Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи

 
 

Шамшура Наталья Михайловна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 г. Новосибирска

 

Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи

В работе с детьми с ТНР актуальным является вопрос выбора эффективных педагогических технологий, которые позволили бы уже на начальном этапе коррекционно-воспитательного процесса в значительной степени продвинуть речевое развитие ребёнка.

На протяжение своей профессиональной деятельности я неоднократно сталкивалась с «неговорящими детьми». Не всегда это были дети-алалики, иногда тяжёлое нарушение речи обусловленное ЗПР, РАС.

При выработке различных дифференцировок, на которых строится процесс коррекции речи, я опиралась на применение знаково-символических средств и моделирования. Как показывает опыт, самый эффективный приём, направленный на преодоление нарушений орального праксиса – это зрительно-слуховой имитационный приём. Он включает в себя применение специальной символики при формировании полноценного представления о фонеме. К такой символике относятся, в первую очередь, знаки артикуляции гласных звуков. Применение зрительно-слухового имитационного приёма необходимо уже на начальном этапе коррекционной работы при формировании активного словаря у детей с ТНР. Первая функция знаков артикуляции гласных звуков – служить основой при формировании активного словаря.

В начале формируются представления о гласном звуке «А». Вводится обозначение звука – большой красный круг. Этому предшествует работа перед зеркалом: длительное произнесение звука. При этом указательным пальцем обводится контур рта по линии губ – большой круг. Выбирается красный цвет – цвет обозначения гласных (большой красный круг). Далее разучиваются простые по структуре слова, которые начинаются со звука «А» в ударной позиции, такие как: Аня, Алик, аист. Слова обязательно иллюстрируются картинками.

Затем по такому же алгоритму проходит изучение звука «У» – контрастного звуку «А». Вводится обозначение звука – «маленький красный кружочек». В активный словарь вводятся простые односложные слова, содержащие данный звук в ударной позиции, такие как: утка, уши, туча. Аналогично проходит работа с другими гласными, соответственно, растёт активный словарь.

По мере роста активного словаря у детей прогрессирует произносительная сторона речи: спонтанно возникают звуки, которых раньше не было, в основном это переднеязычные, губные и губно-зубные звуки, которые «считываются» детьми с губ логопеда при отражённом проговаривании. Произношение звуков становится более четким. В то же время трудности детей в овладении структурой слова сохраняются на более длительное время. Тем не менее у некоторых детей речь становится более членораздельной и понятной для окружающих.

На начальном этапе коррекционно-развивающего процесса провожу также работу по слиянию гласных звуков в цепочки из 2-х гласных, затем из 3-х со зрительной опорой на соответствующие знаки. Например, ряд гласных АОУ проговаривается с опорой на ряд значков и «читается» слева-направо. Таким образом, второй функцией знаков артикуляции является создание зрительного образа сукцессивного звукового ряда.

Параллельно проводятся фонопедические упражнения по акцентации и вокализации гласных звуков. Первоначально они тоже проводятся со зрительной опорой на знаки артикуляции для проговаривания, сопровождаются соответствующими движениями:

А – Рот пошире открываем,

Руки тоже округляем – большой круг мы получаем: а-а-а

О – овал, его покажем – губы пальцем обведём и ещё раз пропоём: о-о-о

У – губы трубочкой вперёд, руки дудочкой вперёд, дудочка дудит, поёт: у-у-у

И – губы – узкая полоска, дружно зубки мы покажем и все вместе скажем: и-и-и

Ы – улыбку мы покажем, губы пальцем обведём и ещё раз пропоём: ы-ы-ы

Позже по мере развития у детей произносительной стороны речи появляется возможность дополнять зрительно-слуховой имитационный приём несложными темпо-ритмическими упражнениями.

Игра «Звуковые волны»

Цель: формирование умения изменять силу голоса с опорой на зрительно-двигательные координации.

Ход игры. Ребенок рисует, обводит по контуру пальчиком высокие волны, сопровождая движение вокализациями на любой гласный звук. Основным условием выполнения этого задания является наращивание силы голоса при «спуске с волны» и уменьшение силы голоса при «подъеме на волну».

Знаки артикуляции гласных используются также при проведении упражнений по преобразованию слогов – из закрытого в открытый и наоборот. При этом знаки артикуляции гласных звуков служат средством моделирования слогов, и это их третья функция.

Моделирование проходит поэтапно. Дети выкладывают на фланелеграфе значок гласного звука и согласного, по этим значкам «считывают» слог, а затем меняют их местами.

Также на формирование звуко-слоговой и просодической стороны речи я использую в коррекционной работе с детьми игры: «Песенка», «Стучалочка».

Игра «Песенка»

Цель: формирование просодической стороны речи; формирование у детей правильного звукопроизношения; развитие фонематического слуха.

Ход игры. Логопед показывает артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко (тихо, шепотом, длительно, коротко) повторить, пример: ряд «ау – уа, уи – иу, аи – иа, оу – уо».

Игра «Стучалочка»

Цель: регулирование у детей темпа речедвигательных координаций, развитие фонематического слуха и просодической стороны речи; формирование правильного звукопроизношения.

Ход игры. Логопед проговаривает слоговые цепочки, ребёнок запоминает и произносит самостоятельно, затем выкладывает слоги на игровом поле, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном на карточке.

Таким образом, именно символы (знаки) помогут детям среднего дошкольного возраста сделать первый, доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи.

Представленные мною игровые задания помогают детям с тяжелыми нарушениями речи в игровой форме:

– овладеть артикуляционным укладом гласных и согласных звуков;

– развивать фонематический слух;

– формировать просодическую сторону речи;

– формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза слогов.

А также тренируют внимание, память, восприятие и мышление ребенка – процессы, необходимые для дальнейшего обучения в школе.

Количество просмотров: 708  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы