Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов

 
 

Непомнящева Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска

 

Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов

Проблема развития устойчивого интереса младших школьников к литературному чтению продолжает оставаться весьма актуальной. Именно литературное чтение позволяет не только формировать личность ребенка, нравственно его воспитывать, но и активизировать такие процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Чтение играет значимую роль в формировании активного смыслового восприятия художественной информации. Становление читательского интереса можно назвать значимым фактором развития познавательной активности, читательской грамотности школьника и воспитания грамотного человека современного общества в целом.

Однако формирование устойчивого читательского интереса – процесс сложный и многофакторный. Большую роль в его возникновении у младших школьников играют внешние стимулы: подсказки со стороны родителей в выборе книги, целенаправленная деятельность педагогов по освоению школьниками различных способов работы с литературными источниками и художественной литературой, готовность школы активно взаимодействовать с институтами культуры (библиотеками) и др. Развитие устойчивого читательского интереса в начальной школе является основой формирования читательской грамотности обучающихся. Именно в начальной школе закладываются умения выделять главное, определять проблемные зоны, грамотно использовать информационные ресурсы.

Одной из проблем при формировании читательской грамотности обучающихся является недостаточная устойчивость читательского интереса у младших школьников. В этом возрасте интерес к чтению носит ситуативный характер, поэтому требует серьезной работы педагога по развитию читательского кругозора, понимания детьми особенностей основных элементов книги, оказания систематической помощи в осуществлении самостоятельного выбора литературного произведения.

В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков чтения. Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией. Оказать профессиональную помощь учителю начальных классов в решении данной задачи призваны специалисты – сотрудники библиотек.

Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [2, 135]. Сегодня именно начальная школа становится главной ступенью в приобщении ребенка к чтению, как одному из основных видов учебной деятельности.

Учитывая неустойчивость и ситуативность читательского интереса у младших школьников необходимо понимать, что развитие читательской грамотности напрямую связано с развитием читательской самостоятельности. Здесь на помощь современной школе могут прийти институты культуры, в частности городские и районные библиотеки. Рассматривая возможности активного взаимодействия школы и библиотеки, следует отметить, что библиотеки как институты культуры всегда играли значимую роль в развитии и стимулировании читательского интереса детей.

Для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения. Возможности библиотеки в целенаправленном руководстве детским чтением уникальны. Ведь это единственное учреждение, которое не только аккумулирует в себе богатство книг, но и ориентировано на конкретного человека, имеет обратную связь с каждым читателем и результатами его читательской деятельности. Поэтому дальнейшее объединение усилий современной школы и городских и районных библиотек является важнейшим условием создания эффективного читательского пространства, ориентированного на формирование читательской грамотности школьников.

Активное сотрудничество педагогов и библиотекарей в вопросах развития детского творческого чтения направлено не только на изучение интересов современных школьников и их запросов, но и на совместный поиск актуальных направлений литературно-творческой деятельности и новых форм работы с детьми.

Примером такого взаимодействия можно назвать длительное сотрудничество МБОУ СОШ №56 и МБУК г. Новосибирска «Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара». В рамках формируемой библиотечной среды на основе выявленных читательских предпочтений и интересов школьников проводятся литературно-творческие конкурсы, ознакомительные беседы, путешествия в мир литературных героев и др.

В целях привлечения внимания обучающихся младших классов к вопросам литературного чтения, развития интереса к печатному слову, формирования умений работать с литературными источниками был создан совместный проект «Содружество». Данный проект был призван развивать у детей любовь к книге как к источнику разнообразных знаний, позволяющих стимулировать познавательную активность учащихся, формировать личностный интерес к учению.

Организуемые совместно с Центральной городской детской библиотекой имени А. П. Гайдара мероприятия создавали условия не только для развития читательской грамотности, но и для воспитания у обучающихся важных моральных качеств, любви к Отечеству, своему народу, духовным ценностям и природе («Книги читаем, мир открываем», «Дети знать должны всегда, есть у них свои права», «Азбука животных родного края» – библиографическая игра, «Всё вокруг белым-бело, даже книжки замело», буктрейлер «Писатель нашей судьбы», «Каждый парень, воин бравый», «Если в космос мы хотим, значит скоро победим» – библиотечный десант, Урок Мужества – «И были вместе – детство и война», День сказок А. С. Пушкина «За морями, за лесами ждут нас сказки с чудесами», «О правилах движения, всем без исключения» и др.).

Активное участие младших школьников в творческих программах проекта «Содружество» (квест-игры, мастер-классы, беседы, экскурсии в библиотеки города, викторины и конкурсы, библиотечные уроки и устные журналы, презентации книжных выставок, совместно подготовленные праздники, литературные гостиные) способствовало развитию у них как творческих способностей, так и поисковой активности и самостоятельности.

Преимущество библиотечных уроков, проводимых в рамках проекта «Содружество», перед другими формами неурочной деятельности заключается в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество школьников и способствуют формированию целостной системы знаний. Тематика библиотечных часов составляется с учётом программы «Орлята России», в которой обучающиеся начальной школы МБОУ СОШ № 56 принимают активное участие.

МБУК г. Новосибирска «Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара» как активный партнер проекта уделяет серьезное внимание привлечению детей к активной библиотечной работе: ремонту библиотечных книг, помощи в читальном зале, организации разнообразных конкурсов, литературных игр и праздников.

Значимым результатом реализации проекта «Содружество» (анкетирование детей и родителей) стал существенный рост социальной и познавательной активности школьников, увеличился их словарный запас, осознанность в восприятии текстовой информации, что является непосредственным условием развития читательского интереса и читательской грамотности обучающихся.

Литература

1. Библиотека как центр по развитию смыслового чтения / Н. В. Апышева. - Текст: непосредственный // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. – 2020. – N 1(Январь-Февраль). – С. 31-35.

2. Володина, Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Т. В. Володина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 48 (286). – С. 133-135. – URL: https://moluch.ru/archive/286/64460/ (дата обращения: 18.12.2023).

3. Воспитание грамотного читателя / О. В. Маликова. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека. – 2022. – N 1 (Январь). – С. 18-21.

4. Интеллектуально-познавательные игры – первые шаги к самостоятельному чтению / П. А. Сивцева. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. – 2021. – N 12 (Декабрь). – С. 72-73.

5. Информационно-библиотечный центр как площадка для организации совместной деятельности участников образовательного процесса / Т. А. Пиняскина. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека сегодня и завтра. – 2016. – N 8 (Август). – С. 46-51.

6. Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности / Ж. В. Макурина. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. – 2020. – N 6 (Ноябрь-Декабрь). – С. 54-56.

7. Формирование читательской компетентности младших школьников средствами школьной библиотеки / Т. В. Шевченко. – Текст: непосредственный // Методист: научно-методический журнал. – 2018. – N 3. – С. 63-65.

Количество просмотров: 2625  

Добавить комментарий

1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы