Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий

 
 

Ерёмина Елена Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 116 г. Новосибирска

 

Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Поднимут старинные марши

Армейские трубы страны,

И выведет армии маршал,

Не видевший этой войны.

И мне не додуматься даже,

Какой там ударит салют,

Какие там сказки расскажут

И песни какие споют.

Но мы-то доподлинно знаем,

Нам знать довелось на роду,

Что было девятого мая

Весной в сорок пятом году.

С. Орлов

9 мая народы России, все люди Земли склоняют голову в память о павших и в благодарность участникам Великой Отечественной войны, которые жизнью своей и тяжким ратным трудом обеспечили Великую Победу над фашизмом.

Досталась дорогой ценой Победа нашему народу. За годы войны с Германией общие людские потери Советских Вооруженных сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 656 359 человек, а общие людские потери страны – около 27 млн. человек. Безмерно тяжелы эти жертвы и утраты. У нас не было ни одной семьи, которая не потеряла бы сына, мужа, отца, брата. Поэтому для нашего народа День Победы является праздником воинской славы, отмеченным со слезами на глазах. Вечная память павшим!

Утром 9 мая 1945 года все наши газеты опубликовали исторический документ: «Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил». Указ Президиума верховного Совета СССР гласил: «в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества – праздником Победы».

1418 дней и ночей длилась беспримерная вооруженная борьба нашего народа за свободу, честь, независимость Родины.

Обратимся к тем далеким историческим дням. Как проходила битва за Берлин?

2 апреля 1945 года Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение: подготовить и провести наступательную операцию с целью овладеть столицей Германии городом Берлином и не позднее двенадцатого-пятнадцатого дня операции выйти к реке Эльба.

Главный удар нанести с плацдарма на реке Одер западнее Кюстрина силами четырех общевойсковых армий и двух танковых армий. На участок прорыва привлечь 5-6 артиллерийских дивизий, создав плотность не менее 250 стволов на 1 км. фронта прорыва.

Для обеспечения успешного наступления главной группировки фронта с севера и с юга нанести два вспомогательных удара. Танковые армии ввести на направление главного удара после прорыва обороны для развития успеха в обход Берлина с севера и северо-востока. Армию второго эшелона использовать для развития успеха на главном направлении.

Несмотря на сокрушительные поражения и распад фашистского блока, гитлеровская Германия продолжала оставаться сильным противником. Ее армия на берлинском направлении насчитывала более миллиона солдат и офицеров, имела свыше десяти тысяч орудий и минометов, 3,5 тысячи самолетов, 1,5 тысячи танков и самоходных орудий. На восточных подступах к столице Германии находились мощные укрепленные полосы, большое количество огненных рубежей и минных полей.

Для решительного наступления на берлинском направлении Ставка выделила войска 1-го и 2-го Белорусского фронтов и 1-го Украинского фронта во главе с выдающимися военачальниками Г. К. Жуковым, К. К. Рокоссовским, И. С. Коневым. 16 апреля в 5.00 часов Жуков приказал начать артподготовку. 1-ый Белорусский фронт обрушил на врага невиданный шквал огня. Георгий Константинович Жуков вспоминал: «В течение всей войны мне приходилось быть непосредственным участником многих крупных и важных наступательных операций, но предстоящая битва за Берлин была особой, ни с чем несравнимой операцией. Войскам фронта нужно было прорывать сплошную эшелонированную зону мощных оборонительных рубежей, начиная от самого Одера и кончая сильно укрепленным Берлином. Предстояло разгромить на подступах к Берлину крупнейшую группировку немецко-фашистских войск. Хотелось бы до деталей учесть опыт этого сложного сражения». Фюрер издал приказ о создании фолькштурма. В народное ополчение призывались немцы от 18 до 60 лет. Ополченцы получили эффективное оружие – «фауст-патроны». В уличных боях эти ручные ракеты способны были поражать наши танки. На Зееловских высотах командующий перед решающей атакой приказал включить 140 зенитных прожекторов. Это была гениальная находка. Утром 18 апреля Зееловские высоты были взяты штурмом. С юга на Берлин двигался 1-ый Украинский фронт И. С. Конева. Маршал требовал выполнения задач без промедления. Он направил командиру танковой бригады П. С. Рыбалко радиограмму: «Опять двигаетесь кишкой. Одна бригада дерется, вся армия стоит. Приказываю: рубеж Барут – Лухенвальде через болото переходить по нескольким маршрутам, развернутым боевым порядком».

Конев. 20 апреля 1945 год.

Москва ждала результата. 20 апреля Жуков открыл огонь по Берлину. На следующий день 3-я ударная армия Горбатого ворвалась на окраины гитлеровской столицы. Генерал развивал свое наступление вдоль канала Одер-Шпрее. Не желая втягиваться в уличные бои, он обходил очаги сопротивления. Горбатов рвался к центру Берлина.

Как оборонялись немцы? Гитлер все еще рассчитывал на сокращение линии фронта. Гиммлер попросил освободить его от обязанностей главнокомандующего на советско-германском фронте. Берлин обороняли ветераны. Перед Берлинской операцией немецкая армия насчитывала 1 миллион человек, 1500 танков и штурмовых орудий. В самом Берлине находился гарнизон из 200 тысяч солдат. 600 зенитных орудий были поставлены на оборону. Тем временем через всю Польшу Жуков подтягивал к участкам прорыва технику, снаряды, продовольствие. И конечно, людей. У него были боевые командармы: герой Московской битвы Катуков и герой Сталинградской битвы Чуйков. 25 апреля берлинская группировка немцев была рассечена надвое.

На окраинах Берлина Красная армия сравнительно легко расправлялась с врагом. Конец апреля – начало мая 1945 года – время решительного штурма Берлина. С продвижением советских войск к центральной части города сопротивление гитлеровцев значительно усилилось. Каждую улицу, каждый дом приходилось брать в жестоком бою. 29 апреля Жуков взял ратушу. 30 – почти весь рейхстаг. В 21 час 50 минут 30 апреля сержант М А. Егоров и младший сержант М. А. Кантария водрузили Знамя Победы над главным куполом рейхстага. Бои за логово врага продолжались 18 дней – с 15 апреля по 2 мая. Штурм Берлина был осуществлен за семь дней.

Трудно себе представить, что в битве за Москву из-за острой нехватки боеприпасов нередко на одно орудие выделялось по одному-два снаряда, а фронт получал 600 вагонов в месяц, а в Берлинской операции только в первый день и только войска 1-го Белорусского фронта израсходовали 2400 вагонов снарядов. В труднейшие для страны дни в битве под Москвой действовало 670 танков, а в Берлинском сражении – более 6-ти тысяч. Это была техника советского производства.

Внушительная победа отечественной промышленности создала условия для победы военной. Весомый вклад в нее внесли сибирские части и соединения. 16 дивизий, сформированные в Сибирском военном округе, участвовали в Берлинской операции. Здесь отличились 25-я и 96-я гвардейские, 364, 229 и 372-я стрелковые дивизии.

В ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. Командовать Парадом Победы было поручено Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.

Вспоминая войну, наш знаменитый земляк Александр Иванович Покрышкин писал в своей книге: «Самым главным, самым священным для меня всегда был долг перед Родиной». На Параде Победы трижды Герой Советского Союза гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин гордо пронес по Красной площади овеянное пороховым дымом и боевой славой фронтовое Знамя.

В сражениях павших

Запомнили мы поименно.

Из нашего строя

Их вырвали вихри свинца.

О подвигах ваших

Шумят над Сибирью знамена

И слава героев

Живет в благодарных сердцах.

Л. Чикин

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ ПО ТЕМЕ:

1. Каковы общие людские потери Советских Вооруженных сил вместе с пограничными и внутренними войсками за годы ВОв? (8 656 359 человек)

2. Сколь дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей)

3. Какова была цель наступательной операции Красной армии? (овладеть столицей Германии городом Берлином и не позднее двенадцатого-пятнадцатого дня операции выйти к реке Эльба).

4. Какие войска участвовали в Берлинской наступательной операции? (войска 1-го и 2-го Белорусского фронтов и 1-го Украинского фронта во главе с выдающимися военачальниками Г. К. Жуковым, К. К. Рокоссовским, И. С. Коневым).

5. Какое эффективное оружие использовали немцы в уличных боях? («фауст-патроны»)

6. Численность немецкой армии перед Берлинской операцией? (немецкая армия насчитывала 1 миллион человек).

7. Сколько дней продолжался штурм Берлина? (Штурм Берлина был осуществлен за семь дней).

8. Кто водрузили Знамя Победы над главным куполом рейхстага? (сержант М А. Егоров и младший сержант М. А. Кантария).

9. Сколько дней продолжались бои за рейхстаг? (бои за логово врага продолжались 18 дней – с 15 апреля по 2 мая).

10. Сколько снарядов было израсходовано войсками 1-го Белорусского фронта в первый день Берлинской операции? (2400 вагонов снарядов).

11. Какие сибирские части и соединения принимали участие в Берлинской операции? (16 дивизий, сформированные в Сибирском военном округе, участвовали в Берлинской операции. Особенно отличились 25-я и 96-я гвардейские, 364, 229 и 372-я стрелковые дивизии).

12. Кто командовал Парадом Победы в ознаменование Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, 24 июня 1945 года в Москве? (командовать Парадом Победы было поручено Маршалу Советского Союза Рокоссовскому).

Литература

1. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г.г. Краткая история. – М., 1970.

2. День Победы. Сборник. – М., 1985.

3. Долматовский Е. Автографы Победы. – М., 1972.

4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления в 3-х томах. Т 3. – М., 1987.

5. Пароль – «Победа!». – 1969.

6. Победители. – Новосибирск, 2002.

7. Покрышкин А. И. Небо войны. Повесть фронтовых лет. – Новосибирск, 1968.

8. Ради жизни на Земле. – М., 1970.

9. Тюрин Ю. П. Великая победа. – М., 2000.

10. Тюрин Ю. П. Два парада. – М., 2000.

Количество просмотров: 728  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы