудеса, синеют на боках леса.

Узор на белом цвете зовётся гжелью, дети. (Сергей, 6 лет)

Ход экскурсии

Здравствуйте, ребята. Проходите, мы всегда рады гостям, полюбуйтесь на наши прекрасные экспонаты. Кто-нибудь из вас видел такую роспись и где? Кто знает, как эта роспись называется? Правильно, это гжель. Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев. На выставке разрешается только смотреть, руками трогать экспонаты (предметы) запрещается.

На выставке гостей встречает и знакомит с экспонатами экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Полюбуйтесь красивыми изделиями. Они вам нравятся? Чем нравятся? Какие вы видите предметы на выставке? (ваза, фигурки животных, чайник, часы, чашки). Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими». И сегодня наша встреча посвящена «Сказочной гжели».

Кто знает, как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Расскажу я вам сегодня одну историю: Было это давным-давно, недалеко от Москвы среди дремучих лесов стояла деревушка под названием Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины, обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Как вы думаете, для чего нужно обжигать глину? (для прочности). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник необычный. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками; вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. А потом открыли фабрику по производству посуды».

До сих пор работают мастера и мастерицы на фабрике, жив и старый городок Гжель. Трудятся на фабрике целые семейные династии: бабушки, дедушки, мамы и папы, внуки и внучки мастеров. Передают по наследству свои секреты мастерства, продолжают славную традицию своих предков – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Представьте, что мы на фабрике. Сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду. Затем мастера расписывают изделия вручную. Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре. И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия. Самый частый узор – гжельская роза. Посмотрите, как красиво! Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора? (завитки, сеточка, точки, цветы)

А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

А сейчас давайте вместе попробуем украсить вот этот кувшин гжельской росписью (дети по очереди подходят к магнитной доске, на которой висит фланелеграф – «кувшин», вырезанный из ватмана, и выкладывают готовые элементы росписи по желанию).

Прекрасный кувшин у нас получился, спасибо, что пришли на нашу выставку. Дарю вам керамическую тарелку, которую вы распишите самостоятельно в группе. Под русскую народную мелодию дети выходят из группы.

Количество просмотров: 789  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы