Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
Тема урока: «Начало Реформации в Европе» (7 класс).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представлений о причинах и характере Реформации в Европе.
Задачи урока:
1. Образовательные:
– объяснять значение понятий и терминов: Реформация, индульгенция, секуляризация, булла, протестантизм, лютеранство;
– характеризовать предпосылки Реформации в Германии;
– раскрывать содержание основных положений учения Лютера, объяснять, в чем заключалась их новизна;
– представлять характеристику Крестьянской войны в Германии;
– представлять характеристики М. Лютера.
2. Развивающие:
– создать условия для развития у обучающихся умений работать с документами посредством анализа исторических источников;
– анализировать, представители каких групп германского общества и почему поддержали М. Лютера;
– анализировать и формулировать собственную точку зрения на изучаемую проблему курса на основе анализа исторических источников, фактов, изучаемых в теме (давать собственную оценку причинам распространения Реформации в Европе).
3. Воспитательные:
– способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости взаимопомощи и взаимоподдержки;
– усвоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
– понимать значение личности в истории;
– сформировать толерантное отношение к представителям разных конфессий.
Виды деятельности обучающихся: проблемно-поисковая, познавательная деятельность, ценностно-ориентационная.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; представление о культурном многообразии своей страны и мира;
|
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; формулировать и обосновывать выводы; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов. |
локализовать во времени ключевые события Реформации; указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты Реформации; сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников; составлять краткую характеристику Мартина Лютера, Томаса Мюнцера; раскрывать существенные черты европейской реформации; объяснять причины Реформации; выражать отношение к деятельности Иоганна Тецеля, Мартина Лютера;
|
Оборудование: Учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация «Начало Реформации», раздаточные материалы с документами и заданиями к ним, рабочий листок с заданиями для групп, игра «Историческое домино. Реформация».
Источники информации:
1. Всеобщая история. История Нового времени, 7 класс / А.Я. Юдовская. П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерва, 2021.
2. Документ – немецкий городской поэт Г. Сакс, сапожник из Нюрнберга.
3. Документ – Фрэйданк о папской власти.
План изучения материала:
1. Причины Реформации
2. Мартин Лютер
3. «Спасение верой»
4. Крестьянская война в Германии
5. «Чья страна, того и вера»
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап |
До начала урока. Проверка аппаратуры, раздаточного материала, готовности детей к уроку. После начала урока. Приветственное слово к обучающимся. Каждый ученик вытягивает бумажку определенного цвета (всего их 4 в соответствии с разными сословиями), далее они рассаживаются в кабинете образовавшимися группами. |
Готовят учебные принадлежности, занимают свои места. |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность Цель: привлечь внимание обучающихся, создать условия для определения причин Реформации, поставить проблему, решению которой будет посвящен урок. |
Прежде чем переходить к теме занятия нужно обратиться к ряду вопросов, о которых мы с вами говорили на прошлых уроках. Почему в Новое время усилился интерес к окружающему миру? Какие возникли учения о строении Вселенной? Почему церковь преследовала мыслителей? Какие методы познания появились в Новое время? Какие явления говорят о кризисе традиционного общества в XV в.? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от средневекового человека? Кризис традиционного общества не мог не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе и индивидуального общения с Богом породила новый этап в развитии религии. |
Отвечают на вопросы. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний Цель: активизировать мышление учащихся, определить направление деятельности обучающихся на уроке |
Перед вами лежат рабочие листки (4 разных в зависимости от того, какое сословие досталось группе) (Приложение 1). В первом задании вы видите ребус, который вам необходимо решить, чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на занятии. Как вы думаете, что такое Реформация? Откуда появилось это название? Запишем понятие в тетрадь: Реформация – это движение за переустройство католической церкви. Давайте попытаемся вспомнить источники богатства католической церкви. Теперь давайте проверим, все ли источники вам удалось вспомнить. |
Решают ребус. Ответ: Реформация.
Выполняют задание 2 на рабочем листке |
Этап 1.3. Целеполагание Цель: определить, каких знаний недостаточно для решения проблемы. |
Но давайте подумаем, чего нам не хватает, чтобы охарактеризовать процесс Реформации. Ответы на все эти вопросы сегодня у нас должны появиться. Сформулируем тему сегодняшнего занятия. |
Причины, условия, результаты. |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Сейчас вновь обратимся к вашим рабочим листкам. Задание 3 каждая группа выполняет от лица представителя того или иного сословия. Ваша задача определить, что именно в положении церкви вызывало недовольство вашего сословия. Теперь обсудим ваши варианты и посмотрим действительно ли недовольство церковью задевало только отдельные сословия. Прочитайте стихи и подумайте, какие действия церкви не устраивали население? (Приложение 2). Заполним таблицу «Причины Реформации» (Приложение 3). Это задание 5 в Рабочем листке. Реформация началась в 1517 года в Германии, когда Мартин Лютер вывесил на двери церкви 95 тезисов. Прочитайте текст (Приложение 4) и ответьте на вопросы: 1. Каково мнение Иоганна Тецеля о Папе римском? 2. Как относились верующие к действиям церкви, описанным Тецелем? 3. В чем смысл индульгенций? Выполните задание 4 в Рабочем листке.
Но недовольство Мартина Лютера вызывала не только продажа индульгенций. Основные идеи Мартина Лютера. – Осуждение продажи индульгенции. – Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, чтобы объяснять верующим Священное писание. – Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога. Спасение добрыми делами. – Только Священное Писание – авторитет в делах веры. – Отрицание монашества. – Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. – Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам. – Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке. |
Выполняют задание 3 в рабочем листке.
- чрезмерное обогащение Рима - отпущение грехов за деньги - продажа реликвий - лживость священнослужителей - эксплуатация простых людей - курение и пьянство священников
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения Цель: создать условия для выявления удовлетворённости ходом Реформации разными слоями населения |
Сейчас вам необходимо обратиться к заданию 6 в рабочем листе и сравнить изначальные причины, вызывавшие недовольства церковью, проанализировать, насколько идеи Лютера отвечают интересам вашего сословия. |
Выполняют задание |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях Цель: рефлексия достижения поставленной цели урока. |
В 1520 г. его отлучили от церкви, в 1521 г. вызвали на суд в Вормс. Подумайте и определите, почему процесс Реформации начался именно в Германии? Кто управлял этими территориями? К чему могло приводить такое управление? |
В XVI в. почти все страны Европы пытались ограничить непомерные притязания пап римских, и в первую очередь денежные поборы. В этих условиях самыми беззащитными оказались раздробленные германские земли, в которых отсутствовала сильная королевская власть. Папы и их опора в стране – высшее немецкое духовенство – действовали в германских землях совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения в Германии стали народные проповедники, преимущественно из числа низшего духовенства, прежде всего гуманисты. Новые идеалы нашли свое выражение в литературе, где бурно развивалась сатира, в городской поэзии. |
Этап 3.2. Систематизация знаний и умений Цель: Повторить и закрепить полученные на уроке знания. |
Сейчас 2 группы читают о Крестьянской войне, а 2 про Аугбургский мир. Ваша задача охарактеризовать последствия этих событий для развития Германии (Задание 7 в рабочем листке). |
Выполняют задание |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика Цель: оценка обучающимися собственной работе на уроке, выявление сильных и слабых сторон |
Посмотрите на свой рабочий листок, оцените свой собственный вклад в работу на занятии, обсудите этот вопрос с другими членами группы |
|
Этап 5.1. Рефлексия |
Чем учение М. Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои европейского населения? Интересы каких слоев населения выражал М. Лютер? Если позволяет время сыграть в «Историческое домино». |
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
§7, вопросы после §. Охарактеризовать роль Аугсбургского мира в последующем развитии Германии. |
Записывают |
Количество просмотров: 839 |
Добавить комментарий