Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда

 
 

Ахметова Закира Рахимчановна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 112 «Радуга» г. Новосибирска

 

Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда

Игра для дошкольников – способ познания окружающего,

игры имеют большую педагогическую ценность, они развивают у детей

смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность.

Н. К. Крупская

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным.

Эффективные результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Вовлечение родителей в педагогическую деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребёнка.

Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, поэтому важно так построить мастер-классы и консультации, чтобы они по возможности привлекли внимание родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Родители сетуют на то, что дети не хотят выполнять скучные упражнения.

Особое значение в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобретает игра. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать нестандартный метод – «вкусная артикуляционная гимнастика». Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.

Технологическая карта мастер-класса для родителей (законных представителей) воспитанников группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Тема «Вкусная артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Планируемый результат:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Родители (законные представители) готовы к сотрудничеству, работе в команде с другими взрослыми, педагогами и собственным ребенком, учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности.

Предварительная работа:

1. Изучение научно-методической литературы, интернет-ресурсов и видеоматериалов по данной тематике.

2. Опрос родителей воспитанников.

3. Видеозапись детей для мастера-класса.

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи

Задачи с учетом особенностей родителей (законных представителей)

1. Научить родителей методам проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

2. Активизировать знания родителей о значимости артикуляционной гимнастики для постановки звукопроизношения.

3. Сформировать представления о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях.

4. Сформировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

1. Формировать коммуникативную культуру и готовность осуществлять взаимодействие с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей участников образовательных отношений.

2. Обучать родителей (законных представителей) анализировать собственную и совместную деятельность, выявлять трудности в процессе выполнения игровых упражнений, отождествлять собственные трудности и успехи с трудностями и успехами ребенка.

Принципы:

- принцип содействия и сотрудничества;

- принцип создания положительного эмоционального подъема;

- принцип воспитания через взаимодействие;

- принцип развития;

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип научности.

Методы:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение;

- наглядные: демонстрация;

- практические: упражнения, игровые ситуации, игра;

- методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, применения знаний;

- методы эмоционального стимулирования: использование игр и игровых форм организации обучения.

Оборудование: мультимедиа: ноутбук, экран, проектор; видеозапись к мастеру-классу; вкусняшки (сладкая соломка, баранки, дольки апельсина, витаминки, чупа-чупсы).

Литература:

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: Сфера, 2009.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М.: Сфера, 2006.

3. Басова С.Н. Использование современных технологий социализации дошкольника / С.Н. Басова. – М.: Эксмо, 2016. – 87 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2013. - 219 с.

5. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с.

6. Рожков М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. – М.: Наука, 2012. – 274 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность/ В.А. Сластенин. – М.: Магистр, 2014. – 224 с.

8. Интернет-ресурсы.

Ход мероприятия:

Этапы работы

Содержание деятельности логопеда

 

Содержание деятельности родителей

Планируемый результат

 

Организационный этап.

Организация педагогов, установка на предстоящую деятельность

Под музыку логопед приглашает родителей пройти в музыкальный зал. 

Добрый вечер, уважаемые родители!

Скажите громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? Нет или да?

Деток вы любите? Да или нет? Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет.

Вам лекции хочется слушать здесь? Нет!

Я вас понимаю….

Как быть дамы, господа? Проблемы детей решать нужно нам? Да!

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? Нет! Последнее спрошу у вас я. Активными все будете? Нет или да?

Сегодня мы с вами поговорим об артикуляционной гимнастике.

Вы узнаете, что это такое и как с её помощью развивать речевую сферу ребенка. Присаживайтесь, пожалуйста.

Родители входят в зал и встают в круг.

Подведение к теме мастер-класса. Родители смотивированы на дальнейшую деятельность.

Актуализация темы

Что же такое артикуляционная гимнастика? Внимание на экран. Показ презентации: «Значение артикуляционной гимнастики в постановки звукопроизношения»

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Произнесение звуков – сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями.

Актуальность и целесообразность использования артикуляционной гимнастики заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка, а именно:

– умении и желании коммуникативного общения;

– выражении своих чувств, точки зрения и эмоций;

– предотвращении трудностей в овладении чтения и письма;

– предотвращении комплекса неполноценности и неуверенности.

Родители присаживаются на стулья. Родители просматривают презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители ознакомлены с решаемыми задачами развития ребенка в процессе выполнения данного задания.

Ознакомление с материалом.

Создание условий для активной деятельности педагогов.

Актуализация имеющихся знаний.

В домашних условиях родителям рекомендуется выполнять артикуляционную гимнастику, при этом вы можете не просто её выполнять, а сделать интереснее и превратить в увлекательную игру.

Выполняя эти упражнения, вы можете использовать различные предметы и пищевые продукты: печенье, хлебные крошки, варенье, воду, леденцы, жевательную резинку, кусочки фруктов или овощей, ложки, коктейльные соломинки, тарелочки, зубную щётку.

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, мы предлагаем вам посмотреть видеоролик, в котором наглядно можно увидеть, как слажено взаимодействуют органы артикуляционного аппарата в момент говорения и пения. Вы убедитесь в том, насколько важно тренировать мышцы артикуляции для развития речевых способностей у ребёнка.

Такие упражнения полезны детям, которые правильно выговаривают звуки, но их речь неразборчива. Речь идет о тех детях, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Пользу речевой гимнастики хорошо понимают взрослые. Но далеко не каждый ребенок соглашается сесть перед зеркалом и выполнять однообразные монотонные движения губами и языком.

Для этого изобретательные логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые дети будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются «вкусняшки».

Когда мы выполняем артикуляционную гимнастику – мы качаем мышцы речевого аппарата, развиваем его гибкость. Это как утренняя зарядка, только для язычка. Делать гимнастику необходимо каждый день по 10-15 минут, чтобы мышцы языка, губ качались, как в спортивном зале. Но порой обыкновенная гимнастика надоедает и становится скучной. Как же выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы она была интересна? Для этого придумали "вкусные упражнения", которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции, радость и желание повторять их снова и снова.

Сегодня продемонстрируем новизну и простоту приемов в работе логопеда. Мы подойдем к этому творчески. Для этого нам нужно сладкая   соломинка, бублики маленькие и большие, долька апельсина, витаминка.

Родители просматривают презентацию.

Родители отвечают на поставленный педагогом вопрос.

Родители ознакомлены с решаемыми задачами развития ребенка в процессе выполнения данного задания.  

Практическая работа.

Обмен опытом, передача способов деятельности, демонстрация методов и приемов освоения технологии при активной работе всех участников мастер-класса.

Создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность

Рекомендации к выполнению упражнений.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом. Поле того как малыш освоится, зеркало можно убрать.
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, без подергиваний, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Веселые артикуляционные упражнения для выполнения в домашних условиях, дети будут выполнять с удовольствием, потому что все упражнения выполняются со сладостями!

Для выполнения первого упражнения нам понадобиться карамель «Чупа-чупс» на палочке. Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс – отличный логопедический тренажер. Разверните леденец и давайте немного поиграем.

  • Берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком.
  • Положить шарик в углубление “чашечки” языка.
  • Массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения.
  • Удерживать леденец губами, сжимая их.
  • Прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе.
  • Массировать щеки изнутри шариком.

После того как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

  • кладем на середину языка и делаем трубочку языком;
  • дуем в трубочку на ватку;
  • ставим палочку в стакан с водой и булькаем;
  • выкладываем из палочек буквы и фигурки.

Для выполнения второго упражнения нам понадобится сладкая соломка.

Её хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

  • “Трубочка” языком – положить палочку на середину языка и поднять его боковые края.
  • “Трубочка” губами – держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок.
  • “Чашечка” языком – отломить кусочек соломки и положить в углубление.
  • “Грибок” – удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки.
  • “усы” – удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ.
  • «Ложка на тарелке» кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее.

Для третьего упражнения мы возьмём маковые сушки.

1. Сожми сушку губами и удерживай её.

2. Сожми сушку зубами и удерживай её.

3. Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под счет (до 5 – 10).

 

Родители просматривают презентации. Родители делают предложенные  артикуляционные упражнения с «вкусняшками», логопед демонстрирует родителям упражнения.

 

У родителей  сформировано эмоционально – личностное отношение к происходящим событиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамотная, четкая, чистая речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей. Безусловно, все указанные особенности работы учителя - логопеда предполагают огромное терпение и творчество, благодаря которым ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире

И закончить свой мастер-класс мне хотелось бы стихотворением:

С детьми мы щедро делимся талантом и умением,

Терпением, заботою, искусным ремеслом,

И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения.

О встречах наших вспомнят с любовью и добром.

Трудна и так ответственна работа логопеда

Но не грусти, коллега, а ну-ка улыбнись!

Мы с нею не расстанемся, успеха вкус отведав,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

На этом мой мастер-класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!

Надеюсь, что выполнение такой гимнастики поможет постановке красивого и четкого произношения у вашего ребенка. От всего сердца желаем вам успехов в воспитании ваших детей и радостного общения с ними!

Участники мастер-класса вносят свои предложения, идеи по вариантности применения  артикуляционной гимнастики дома с ребенком.

У родителей развито умение анализировать собственную деятельность и ее результаты, видеть перспективу дальнейшего применения полученных знаний и умений.

Рефлексия.

Анализ работы.

Завершающее упражнение «Благодарю!» Дорогие родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом мастер-классе нового. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ!

Благодарю за сотрудничество!

Творческих всем успехов!

Самоанализ участников по поводу значимости  артикуляционной гимнастики для постановки звуков.

Работа с «вкусняшками».

Заключительное слово  логопеда, ведущего мастер-класса по всем вопросам и предложениям.

Родители смотивированы на дальнейшее сотрудничество со своим ребенком

«Вкусная артикуляционная гимнастика с детьми»

Количество просмотров: 873  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы