Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»

 
 

Гонтаренко Лилия Игоревна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»

Тема урока: «Начало Реформации в Европе» (7 класс).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений о причинах и характере Реформации в Европе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

– объяснять значение понятий и терминов: Реформация, индульгенция, секуляризация, булла, протестантизм, лютеранство;

– характеризовать предпосылки Реформации в Германии;

– раскрывать содержание основных положений учения Лютера, объяснять, в чем заключалась их новизна;

– представлять характеристику Крестьянской войны в Германии;

– представлять характеристики М. Лютера.

2. Развивающие:

– создать условия для развития у обучающихся умений работать с документами посредством анализа исторических источников;

– анализировать, представители каких групп германского общества и почему поддержали М. Лютера;

– анализировать и формулировать собственную точку зрения на изучаемую проблему курса на основе анализа исторических источников, фактов, изучаемых в теме (давать собственную оценку причинам распространения Реформации в Европе).

3. Воспитательные:

– способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости взаимопомощи и взаимоподдержки;

– усвоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

– понимать значение личности в истории;

– сформировать толерантное отношение к представителям разных конфессий.

Виды деятельности обучающихся: проблемно-поисковая, познавательная деятельность, ценностно-ориентационная.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;

уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;

представление о культурном многообразии своей страны и мира;

 

систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);

выявлять характерные признаки исторических явлений;

раскрывать причинно-следственные связи событий;

формулировать и обосновывать выводы;

систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;

участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов.

локализовать во времени ключевые события Реформации;

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты Реформации;

сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников;

составлять краткую характеристику Мартина Лютера, Томаса Мюнцера;

раскрывать существенные черты европейской реформации;

объяснять причины Реформации;

выражать отношение к деятельности Иоганна Тецеля, Мартина Лютера;

 

Оборудование: Учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация «Начало Реформации», раздаточные материалы с документами и заданиями к ним, рабочий листок с заданиями для групп, игра «Историческое домино. Реформация».

Источники информации:

1. Всеобщая история. История Нового времени, 7 класс / А.Я. Юдовская. П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерва, 2021.

2. Документ – немецкий городской поэт Г. Сакс, сапожник из Нюрнберга.

3. Документ – Фрэйданк о папской власти.

План изучения материала:

1. Причины Реформации

2. Мартин Лютер

3. «Спасение верой»

4. Крестьянская война в Германии

5. «Чья страна, того и вера»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный этап

До начала урока.

Проверка аппаратуры, раздаточного материала, готовности детей к уроку.

После начала урока.

Приветственное слово к обучающимся. Каждый ученик вытягивает бумажку определенного цвета (всего их 4 в соответствии с разными сословиями), далее они рассаживаются в кабинете образовавшимися группами.

Готовят учебные принадлежности, занимают свои места.

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность Цель: привлечь внимание обучающихся, создать условия для определения причин Реформации, поставить проблему, решению которой будет посвящен урок.

Прежде чем переходить к теме занятия нужно обратиться к ряду вопросов, о которых мы с вами говорили на прошлых уроках.

Почему в Новое время усилился интерес к окружающему миру?

Какие возникли учения о строении Вселенной? Почему церковь преследовала мыслителей?

Какие методы познания появились в Новое время?

Какие явления говорят о кризисе традиционного общества в XV в.? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от средневекового человека?

Кризис традиционного общества не мог не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе и индивидуального общения с Богом породила новый этап в развитии религии.

Отвечают на вопросы.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Цель: активизировать мышление учащихся, определить направление деятельности обучающихся на уроке

Перед вами лежат рабочие листки (4 разных в зависимости от того, какое сословие досталось группе) (Приложение 1). В первом задании вы видите ребус, который вам необходимо решить, чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на занятии.

Как вы думаете, что такое Реформация? Откуда появилось это название?

Запишем понятие в тетрадь: Реформация – это движение за переустройство католической церкви.

Давайте попытаемся вспомнить источники богатства католической церкви.

Теперь давайте проверим, все ли источники вам удалось вспомнить.

Решают ребус. Ответ: Реформация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание 2 на рабочем листке

Этап 1.3. Целеполагание

Цель: определить, каких знаний недостаточно для решения проблемы.

Но давайте подумаем, чего нам не хватает, чтобы охарактеризовать процесс Реформации.

Ответы на все эти вопросы сегодня у нас должны появиться. Сформулируем тему сегодняшнего занятия.

Причины, условия, результаты.

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Сейчас вновь обратимся к вашим рабочим листкам. Задание 3 каждая группа выполняет от лица представителя того или иного сословия. Ваша задача определить, что именно в положении церкви вызывало недовольство вашего сословия.

Теперь обсудим ваши варианты и посмотрим действительно ли недовольство церковью задевало только отдельные сословия.

Прочитайте стихи и подумайте, какие действия церкви не устраивали население? (Приложение 2).

Заполним таблицу «Причины Реформации» (Приложение 3). Это задание 5 в Рабочем листке.

Реформация началась в 1517 года в Германии, когда Мартин Лютер вывесил на двери церкви 95 тезисов.

Прочитайте текст (Приложение 4) и ответьте на вопросы:

1. Каково мнение Иоганна Тецеля о Папе римском?

2. Как относились верующие к действиям церкви, описанным Тецелем?

3. В чем смысл индульгенций?

Выполните задание 4 в Рабочем листке.

 

Но недовольство Мартина Лютера вызывала не только продажа индульгенций.

Основные идеи Мартина Лютера.

– Осуждение продажи индульгенции.

– Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, чтобы объяснять верующим Священное писание.

– Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога. Спасение добрыми делами.

– Только Священное Писание – авторитет в делах веры.

– Отрицание монашества.

– Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом.

– Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

– Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.

Выполняют задание 3 в рабочем листке.

 

 

 

 

 

 

 

- чрезмерное обогащение Рима

- отпущение грехов за деньги

- продажа реликвий

- лживость священнослужителей

- эксплуатация простых людей

- курение и пьянство священников

 

 

 

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения Цель: создать условия для выявления удовлетворённости ходом Реформации разными слоями населения

Сейчас вам необходимо обратиться к заданию 6 в рабочем листе и сравнить изначальные причины, вызывавшие недовольства церковью, проанализировать, насколько идеи Лютера отвечают интересам вашего сословия.

Выполняют задание

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Цель: рефлексия достижения поставленной цели урока.

В 1520 г. его отлучили от церкви, в 1521 г. вызвали на суд в Вормс.

Подумайте и определите, почему процесс Реформации начался именно в Германии?

Кто управлял этими территориями? К чему могло приводить такое управление?

В XVI в. почти все страны Европы пытались ограничить непомерные притязания пап римских, и в первую очередь денежные поборы. В этих условиях самыми беззащитными оказались раздробленные германские земли, в которых отсутствовала сильная королевская власть. Папы и их опора в стране – высшее немецкое духовенство – действовали в германских землях совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения в Германии стали народные проповедники, преимущественно из числа низшего духовенства, прежде всего гуманисты. Новые идеалы нашли свое выражение в литературе, где бурно развивалась сатира, в городской поэзии.

Этап 3.2. Систематизация знаний и умений

Цель: Повторить и закрепить полученные на уроке знания.

Сейчас 2 группы читают о Крестьянской войне, а 2 про Аугбургский мир. Ваша задача охарактеризовать последствия этих событий для развития Германии (Задание 7 в рабочем листке).

Выполняют задание

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Цель: оценка обучающимися собственной работе на уроке, выявление сильных и слабых сторон

Посмотрите на свой рабочий листок, оцените свой собственный вклад в работу на занятии, обсудите этот вопрос с другими членами группы

 

Этап 5.1. Рефлексия

Чем учение М. Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои европейского населения? Интересы каких слоев населения выражал М. Лютер?

Если позволяет время сыграть в «Историческое домино».

 

Этап 5.2. Домашнее задание

§7, вопросы после §.

Охарактеризовать роль Аугсбургского мира в последующем развитии Германии.

Записывают

Количество просмотров: 839  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы