Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся

 
 

Пегушина Елена Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

руководитель волонтерского отряда «Свои люди»

ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»

 

Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся

В настоящее время обучение студентов все больше связано с деятельностью для освоения новых знаний. Важным становится знание оперативной информации, умение ее переработки и использования. Сегодня большинство обучающихся не владеют навыками связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, затрудняются планировать сотрудничество с преподавателем, сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия в поиске и сборе информации, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, им сложно осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли адресата, ситуации и условий общения.

Формирование коммуникативной компетенции включает в себя речевую, учебно-познавательную компетенцию, умение достигать взаимопонимания – вот что особенно актуально сегодня для наших студентов. Проблема состоит в том, что у педагогов в массовой практике вызывает затруднение возможность обеспечить:

– социальную компетентность обучающихся и учёт позиции других людей;

– свободное общение;

– умение слушать и вступать в диалог;

– возможность выразить эмоциональную поддержку партнера, дать совет и принять или не принять его; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Поэтому при формировании коммуникативной компетенции имеют место данные проблемы.

Одним из нестандартных, нетрадиционных способов организации обучающегося процесса является проектная деятельность. В колледже на уроках литературы часто используются проектные работы. Метод проектирования, разработанный в начале ХХ века, становится актуальным для современного информационного образования.

Проектные методы позволяют обучающимся использовать полученные навыки не только в теории, но и на практике, что существенно отличает эту технологию от традиционной. Таким образом, я считаю необходимым применять проектную деятельность обучающихся на уроке литературы, когда после знакомства с биографией писателя, прочтения его произведения, необходимо выполнить глубокий и детальный анализ сюжетной линии произведения, интересных фактов и событий.

В отечественной педагогической науке А.С. Макаренко ввел термин «педагогический проект» и выделил методологию педагогической науки как науки создания «научных личностных проектов», а также функцию педагога-практика, которая состоит в создании и осуществлении программ воспитания каждого участника коллектива по общему проекту и при этом учитывает индивидуальные особенности человека. В образовательном процессе проект ориентирован на достижение социальных и личностно значимых целей и направлен на их использование в конкретных условиях, времени и ресурсах, имеющихся в его распоряжении.

Целью проектной деятельности состоит в том, что обучающиеся, исходя из своих интересов, способностей, вместе с педагогом (а часто и вместе с родителями) выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Таким образом, вступая в активную работу, обучающиеся приобретают новые знания, навыки и умения, решают какие-то практические, исследовательские задачи. С первого курса, работая в проектах, они учатся сотрудничать в парах и группе, общаться, договариваться, распределять роли и задачи, потому что все это необходимо, чтобы получить оптимальный результат.

Проектные работы являются частью самостоятельной работы студентов. Качественные проекты – это последовательный план действий и контроль за результатами работы. Наиболее значимые позитивные факторы в проектной деятельности – повышение мотивации обучающихся к решению задач, развитие творческого потенциала, формирование чувства ответственности.

Проектная исследовательская деятельность позволяет студентам формировать следующие способности: умение понимать задачу, самостоятельно создавать идеи, то есть изобретать метод действия, привлекать знания из разных областей, самостоятельно искать недостающие данные в информационной среде; запрашивать недостающие данные у преподавателя, библиотекаря, найти некоторые варианты решения задачи; навыки выдвижения гипотезы, навыки сотрудничества, поиска и исправления ошибок в работе другого участника группы, навыки инициирования учебного взаимодействия с взрослыми – диалога, задания вопросов и др.; вести диалог; отстаивать свое мнение; найти компромисс; уверенно вести себя в выступлении; пользоваться различными средствами наглядности; отвечать на вопросы.

«Проектная деятельность по дисциплине УПБ. 02 Литература» на занятиях кружка является развитием интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым студентом индивидуального проекта по итогам двух семестров. Хорошо усваиваются проекты по литературе, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у студентов, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, анализы произведений. Повышают интерес к урокам кроссворды, тесты, они помогают систематизировать изученное.

Цель кружка: развитие познавательной активности, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся и повышения мотивации для формирования своих коммуникативных навыков.

Сегодня каждому студенту необходимо уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются специалистам и на работе. На занятиях по литературе часто обучающиеся выступают с сообщениями биографий того или иного писателя, делают анализ произведений. Правильно оформить работу, представить её в виде презентации, а также само публичное выступление – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде фильма, презентации, видеоролика и т.д.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности студента через активные способы действий. Работая над проектом, он проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Запись в кружок «Проектная деятельность» проходит по выбору обучающихся с целью подготовки их к реализации обязательного индивидуального годового проекта.

Форма организации: кружковые занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, в компьютерном классе. Кружковая проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализацию и презентацию проектов. Срок реализации программы: 2 года (Приложение 1).

Этапы программы проектной деятельности на занятиях кружка по дисциплине «УПБ. 02 Литература»

Введение – знакомство с содержанием проекта (понятие и виды проектов). Первым этапом работы над проектом является актуальность проекта – необходимо оценить и сформулировать проблему, на данном этапе возникает первичный мотив к деятельности.

Второй этап работы – определение цели и задач работы. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Самый главный этап работы над проектом – это планирование, в результате которого обучающие составляют план работы по выбранной теме проекта.

Следующий этап проектного цикла – реализация имеющего плана.

Защита проектной работы проходит в форме публичного выступления с презентацией результатов работы, а также предоставления печатного варианта самой работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного опыта.

По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции – осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия (Приложение 2).

Требования к защите проекта

Защита проекта проводится публично, с приглашением преподавателей литературы, других преподавателей-предметников.

– Подготовить выступление по защите проекта.

– Подготовить презентацию.

– Обосновать выбор темы.

– Изложить основные задачи проекта.

– Дать краткое объяснение содержания работы.

– Заключение: общие, основные выводы автора.

– Назвать список используемой литературы или других источников.

– Отвечать на устные вопросы комиссии, одногруппников, связанные с содержанием проекта.

На кружковых занятиях литературы используются самые различные виды проектов: защита проектной работы по окончании учебной дисциплины (дифференцированный зачет), участие в студенческих научно-практических семинарах. Темы для защиты проектной работы взяты из рабочей программы УПБ.02 Литература из раздела: Лейтенантская проза II половины XX века (Приложение 3). Для формирования коммуникативной компетенции, в рамках проектной деятельности очень важно чередование разных видов творческой деятельности обучающихся. Нашими обучающимися были реализованы исследовательские проекты (Приложение 4).

Метод проектов на уроках литературы – это целенаправленная, в основном самостоятельная деятельность обучающихся, которая осуществляется под гибким руководством преподавателя, она направлена на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

Приложение № 1

Планирование программы

1 семестр 1 курса

2 семестр 1 курса

1 семестр 2 курса

2 семестр 2 курса

составление итоговых таблиц в течение учебной дисциплины («Хроника жизни и творчества писателя»)

анализ художественных произведений писателей

 

подготовка проектов (рефератов) «Хроника жизни и творчество писателя. Интересные факты из биографии и творчества»

подготовка проекта к защите, презентация, публичное выступление

Приложение № 2

Этапы программы проектной деятельности на занятиях кружка по дисциплине «УПБ. 02 Литература»

Практический блок

Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

Организационный этап: инструктаж, рассказ о работе кружка, демонстрация проектных работ обучающихся прошлых лет с использование ИКТ.

Актуальность проекта

Определение цели и задач работы.

Знакомство с основными видами проекта.

Пример, анализ, система составления блок-схем, итоговых таблиц, схема анализа художественного произведения.

Правила написания и оформления рефератов.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Планирование

Составление плана работы над проектом.

Каталог.Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентации в программе Power Point.

Реализация

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры, публикации, презентации, словарика, стенгазеты, творческой работы.

Публичное выступление.

Приложение № 3

Перечень тем рефератов (проектов) к дифференцированному зачету по УПБ.02 Литература. Лейтенантская проза II половины XX века

1. Правда о войне в повестях Александра Бека «Волокамское шоссе».

2. Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда».

3. Творчество Константина Симонова в годы Великой Отечественной войны. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

4. Творчество Давида Самойлова «Сороковые, роковые».

5. В.М. Шукшин. Деревенская проза «Тема нравственности в произведениях Василия Шукшина».

6. Проблематика повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

7. Творчество Светланы Александровны Алексиевич. Нравственные и философские проблемы в произведениях писателя «Цинковые мальчики». Правда о войне.

8. Александр Солженицын.  Отражение конфликтов истории в судьбах героев рассказа «Один день Ивана Денисовича».

9. Художественное решение А.И. Солженицыным проблемы национального характера. Анализ рассказа «Матрёнин двор».

10. Тема войны и памяти в поэме Александра Твардовского «По праву памяти».

11. Михаил Шолохов. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Анализ эпизодов рассказа».

12. Михаил Шолохов. Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии в романе «Тихий Дон».

13. Творчество Варлама Шаламова. «Колымские рассказы», их социальная проблематика. Тема сталинских репрессий в литературе».

14. Лейтенантская проза. Обзор. Григорий Бакланов. «Навеки – девятнадцатилетние».

15. Лейтенантская проза. Обзор. Юрий Васильевич Бондарев «Батальоны просят огня».

16. Лейтенантская проза. Обзор. Василь Быков  «Знак беды».

17. Лейтенантская проза. Обзор Константин Воробьев. «Убиты под Москвой».

18. Вячеслав Леонидович Кондратьев «Сашка».

19. Борис Львович Васильев «А зори здесь тихие».

20. Творчество Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».

21. Творчество И.А. Бродского

22. Поэзия Б. Окуджавы

23. Поэзия А. Вознесенского

24. Поэзия Р. Гамзатова

Приложение № 4

Реализованы исследовательские проекты для участия в студенческих научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня

1. Конкурсная литературная работа «Сибирь, Сибирь – мой вдохновенный край!» творческого проекта «Родной свой край люблю и знаю», посвященного 85-летию образования Новосибирской области: 1.         «Хранители памяти». Проза и публицистика. «Сибиряки в годы ВОВ». Овчинникова Наталья Андреевна, группа ХЗ-31 Хозяйка (ин) усадьбы.

2. «Хранители памяти». Проза и публицистика. «Рассказ-сочинение «Вечная память об отличнике народного просвещения РСФСР, директоре Колыванской общеобразовательной  средней школы № 1». Лисина Арина Игоревна, группа Б-11 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

3. «Хранители краеведческой памяти». Проза и публицистика.  «История школы» (о школьном музее Колыванской средней общеобразовательной школы № 1, его основателях). Кожанова Валерия Андреевна, группа Б-11 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

4. Переплетение судеб: история малой Родины, семьи, образовательного учреждения в истории страны. «Вечная память о нашем герое социалистического труда Федоровой М.М. Рейш Анастасия Вячеславовна, группа Б-11 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

5. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» (исследовательские работы о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны). «Мы помним! Мы гордимся! Сохраним книгу памяти Колыванских героев Отечества»,  Панафидина Татьяна Алексеевна,  группа Б-21 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

6. «Православная культура». Тема: «Знаменитый Колыванский храм Благоверного князя Александра Невского», Шумкина Анна Николаевна, группа Б-11 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

7. Всероссийский конкурс «Гимн России понятными словами», Горелова Таисия Александровна, группа Б-21 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

8. Исследовательская работа на участие в работе научно-практической конференции «Сегодня – студент, завтра – специалист» «Техникум вчера, колледж сегодня, и будет завтра», Товарищева Марина, Юлдашева Шахло, группа ПД-21 Правоохранительная деятельность.

9. Переплетение судеб: история малой Родины, семьи, образовательного учреждения в истории страны, «Профессия которая вдохновляет меня и моих родителей!», Ковалев Никита Алексеевич, группа ПД-21 Правоохранительная деятельность.

10. Проектная работа «Этапы трудного военного пути моего прадеда», Овчинникова Наталья Андреевна, группа ХЗ-31 Хозяйка (ин) усадьбы.

Список используемой литературы

1. Господникова М.К, Н.Б. Полянина Проектная деятельность учащихся / М.К. Господникова. – М.,  2013 г. – 131 с.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

3. Обернихина, Г.А. Литература: практикум учебное пособие для студентов СПО / Г.А. Обернихина. – 7-изд., М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 330с.

4. Хуторской А.В. Коммуникационные компетенции в обучении [Текст]: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. – М.: Эйдос, 2014. – 37 с.

Количество просмотров: 2635  

Добавить комментарий

1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы