Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»

 
 

Елисеева Ирина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Приходько Елена Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Конькова Наталья Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»

В динамичном современном обществе, где изменения происходят на всех уровнях, к человеку предъявляется ряд определенных критериев. Согласно этим критериям у человека должно быть развито умение налаживать продуктивное взаимодействие с окружающими и умение легко адаптироваться к изменениям деятельности и существования.

В настоящее время многие люди испытывают трудности в общении с другими людьми. Именно поэтому в образовании большое внимание уделяют процессу социализации детей. Наиболее благоприятным для этого считается дошкольный период.

Что такое социализация?

Социализация – это усвоение идеологии и правил поведения, установленных в конкретном сообществе людей. Благодаря этому процессу человек понимает, как он должен действовать в той или иной ситуации, чтобы оставаться членом группы и приносить ей пользу.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную.

Первичная социализация закладывается с первых дней жизни ребенка. В раннем возрасте ключевую роль играют родители; впоследствии – сверстники, педагоги и другие значимые фигуры в детском окружении (детский сад, школа). На этом этапе формируются основы коммуникативного поведения: освоение языка, развитие эмоциональной компетентности. Ребёнок начинает осознавать своё «я» и социальные роли; усваивает нормы поведения в семье, учится самоконтролю и подчинению установленным правилам. Первичная социализация закладывает фундамент личности, определяющий её будущие межличностные отношения и общественное функционирование. Определяет, как индивид будет взаимодействовать с другими людьми и функционировать в обществе в будущем. Разновидности первичной социализации: воспитание, детские игры, учёба в школе.

Начальная социализация во многом зависит от семьи, где ребёнок начинает получать свои первые знания про всё, что его окружает и где этому «окружению» даются определённые оценки. Первичная социализация зависит от образовательного учреждения и организации в нём воспитательного процесса. Взаимоотношения, принятые в дошкольном образовательном учреждении или школе, становятся факторами дальнейшей социализации ребёнка.

Вторичная социализация наступает после подросткового возраста и происходит каждый раз, когда человек попадает в новую группу. Например, поступает в вуз, устраивается на работу, переезжает в другой город или страну. Можно сказать, что социализация никогда не заканчивается – этот процесс протекает всю жизнь.

Чем важна первичная социализация в группе сверстников

В образовательных учреждениях помимо академических знаний закладываются негласные социальные алгоритмы: умение ждать, соблюдение дисциплины, командная работа и принятие поражений. Однако ключевым аспектом выступает межличностное общение с ровесниками. Взаимодействие помогает осознавать необходимость учёта чужого мнения, дети учатся балансировать личные желания и интересы группы, что формирует навыки сотрудничества. От успешности этого этапа напрямую зависит способность индивида к дальнейшей социальной интеграции. Недостаток сформированных социальных компетенций может привести к затруднениям в самовыражении и понимании окружающих.

Почему вторичная социализация также важна

Вторичная социализация играет значимую роль. Каждый новый этап жизни, будь то университет или профессиональная деятельность, требует адаптации под новые нормы поведения. Преодоление первичной социальной интеграции облегчает этот процесс, но безуспешное прохождение может привести к изоляции. Хотя взрослые не становятся агрессивными от подобных трудностей напрямую, их последствия могут негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье. В то же время успешная социализация способствует как общему благополучию человека, так и его профессиональным достижениям.

Работа в дошкольных образовательных организациях по социализации ребенка ведется в нескольких направлениях:

– знакомство с правилами и нормами поведения в обществе;

– развитие уважительного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей семье;

– усвоение нравственных и моральных ценностей;

– развитие позитивного отношения к труду;

– развитие самостоятельности, а также саморегуляции собственной деятельности.

Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности детей – это игровая деятельность и коммуникация, то ребенку будет проще социализироваться при помощи игры и общения.

Сюжетно-ролевые игры являются самым важным средством социально-коммуникативного развития ребенка. Они помогают усвоить правила и нормы поведения в социуме, определенные навыки и умения. В игре дети примеряют на себе различные ситуации и роли согласно сюжету игры, приобретенные навыки в игре помогут в дальнейшем справиться с проблемами в настоящей жизни.

В этих играх от педагога требуется обучить детей правильному выполнению игровых действий, поощрить к самостоятельным действиям и распределению ролей. В процессе общения персонажей происходит моделирование и разыгрывание ситуаций и отношений взрослого мира, происходит освоение типов поведения, развиваются навыки совместной работы.

Усваивая знания, полученные в процессе игры, ребенок приобщается к культуре своей страны, в которой существует, и к культуре мира. Игра дает возможность ребенку освоить общественный опыт и превратить его в достояние своей личности. В игре ребенок развивает и свою умственную деятельность, так как игра требует решать новые задачи, а также постоянно усложняет эти задачи.

У нас в группе действует много разных уголков сюжетно-ролевой игры («Дочки-матери», «Больница», «Аптека», «Стройка», «Швейных цех», «Кафе», «Салон красоты» и так далее), где дети могут как самостоятельно играть и применять свои знания, так и играть со взрослыми, которые помогут, подскажут и направят игру в правильное русло. Дети играют как большими группами, так и по несколько человек, делятся по желаниям и интересам.

Например, в игре «Поликлиника» развиваются умения детей придумывать несложный сюжет, переносить знакомые действия в новые игровые ситуации, закрепляются правила и нормы поведения в больнице, как должен вести себя пациент, доктор. Дети учатся брать на себя определённые роли, играть дружно, использовать в играх предметы-заместители,

Игра «Магазин». С ее помощью мы расширяем представления детей о магазинах, связанных с ними профессиях, формируем навыки поведения в магазине, даем основы финансовой грамотности, учим правильно выбирать покупки первой необходимости и без которых можно обойтись и т.д.

Игра в «Семью». Закрепляем знания детей о членах семьи. Воспитываем любовь и уважение к своим близким,, В варианте этой игры «Подготовка к семейным праздникам» формируем у детей первоначальные основы праздничной культуры, воспитываем эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

А играя в сюжетно-ролевую игру «Детский сад», закрепляем нормы и правила поведения в детском саду, обращаем внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок, воспитатель учит рисовать и т.д.).

В игре «Транспорт на улицах города» расширяем представления о профессии водитель, формируем нормы поведения в транспорте. Закрепляем знания детей о видах транспорта, уточняем знания о сигналах светофора и действиях пешеходов, развиваем умение использовать в игре дорожные знаки, желание соблюдать правила поведения на улице города.

«Строители». Продолжаем формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых, учим основам безопасного поведения.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, развитие социальных навыков, игровой деятельности, общения со сверстниками.

Во время игровой деятельности дети:

– учатся занимать «свое» место в коллективе; адекватно позиционировать себя;

– развивают эмоциональный интеллект, учатся контролировать собственные чувства, правильно их выражать;

– учатся находить выход из трудных ситуаций, которые моделирует воспитатель с обучающей целью;

– примеряют на себя различные социальные роли (бытовые и профессиональные);

– знакомятся с элементами взрослой жизни.

Как узнать – достаточно ли социализирован ребёнок?

Многие родители, особенно детей, не посещающих детский сад, задаются вопросом: социализирован ли мой ребёнок? Это можно узнать, ответив на несколько вопросов о ребёнке:

1. Он быстро находит новых друзей?

2. Умеет играть с другими детьми?

3. Может уступить другому ребёнку или взрослому?

4. Если рядом плачет другой ребёнок – пожалеет ли он его?

5. Может ли дождаться своей очереди в игре, на горке и т.д.?

6. Выполняет просьбы родителей с первого раза?

7. Знает правила этикета?

8. Любит посещать детские игровые центры, общаться с другими детьми?

9. Предпочтёт игру с детьми просмотру телепередачи?

Если на большинство вопросов ответы «Да», с социализацией у вашего малыша всё в порядке.

Презентация к консультации «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»

Количество просмотров: 788  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы