Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
Игра для дошкольников – способ познания окружающего,
игры имеют большую педагогическую ценность, они развивают у детей
смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность.
Н. К. Крупская
Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным.
Эффективные результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Вовлечение родителей в педагогическую деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, поэтому важно так построить мастер-классы и консультации, чтобы они по возможности привлекли внимание родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Родители сетуют на то, что дети не хотят выполнять скучные упражнения.
Особое значение в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобретает игра. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать нестандартный метод – «вкусная артикуляционная гимнастика». Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.
Технологическая карта мастер-класса для родителей (законных представителей) воспитанников группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Тема «Вкусная артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Планируемый результат:
1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.
2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Родители (законные представители) готовы к сотрудничеству, работе в команде с другими взрослыми, педагогами и собственным ребенком, учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности.
Предварительная работа:
1. Изучение научно-методической литературы, интернет-ресурсов и видеоматериалов по данной тематике.
2. Опрос родителей воспитанников.
3. Видеозапись детей для мастера-класса.
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи |
Задачи с учетом особенностей родителей (законных представителей) |
1. Научить родителей методам проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях. 2. Активизировать знания родителей о значимости артикуляционной гимнастики для постановки звукопроизношения. 3. Сформировать представления о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях. 4. Сформировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям. |
1. Формировать коммуникативную культуру и готовность осуществлять взаимодействие с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей участников образовательных отношений. 2. Обучать родителей (законных представителей) анализировать собственную и совместную деятельность, выявлять трудности в процессе выполнения игровых упражнений, отождествлять собственные трудности и успехи с трудностями и успехами ребенка. |
Принципы:
- принцип содействия и сотрудничества;
- принцип создания положительного эмоционального подъема;
- принцип воспитания через взаимодействие;
- принцип развития;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип научности.
Методы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядные: демонстрация;
- практические: упражнения, игровые ситуации, игра;
- методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, применения знаний;
- методы эмоционального стимулирования: использование игр и игровых форм организации обучения.
Оборудование: мультимедиа: ноутбук, экран, проектор; видеозапись к мастеру-классу; вкусняшки (сладкая соломка, баранки, дольки апельсина, витаминки, чупа-чупсы).
Литература:
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: Сфера, 2009.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М.: Сфера, 2006.
3. Басова С.Н. Использование современных технологий социализации дошкольника / С.Н. Басова. – М.: Эксмо, 2016. – 87 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2013. - 219 с.
5. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с.
6. Рожков М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. – М.: Наука, 2012. – 274 с.
7. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность/ В.А. Сластенин. – М.: Магистр, 2014. – 224 с.
8. Интернет-ресурсы.
Ход мероприятия:
Этапы работы |
Содержание деятельности логопеда
|
Содержание деятельности родителей |
Планируемый результат
|
|
Организационный этап. Организация педагогов, установка на предстоящую деятельность |
Под музыку логопед приглашает родителей пройти в музыкальный зал. Добрый вечер, уважаемые родители! Скажите громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне? Нет или да? Деток вы любите? Да или нет? Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет. Вам лекции хочется слушать здесь? Нет! Я вас понимаю…. Как быть дамы, господа? Проблемы детей решать нужно нам? Да! Дайте мне тогда ответ Помочь откажетесь мне? Нет! Последнее спрошу у вас я. Активными все будете? Нет или да? Сегодня мы с вами поговорим об артикуляционной гимнастике. Вы узнаете, что это такое и как с её помощью развивать речевую сферу ребенка. Присаживайтесь, пожалуйста. |
Родители входят в зал и встают в круг. |
Подведение к теме мастер-класса. Родители смотивированы на дальнейшую деятельность. |
|
Актуализация темы |
Что же такое артикуляционная гимнастика? Внимание на экран. Показ презентации: «Значение артикуляционной гимнастики в постановки звукопроизношения» Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Произнесение звуков – сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями. Актуальность и целесообразность использования артикуляционной гимнастики заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка, а именно: – умении и желании коммуникативного общения; – выражении своих чувств, точки зрения и эмоций; – предотвращении трудностей в овладении чтения и письма; – предотвращении комплекса неполноценности и неуверенности. |
Родители присаживаются на стулья. Родители просматривают презентацию.
|
Родители ознакомлены с решаемыми задачами развития ребенка в процессе выполнения данного задания. |
|
Ознакомление с материалом. Создание условий для активной деятельности педагогов. Актуализация имеющихся знаний. |
В домашних условиях родителям рекомендуется выполнять артикуляционную гимнастику, при этом вы можете не просто её выполнять, а сделать интереснее и превратить в увлекательную игру. Выполняя эти упражнения, вы можете использовать различные предметы и пищевые продукты: печенье, хлебные крошки, варенье, воду, леденцы, жевательную резинку, кусочки фруктов или овощей, ложки, коктейльные соломинки, тарелочки, зубную щётку. Прежде чем приступать к выполнению упражнений, мы предлагаем вам посмотреть видеоролик, в котором наглядно можно увидеть, как слажено взаимодействуют органы артикуляционного аппарата в момент говорения и пения. Вы убедитесь в том, насколько важно тренировать мышцы артикуляции для развития речевых способностей у ребёнка. Такие упражнения полезны детям, которые правильно выговаривают звуки, но их речь неразборчива. Речь идет о тех детях, про которых говорят, что у них «каша во рту». Пользу речевой гимнастики хорошо понимают взрослые. Но далеко не каждый ребенок соглашается сесть перед зеркалом и выполнять однообразные монотонные движения губами и языком. Для этого изобретательные логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые дети будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются «вкусняшки». Когда мы выполняем артикуляционную гимнастику – мы качаем мышцы речевого аппарата, развиваем его гибкость. Это как утренняя зарядка, только для язычка. Делать гимнастику необходимо каждый день по 10-15 минут, чтобы мышцы языка, губ качались, как в спортивном зале. Но порой обыкновенная гимнастика надоедает и становится скучной. Как же выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы она была интересна? Для этого придумали "вкусные упражнения", которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции, радость и желание повторять их снова и снова. Сегодня продемонстрируем новизну и простоту приемов в работе логопеда. Мы подойдем к этому творчески. Для этого нам нужно сладкая соломинка, бублики маленькие и большие, долька апельсина, витаминка. |
Родители просматривают презентацию. Родители отвечают на поставленный педагогом вопрос. |
Родители ознакомлены с решаемыми задачами развития ребенка в процессе выполнения данного задания. |
|
Практическая работа. Обмен опытом, передача способов деятельности, демонстрация методов и приемов освоения технологии при активной работе всех участников мастер-класса. Создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность |
Рекомендации к выполнению упражнений.
Веселые артикуляционные упражнения для выполнения в домашних условиях, дети будут выполнять с удовольствием, потому что все упражнения выполняются со сладостями! Для выполнения первого упражнения нам понадобиться карамель «Чупа-чупс» на палочке. Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс – отличный логопедический тренажер. Разверните леденец и давайте немного поиграем.
После того как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:
Для выполнения второго упражнения нам понадобится сладкая соломка. Её хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:
Для третьего упражнения мы возьмём маковые сушки. 1. Сожми сушку губами и удерживай её. 2. Сожми сушку зубами и удерживай её. 3. Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под счет (до 5 – 10). |
|
Родители просматривают презентации. Родители делают предложенные артикуляционные упражнения с «вкусняшками», логопед демонстрирует родителям упражнения.
|
У родителей сформировано эмоционально – личностное отношение к происходящим событиям.
|
|
||||
Итог
|
Грамотная, четкая, чистая речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей. Безусловно, все указанные особенности работы учителя - логопеда предполагают огромное терпение и творчество, благодаря которым ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире И закончить свой мастер-класс мне хотелось бы стихотворением: С детьми мы щедро делимся талантом и умением, Терпением, заботою, искусным ремеслом, И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения. О встречах наших вспомнят с любовью и добром. Трудна и так ответственна работа логопеда Но не грусти, коллега, а ну-ка улыбнись! Мы с нею не расстанемся, успеха вкус отведав, Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! На этом мой мастер-класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание! Надеюсь, что выполнение такой гимнастики поможет постановке красивого и четкого произношения у вашего ребенка. От всего сердца желаем вам успехов в воспитании ваших детей и радостного общения с ними! |
Участники мастер-класса вносят свои предложения, идеи по вариантности применения артикуляционной гимнастики дома с ребенком. |
У родителей развито умение анализировать собственную деятельность и ее результаты, видеть перспективу дальнейшего применения полученных знаний и умений. |
|
Рефлексия. Анализ работы. |
Завершающее упражнение «Благодарю!» Дорогие родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом мастер-классе нового. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов! |
Самоанализ участников по поводу значимости артикуляционной гимнастики для постановки звуков. Работа с «вкусняшками». Заключительное слово логопеда, ведущего мастер-класса по всем вопросам и предложениям. |
Родители смотивированы на дальнейшее сотрудничество со своим ребенком |
«Вкусная артикуляционная гимнастика с детьми»
Количество просмотров: 873 |
Добавить комментарий