Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
Проблема развития устойчивого интереса младших школьников к литературному чтению продолжает оставаться весьма актуальной. Именно литературное чтение позволяет не только формировать личность ребенка, нравственно его воспитывать, но и активизировать такие процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Чтение играет значимую роль в формировании активного смыслового восприятия художественной информации. Становление читательского интереса можно назвать значимым фактором развития познавательной активности, читательской грамотности школьника и воспитания грамотного человека современного общества в целом.
Однако формирование устойчивого читательского интереса – процесс сложный и многофакторный. Большую роль в его возникновении у младших школьников играют внешние стимулы: подсказки со стороны родителей в выборе книги, целенаправленная деятельность педагогов по освоению школьниками различных способов работы с литературными источниками и художественной литературой, готовность школы активно взаимодействовать с институтами культуры (библиотеками) и др. Развитие устойчивого читательского интереса в начальной школе является основой формирования читательской грамотности обучающихся. Именно в начальной школе закладываются умения выделять главное, определять проблемные зоны, грамотно использовать информационные ресурсы.
Одной из проблем при формировании читательской грамотности обучающихся является недостаточная устойчивость читательского интереса у младших школьников. В этом возрасте интерес к чтению носит ситуативный характер, поэтому требует серьезной работы педагога по развитию читательского кругозора, понимания детьми особенностей основных элементов книги, оказания систематической помощи в осуществлении самостоятельного выбора литературного произведения.
В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков чтения. Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией. Оказать профессиональную помощь учителю начальных классов в решении данной задачи призваны специалисты – сотрудники библиотек.
Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [2, 135]. Сегодня именно начальная школа становится главной ступенью в приобщении ребенка к чтению, как одному из основных видов учебной деятельности.
Учитывая неустойчивость и ситуативность читательского интереса у младших школьников необходимо понимать, что развитие читательской грамотности напрямую связано с развитием читательской самостоятельности. Здесь на помощь современной школе могут прийти институты культуры, в частности городские и районные библиотеки. Рассматривая возможности активного взаимодействия школы и библиотеки, следует отметить, что библиотеки как институты культуры всегда играли значимую роль в развитии и стимулировании читательского интереса детей.
Для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения. Возможности библиотеки в целенаправленном руководстве детским чтением уникальны. Ведь это единственное учреждение, которое не только аккумулирует в себе богатство книг, но и ориентировано на конкретного человека, имеет обратную связь с каждым читателем и результатами его читательской деятельности. Поэтому дальнейшее объединение усилий современной школы и городских и районных библиотек является важнейшим условием создания эффективного читательского пространства, ориентированного на формирование читательской грамотности школьников.
Активное сотрудничество педагогов и библиотекарей в вопросах развития детского творческого чтения направлено не только на изучение интересов современных школьников и их запросов, но и на совместный поиск актуальных направлений литературно-творческой деятельности и новых форм работы с детьми.
Примером такого взаимодействия можно назвать длительное сотрудничество МБОУ СОШ №56 и МБУК г. Новосибирска «Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара». В рамках формируемой библиотечной среды на основе выявленных читательских предпочтений и интересов школьников проводятся литературно-творческие конкурсы, ознакомительные беседы, путешествия в мир литературных героев и др.
В целях привлечения внимания обучающихся младших классов к вопросам литературного чтения, развития интереса к печатному слову, формирования умений работать с литературными источниками был создан совместный проект «Содружество». Данный проект был призван развивать у детей любовь к книге как к источнику разнообразных знаний, позволяющих стимулировать познавательную активность учащихся, формировать личностный интерес к учению.
Организуемые совместно с Центральной городской детской библиотекой имени А. П. Гайдара мероприятия создавали условия не только для развития читательской грамотности, но и для воспитания у обучающихся важных моральных качеств, любви к Отечеству, своему народу, духовным ценностям и природе («Книги читаем, мир открываем», «Дети знать должны всегда, есть у них свои права», «Азбука животных родного края» – библиографическая игра, «Всё вокруг белым-бело, даже книжки замело», буктрейлер «Писатель нашей судьбы», «Каждый парень, воин бравый», «Если в космос мы хотим, значит скоро победим» – библиотечный десант, Урок Мужества – «И были вместе – детство и война», День сказок А. С. Пушкина «За морями, за лесами ждут нас сказки с чудесами», «О правилах движения, всем без исключения» и др.).
Активное участие младших школьников в творческих программах проекта «Содружество» (квест-игры, мастер-классы, беседы, экскурсии в библиотеки города, викторины и конкурсы, библиотечные уроки и устные журналы, презентации книжных выставок, совместно подготовленные праздники, литературные гостиные) способствовало развитию у них как творческих способностей, так и поисковой активности и самостоятельности.
Преимущество библиотечных уроков, проводимых в рамках проекта «Содружество», перед другими формами неурочной деятельности заключается в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество школьников и способствуют формированию целостной системы знаний. Тематика библиотечных часов составляется с учётом программы «Орлята России», в которой обучающиеся начальной школы МБОУ СОШ № 56 принимают активное участие.
МБУК г. Новосибирска «Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара» как активный партнер проекта уделяет серьезное внимание привлечению детей к активной библиотечной работе: ремонту библиотечных книг, помощи в читальном зале, организации разнообразных конкурсов, литературных игр и праздников.
Значимым результатом реализации проекта «Содружество» (анкетирование детей и родителей) стал существенный рост социальной и познавательной активности школьников, увеличился их словарный запас, осознанность в восприятии текстовой информации, что является непосредственным условием развития читательского интереса и читательской грамотности обучающихся.
Литература
1. Библиотека как центр по развитию смыслового чтения / Н. В. Апышева. - Текст: непосредственный // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. – 2020. – N 1(Январь-Февраль). – С. 31-35.
2. Володина, Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Т. В. Володина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 48 (286). – С. 133-135. – URL: https://moluch.ru/archive/286/64460/ (дата обращения: 18.12.2023).
3. Воспитание грамотного читателя / О. В. Маликова. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека. – 2022. – N 1 (Январь). – С. 18-21.
4. Интеллектуально-познавательные игры – первые шаги к самостоятельному чтению / П. А. Сивцева. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. – 2021. – N 12 (Декабрь). – С. 72-73.
5. Информационно-библиотечный центр как площадка для организации совместной деятельности участников образовательного процесса / Т. А. Пиняскина. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека сегодня и завтра. – 2016. – N 8 (Август). – С. 46-51.
6. Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности / Ж. В. Макурина. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. – 2020. – N 6 (Ноябрь-Декабрь). – С. 54-56.
7. Формирование читательской компетентности младших школьников средствами школьной библиотеки / Т. В. Шевченко. – Текст: непосредственный // Методист: научно-методический журнал. – 2018. – N 3. – С. 63-65.
Количество просмотров: 2625 |
Добавить комментарий