Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий

 
 

Гуськова Анна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий

Сегодня нужно принимать во внимание факт того, что важнейшей составляющей человеческого капитала[1] является финансовая грамотность. Финансовая грамотность, позволяющая человеку участвовать в финансовых отношениях как в роли сберегателя, так и в роли инвестора. Финансовая грамотность является основой, условием, фундаментом, на котором создается возможность для формирования и воспитания одной из ключевых компетенций современного человека. Компетенций, обеспечивающих благополучие его самого, его семьи и общества в целом – финансовой культуры.

Финансовая культура человека обеспечивает понимание того, что необходимо:

– вкладываться в свое образование, как непрерывное академическое, так и непрерывное финансовое образование и просвещение;

– приобретать опыт во взаимодействии с различными социальными институтами, в том числе финансовыми институтами и организациями, государственными и муниципальными учреждениями (например, с банками и фондами, социальными службами, волонтерскими организациями, администрациями города или села; осознавать важность и иметь опыт обращения в пенсионный фонд, или налоговую инспекцию, или в отдел администрации района, занимающийся защитой прав потребителей – все это слагаемые финансовой культуры человека);

– активно участвовать в общественной жизни школы, района, города: например, быть волонтером или участником творческого коллектива, членом ученического совета или даже членом молодежного парламента.

Это действительно важно. Финансовая культура это и про участие в социальном проектировании и предпринимательстве. Когда речь идет не про прибыль как таковую, а про социальную отдачу – парк для жителей района, велосипедную дорожку, площадку для выгула и дрессировки собак.

Финансовая грамотность и культура отдельно взятого человека обусловлена и тем, как он относится, понимает смысл и значение общественных финансов. Общественные финансы – это экономические отношения, связанные с использованием государственных и муниципальных средств в первую очередь «для людей».

1. Понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага (библиотеки, дома культуры, дороги, учреждения социальной инфраструктуры и т. д.).

2. Установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной заработной платы и уровня пенсионного обеспечения в будущем. Важно понимать, что государственная пенсия – это ежемесячная государственная денежная выплата, формируется из отчислений официально трудоустроенных лиц).

3. Установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой, регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход.

4. Выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот. Речь идет об умении выбирать оптимальную систему налогообложения для малого или среднего, а возможно, и крупного бизнеса, о знаниях тех возможностей и льготных условий, которые предоставляет государство.

5. Знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов. Федеральный, региональный, местный бюджеты. Как они формируются и на что расходуются? Что может стать дополнительным источником дохода бюджета или актуальным направлением его расходования?

6. Установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе. Органы государственной власти регионов ориентированы на диалог с общественностью, готовы учитывать мнение граждан. Общественные слушания по важному для района или микрорайона вопросу, голосование за то или иное направление расходования бюджетных средств. Все это примеры практик участия граждан в бюджетном процессе.

7. Использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот, социальных выплат: денежные выплаты (социальные пособия и субсидии, компенсации), натуральная помощь: топливо, продукты, одежда, обувь, медикаменты, другие виды натуральной помощи. Государственные и муниципальные органы власти могут и должны оказывать помощь, но важно и то, чтобы гражданин знал и использовал по закону свои права на помощь и поддержку, выражал доверие органам власти различных уровней.

Давайте еще раз разведем и артикулируем два важных понятия: финансовая грамотность и финансовая культура.

Финансовая грамотность – основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений в целях достижения финансового благополучия и управления финансовыми рисками.

Финансовая культура – ценности, установки и поведенческие практики граждан в финансовой сфере, зависящие от воспитания, уровня финансовой грамотности, опыта принятия финансовых решений, уровня развития финансового рынка и общественных институтов.

Сначала знания, а затем ценностное отношение и поведение.


[1] Индивидуальный человеческий капитал – это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, умений, опыта и мотиваций человека, состояние его здоровья, а также условия жизни и деятельности, эффективное использование которых способствует увеличению его дохода и приобретению благ (Лавренова Е.Б.).

Количество просмотров: 1072  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы