Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе

 
 

Лукашенко Наталья Сергеевна,

старший преподаватель

кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе

Сделать каждый урок ярким, запоминающимся, впечатляющим событием для каждого ученика – задача для учителя, безусловно, важная, но далека от реальности в силу целого ряда причин. Среди них такие, как количество предметных областей в начальной школе; высокий уровень требований к организации учебных занятий всех предметных областей, а не только к уроку литературного чтения, в которой необходимо учесть множество условий и обстоятельств. Однако спроектировать урок как значимое для каждого ученика событие – задача обязательная и посильная для каждого учителя, который занимается своим профессиональным развитием, проявляет интерес к современным образовательным трендам, опирается на предметную подготовку и умело совмещает традиции и инновации в своей профессиональной деятельности.

Проект урока, который стал поводом для размышления и генерирования новых идей на основе актуальных нормативных документов, впервые появился на проектировочной сессии для руководителей муниципальных методических объединений в августе 2023 года. Задача казалась простой, поскольку в качестве темы было выбрано произведение, которое много лет входит в круг детского чтения, и у многих учителей был опыт проектирования урока по нему. Иной ракурс работы со стихотворением обусловил выбор художественных средств, который включал: музыкальное произведение (П. И. Чайковский «Времена года. Осень»), произведения живописи. На уроке было рекомендовано использовать репродукции картин: «Золотая осень» Исаака Левитана, «Золотая осень» Василия Поленова, «Осенняя песня» Виктора Борисова-Мусатова.

Неожиданным это предложение показалось из-за количества картин, техники их исполнения и включения музыкального произведения. Именно на таком эффекте неожиданности и необычности, но только для учеников, предполагалось построить значимый, запоминающийся урок, на котором достижение личностных планируемых результатов (гражданско-патриотическое воспитание: проявляют интерес к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации; эстетическое воспитание: проявляют уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства; приобрели эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведения художественной литературы; понимают образный язык художественного произведения, выразительных средств, создающих художественный образ; духовно-нравственное воспитание: выражают свое видение мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске) стало бы логичным и естественным процессом.

Цель педагога на этом уроке – познакомить с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад», создать условия для выявления основных тем и литературоведческих особенностей его поэзии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

Предметные результаты, равно как и другие, должны быть понятными, достижимыми, измеряемыми. Для этого урока они следующие:

– обучающиеся знают фамилию, имя, отчество писателя, узнают на фото;

– называют основные темы поэзии И. А. Бунина;

– называют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа);

– находят в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

– составляют краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму.

Метапредметные результаты представлены группами: регулятивные – определяют цель выразительного исполнения и работы с текстом; оценивают выступление (своё и других обучающихся) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения; осуществляют контроль процесса и результата деятельности, устанавливают причины возникших ошибок и трудностей, проявляют способность предвидеть их в предстоящей работе; познавательные – исследуют текст: находят средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), выявляют особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа); используют справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – соблюдают правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечают и задают вопросы к художественному тексту; совместная деятельность – соблюдают правила взаимодействия; ответственно относятся к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивают свой вклад в общее дело.

Структура учебного занятия

Вопросы

Проект методических решений

(содержание, вопросы и задания, методы и приемы, формы и ресурсы)

Этап 1: Мотивационно-целевой

1. Как будет обеспечиваться мотивация учеников к учебной деятельности по теме?

2. Что планируется предпринять для принятия или самостоятельного выдвижения цели учебного занятия детьми?

3. Какое участие примут школьники в планировании учебного занятия?

Глаголы дня: исследовать, наблюдать (написаны на доске).

Исследовать: исследуют текст: находят средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), выявляют особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа);

– используют справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

Наблюдать: за картинами, музыкой, находить точки соприкосновения, отклик в своем восприятии.

Ход урока:

1. Учитель показывает маленькие резиновые сапожки (изображение, вырезанные из цветной бумаги или настоящие). Предлагает ученикам назвать три слова о предмете и договориться о том, что это самые популярные ответы и их дальше не называть. Следующие слов 10 слов записать на доске. Дать задание подумать и самостоятельно записать еще три слова. Организовать обсуждение. (Прием на развитие креативности).

Вопрос учителя для развития беседы: Где и когда можно использовать сапожки? В какое время года? С какой целью?

2. Прослушивание музыкального фрагмента.

Беседа о впечатлениях, обсуждение времени года с объяснениями учеников (ключевые слова: медленно, протяжно, угасает, грусть).

3. Демонстрация картин. Обсуждение впечатлений, эмоций (ключевые слова беседы: осень, цвета, листопад).

Вывод: художники, музыканты описывают явления, передают настроение. Ключевой вопрос: «Кто еще может это делать?»

Учениками озвучиваются слова: поэты, стихотворение. Определяется дальнейшее развитие событий – знакомство со стихотворением и поэтом.

Этап 2: Содержательно-деятельностный

1. Как будет организована работа учеников по достижению цели?

2. Каким образом ученики будут корректировать свои действия по достижению цели занятия?

3. Как будет обеспечиваться включенность каждого школьника в выполнение необходимых учебных действий?

4. Что будет предпринято для того, чтобы предотвращать неуспешность учеников?

5. Как планируется организовать учебный процесс в зоне ближайшего развития каждого ребёнка?

6. Какие условия для формирования функциональной грамотности будут созданы?

7. Как будет использоваться воспитательный потенциал темы урока?

1. На доске несколько портретов известных поэтов, среди них портрет И. А. Бунина. Ученики уже знакомы с ним, могут узнать и назвать имя, отчество.

2. Первичное восприятие текста. Прослушивание аудио стихотворения под музыку П. И. Чайковского.

Вопросы учителя: «Передает ли музыка чувства поэта? Понравилось ли стихотворение? Что помогло чтецу передать настроение стихотворения?»

3. Исследование текста.

Вторичное восприятие, работа с текстом в командах.

Для более точной передачи настроения необходимо знать значение всех слов. Вариант организации такой работы: предложить за 2 минуты каждому выписать слова, значение которых не понятно (вопрос 3). По очереди по кругу называть слова. Значение знакомого слова объяснять, незнакомое слово – записывать на полоске бумаги и класть в центр стола. По завершении работы показать сигнал от команды о выполнении. На доске крепить слова от каждой команды с объяснением значения. Если никто не знает – смотреть в планшете, компьютере, словарях (вопрос 6). Дописывать значение в свои листы (вопрос 2).

Дальнейшее исследование значения слов организуется ключевыми вопросами: Какими словами переданы краски осени? К названиям цветов выбрать соответствующий цвет из палитры (заранее готовится учителем в виде лоскутов ткани, листьев, вырезанных из цветной бумаги или из альбомов с палитрой цветов).

Работа с литературоведческими понятиями: предложить ученикам найти в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора – эти понятия записаны на карточках, лежат в центре стола). Каждый в команде берет карточку со словом и находит в тексте пример (время выполнения 1 минута). Далее по очереди по кругу участники делятся своими примерами с объяснениями.

Вариант организации обратной связи по результатам работы: учитель предлагает поделиться примером из текста понятия из своей карточки участника под номером 2 стола 4 и т.д.

Также можно организовать работу над жанровыми отличиями стихотворения от прозы (ритм, рифма, строфа). Возможно потребуется вспомнить значение понятий. Для этого использовать словари и т.д. 

4. Работа над выразительным чтением. Отличительный момент – предложить попробовать себя в роли чтецов как в аудиофрагменте (задается уровень и ответственность). Обсуждение критериев (паузы в нужных местах, интонация, темп «быстро-медленно», «громко-тихо» и т.д.), фиксация на слайде (на доске, экране). Ученики читают по 4 строки по очереди в каждой команде. Идет обсуждение выразительности по критериям (листы оценки или самооценки). От каждой команды выбирается по чтецу и стихотворение прочитывается еще раз (вопрос 4).

5. Вернуться к картинам. Ключевые слова: русские художники, музыка русского композитора, стихотворение русского поэта. Вопрос для всего класса: «Какими средствами, словами, красками пользовались музыканты и художники?» (вопрос 7). Для работы в команде подготовлены вопросы на карточках. Каждый ученик берет карточку с вопросом, читает и отвечает в команде. Вопросы на карточках: Почему важно говорить о нашей природе? Почему авторы вдохновляются природой? Что мы можем сделать для того, чтобы ее сохранить? Смогли ли художники и музыкант передать русский дух?». Учитель определяет время работы в команде, организует обратную связь со всем классом.

6. Под включенный аудиофрагмент учитель предлагает каждому ученику взять сапожки (вырезанные из цветной бумаги или изображения) и разойтись по трем углам, в которых прикреплены репродукции картин урока.

Ученики выбирают картину, которую считают наиболее подходящей к стихотворению. В парах все делятся своим мнением и впечатлением. Учитель организует обмен мнениями от каждой группы.

Этап 3: Результативно-оценочный

1. Каким образом будут представлены результаты работы каждого ребенка и/или совместной деятельности?

2. Как и кем будут оцениваться достигнутые детьми результаты?

3. Как будет организована рефлексия по итогам учебного занятия?

4. Каким будет домашнее задание?

На этом этапе можно выбрать все три варианта работы или тот, который больше подходит.

1. У каждого ученика лист со словами «исследовать, наблюдать». Учитель предлагает написать под каждым словом о том, что происходило на уроке.

2. Викторина с вопросами по содержанию урока.

3. «Облако слов» с эмоциями под музыку.

Домашнее задание: посетить с родителями виртуальный «Русский художественный музей» (ссылка прилагается) и выбрать картины осени других художников, которые подошли бы к стихотворению. Написать, почему выбрали именно эту картину. Подтвердить строками из стихотворения. Сделать слайд в общей презентации.

В представленном проекте предлагается несколько вариантов развития событий на уроке. Можно использовать как весь проект, так и отдельные идеи, которые помогут организовать урок как значимое для учеников событие. Стоит понимать, что перед использованием выразительных средств на уроке необходимо заранее подготовить дополнительную информацию. На этом уроке картина В. Борисова-Мусатова «Осенняя песня» очевидно отличается от двух других полотен, но для того чтобы ученики зафиксировали эти отличия в своем восприятии не только визуально, нужно помочь им подводящей беседой. Достаточно два-три факта об изобразительных материалах, стиле живописи, истории появления картины, и, возможно, именно это станет стимулом для проектной или исследовательской деятельности учеников. Тема, содержание и организация этого урока также может логично пролонгироваться в воспитательное мероприятие.

Рекомендуемые источники:

1. Лукашенко, Н. С. Современный урок литературного чтения: методические рекомендации / Современный урок в начальной школе: электронный сборник статей / И. В. Савицкая, Т. В. Маланина и др.; под ред. А. В. Молокова, — Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2023. — 152 с. – URL: http://www.sibknigi.ru/node/191

2. Лукашенко, Н. С. Формирование читательской грамотности обучающихся: потенциал информационно-образовательной среды для организации заседания методического объединения учителей / Н. С. Лукашенко // Интерактивное образование. – 2021. – № 98. – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/120/3/funkcionalnaya-gramotnost-mladshih-shk... свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 14.01.2023).

3. Лукашенко, Н. С. Функциональная грамотность младших школьников в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Н. С. Лукашенко // Интерактивное образование. – 2022. – № 101. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/117/3/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-... свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 14.01.2023).

4. Лукашенко, Н. С. Методические рекомендации учителю в части проектирования и реализации воспитательного события в информационно-образовательной среде школы / Н. С. Лукашенко // Интерактивное образование. – 2022. – № 104. – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/122/3/metodicheskie-rekomendacii-uchitelyu-v...свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 14.01.2023).

5. Лукашенко, Н. С. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности в информационно-образовательной среде школы / Н. С. Лукашенко // Интерактивное образование. – 2023. – № 107. – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/125/3/formirovanie-i-razvitie-chitatelskoy-f... свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 14.01.2023).

Количество просмотров: 3339  

Добавить комментарий

1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы