«Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока
Тема: Поэзия первой половины ХХ века: «Человек и эпоха». А.А. Блок «Россия», М.И. Цветаева «Родина», С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…»
Цели урока:
Познавательные:
– Познакомить учащихся с образом Родины в поэзии А.А. Блока, М.И. Цветаевой и С.А. Есенина.
– Выявить основные мотивы, настроения и художественные особенности каждого поэта.
– Развить умение анализировать лирическое произведение, выявлять авторскую позицию и средства выразительности.
Развивающие:
– Формировать читательскую грамотность, умение интерпретировать текст.
– Развивать критическое мышление через сравнительный анализ поэтических произведений.
– Развивать творческие способности, способность выражать свои мысли устно и письменно.
Воспитательные:
– Способствовать формированию патриотических чувств, осознанию духовной и культурной связи с Родиной.
– Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие поэзии.
– Воспитывать уважение к литературному наследию и истории страны.
Термины: лирика, патриотическая лирика, лирический герой, мотив, образ Родины, эпитет, метафора, символ, аллитерация, анафора, инверсия.
Структура урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приёмы ТРКМ |
ИКТ |
---|---|---|---|---|
1. Вызов (актуализация знаний, мотивация) (10 мин) |
1. Организует мини-дискуссию: Россия. Какие ассоциации вызывает? Что значит «любить Родину»? 2. Демонстрирует коллаж с образами России (природа, люди, исторические события). 3. Читает строки из стихотворений, просит учащихся угадать, кто автор: 1) Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. (З. Александрова) 2) Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. (М.Ю. Лермонтов) 3) С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре? С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. (М. Матусовский) 4) Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. – Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: Это на том берегу. (Н. Рубцов) |
Высказывают мнения. Анализируют изображения, выражают эмоции. Определяют настроение по фрагментам стихов. |
«Ассоциации» (записывают слова, которые приходят на ум при слове «Родина»). «Предсказание по фрагменту». |
Интерактивная доска для сбора ассоциаций. Презентация с иллюстрациями. |
2. Осмысление (изучение нового материала) (25 мин) |
1. Видеофрагмент. «Моя школа» https://lesson.edu.ru/api/s3/ecl-storage-dev/51de61e68b204282995845a8a30... 2. Организует чтение стихотворения Блока «Россия» с остановками для обсуждения. 3. Делит класс на группы, каждая анализирует одно стихотворение по вопросам: - Какие чувства выражает автор? - Какой образ России создаёт? Какие художественные средства используются? |
Смотрят фрагмент. Читают стихи вслух. Работают в группах, обсуждают, фиксируют мысли в таблице. |
«Чтение с остановками» «Анализ по карточкам» (вопросы для групп). «Толстые и тонкие вопросы» (глубокий анализ текста). |
Таблицы для анализа. Аудиофрагменты стихотворений. |
3. Рефлексия (закрепление, обсуждение) (10 мин) |
1. Обсуждает с классом: Как в стихах отразились судьба человека и эпоха? 2. Организует создание «Образа России» – коллективного постера с ключевыми словами, образами, строками из стихов. |
Делятся выводами. Заполняют постер, дописывают свои ассоциации. |
«Синквейн» (создают короткое стихотворение о России). «Кластер» (визуальное представление темы). |
создание коллективного постера |
4. Домашнее задание |
Творческое: написать эссе «Какая Россия в поэзии ХХ века?». Исследовательское: сравнить образ родины в произведениях разных авторов. Художественное: нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. Выучить наизусть понравившееся стихотворение |
Выбирают задание по интересу. |
«Выборочное задание» (работа с разными форматами). |
Итог урока
Предметные результаты:
– обучающиеся знакомятся с поэзией Блока, Цветаевой и Есенина, анализируют их произведения.
– определяют основные мотивы, образы и художественные средства в стихотворениях.
– формируют навыки лирического анализа текста и умение интерпретировать авторскую позицию.
– сравнивают образы Родины в произведениях разных авторов, выявляют сходства и различия.
Метапредметные результаты:
– коммуникативные: развивают умение формулировать и аргументировать свою точку зрения в ходе обсуждений;
– познавательные: учатся анализировать лирический текст, выделять главное, делать выводы;
– регулятивные: осваивают планирование работы в группе, распределение ролей, самооценку результатов деятельности.
Личностные результаты:
– формируют чувство патриотизма, осознание связи между человеком и эпохой;
– развивают эстетическое восприятие поэзии, эмоциональную отзывчивость;
– осмысливают значение исторических событий в жизни страны и личности через призму художественного слова.
Количество просмотров: 1064 |
Комментарии
Гость опубликовано
Снежана опубликовано
Константин опубликовано
Константин опубликовано
Инна опубликовано
Страницы
Добавить комментарий