Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий
Нет праздника Победы той войны.
Есть списки горестных имён.
Есть черный мрамор памятной стены
И черный креп приспущенных знамен…
В современном мире патриотическое воспитание становится особенно актуальным. Любовь к Родине и гордость за историю страны остаются важными аспектами формирования сознания будущих граждан. Патриотизм не должен быть лишь декларативным, он требует активной практической реализации в жизни общества. В своей статье мы рассмотрим роль и значение патриотических мероприятий в воспитании обучающихся МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска.
Наша гимназия – правопреемница школы № 55, одной из старейших школ города, первой в Заельцовском районе, открытой 88 лет назад. Целью работы нашего ОУ является создание условий для получения обучающимися высокого качества конкурентоспособного образования, обеспечивающего профессиональный и социальный успех в современном мире.
В гимназии много лет реализуются традиционные мероприятия, составляющие основу нашей воспитательной системы. Так, например, «Посвящение в гимназисты» – это торжественное мероприятие, связанное с завершением учебного года, переходом на следующий уровень образования, символизирующее приобретение нового социального статуса в образовательном учреждении и обществе. Ежегодно проводится «Парад культур» – культурно-историческое мероприятие, посвященное «погружению» в определённую историческую эпоху, а также такие мероприятия, как Фестиваль Победы, конкурс-фестиваль «Семья года», праздник «За честь Гимназии» и др.
Одно из традиционных мероприятий – турнир «Памяти павших во имя живых» – посвящено Герою Российской Федерации Немыткину М. Ю., чье имя носит образовательное учреждение, и воинам-интернационалистам, погибшим при исполнении воинского долга. Его целью является воспитание у обучающихся патриотизма, формирование представлений о воинском долге и службе Отечеству.
Задачи:
– формирование опыта нравственного поведения личности;
– эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям;
– развитие физических качеств и стойкой мотивации к сохранению своего здоровья;
– правильное выполнение этапов военизированной полосы препятствий.
Мероприятие объединяет тех, кому небезразлична история школы, города; кто понимает, насколько важно сохранить свою историю, традиции и обычаи. По традиции в мероприятии принимают участие Почетные гости:
– Николаенко Геннадий Георгиевич, Председатель ветеранской организации специальных вооруженных и локальных войн Центрального округа;
– Каратеев Валерий Николаевич, ветеран военных действий в Афганистане;
– Черепанова Людмила Васильевна, мама Черепанова Александра, выпускника школы № 33;
– Жигалин Владислав Анатольевич, вице-президент Новосибирской региональной организации по развитию смешанных единоборств «ОСЕве»;
– Артёмова Татьяна Васильевна, Председатель комиссии по патриотическому воспитанию Совета ветеранов Заельцовского района;
– курсанты Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала-армии И.К. Яковлева.
С приветственным словом по традиции выступает директор гимназии.
Ведущие мероприятия отмечают, что патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам. Это чувство великое, необходимое и прекрасное. Именно эти ценности формируются в душах ребят, чтобы они не были равнодушными ни к жестокости, ни к гневу, ни к людской злобе.
Девятиклассники декламируют стихотворение «Я убит на Чеченской войне», написанное учителем начальных классов Акинфовой Евгенией Павловной:
«Я убит на чеченской войне»
1. Был мальчишка я шустрый и бойкий
В коридоре с друзьями бузил,
Получал и пятерки и двойки
Но я школу родную любил.
2. Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: «Какой был веселый»
И какой он еще молодой.
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось лишь восемнадцать
А меня уже нет, просто нет.
3. Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
Мне бы бегать на поле футбольном
И подругу встречать по весне.
Я зимой не вернулся из боя,
Я убит на чеченской войне.
4. Мать рыдает, горюет, страдает
Над могилою ранней моей,
Да поет по весне, заливаясь,
Мой любимый шальной соловей.
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне
Кто-то помнит в родимом краю,
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных.
На мероприятии демонстрируется презентация о том, какими были наши выпускники – герои.
Андрей Петров погиб 7 сентября 1987 года в провинции Нангархар Республики Афганистан. За проявленную инициативу, храбрость, мужество и отвагу он награжден медалью «За отвагу» (посмертно). На доме, где проживал Андрей, установлена мемориальная доска.
Черепанов Александр родился в Новосибирске в 1980 году, учился в школе № 33, был хорошим учеником, неоднократно награждался Почетными грамотами за хорошую учебу, увлекался спортом, мечтал стать врачом. 2 июня 1998 года призван на военную службу; с июля 1999 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики, погиб при исполнении служебных обязанностей 3 января 2000 года, посмертно награжден Орденом Мужества; похоронен на Заельцовском кладбище в Новосибирске.
5 декабря 2007 года в музее нашего образовательного учреждения был открыт мемориальный уголок памяти ребятам, погибшим в локальных войнах.
А ещё жил такой мальчишка – Михаил Немыткин, который родился в Новосибирске в 1970 году. 1 сентября 1977 года стал учеником 1-го класса школы № 85; интересовался всем, что связано с военным делом, вел активную общественную жизнь. В этой же школе окончил 10-й класс.
После службы в армии в роте спецназа бригады оперативного назначения Михаил поступил в Новосибирское высшее военное училище МВД, по окончании которого служил в отряде специального назначения «Росич».
18 апреля 1995 года у села Бамут на «Лысой» горе» Михаил погиб. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, старшему лейтенанту Михаилу Юрьевичу Немыткину присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). На месте его захоронения на Заельцовском воинском кладбище установлен памятник; портрет Михаила помещен на мемориальную доску в Музее гимназии; в Калининском районе города Новосибирска одна из улиц носит его имя.
Проведение соревнований, посвященных памяти Немыткина М.Ю., направлено на реализацию следующих задач:
– гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
– формирование позитивных жизненных установок;
– воспитание чувства взаимовыручки и коллективизма;
– определение уровня двигательной активности.
Участниками соревнований являются команды из параллели 8-х классов в составе 10 человек (5 девушек и 5 юношей).
Программа соревнований
1. Конкурс «Снайперы». Оборудование: пистолет, патроны.
По два человека от каждой команды участвуют в стрельбе в тире; каждый имеет 5 зачетных выстрелов.
2. Конкурс «Марш-бросок». Оборудование: эстафетная палочка, фишки.
Оставшиеся 8 человек от каждой команды становятся к линии старта. По команде первый участник выполняет бег с эстафетной палочкой до фишки, обегает её, бежит обратно и передаёт эстафетную палочку следующему участнику. Побеждает команда, затратившая на выполнение эстафеты минимальное время.
3. Конкурс «Точно в цель». Оборудование: баскетбольный мяч, баскетбольное кольцо.
По 8 человек от каждой команды становятся к линии старта. У первого участника в руках баскетбольный мяч. По команде первый участник бежит с мячом в руках к баскетбольному кольцу, бросает мяч в кольцо до тех пор, пока не попадет, и после этого бежит с мячом в руках обратно, чтобы передать его следующему участнику. Побеждает команда, забившая быстрее всех в кольцо 8 мячей.
4. Конкурс «Санитары». Оборудование: носилки, бинт.
В конкурсе участвуют 3 человека от команды (1 или 2 санитара и 1 пострадавший). По команде пострадавшему, сидящему на стуле, накладывают повязку на голову в виде «чепца». На выполнение отводится 1,5 минуты. После этого судьи или школьный врач определяют качество наложенной повязки.
5. Конкурс «Кто дальше прыгнет». Оборудование: планка измерения длины прыжка.
Участвует вся команда. Первый участник совершает прыжок в длину с места толчком двух ног. Помощник судьи отмечает (по пяткам) длину прыжка; следующий участник встает к отмеченной судьей линии и совершает прыжок в длину с места и т.д. Побеждает команда, прошедшая прыжками самую длинную дистанцию.
6. Конкурс «Сборка-разборка автомата». Оборудование: автоматы.
От каждой команды участвуют 5 человек, задания выполняются по очереди. Сначала первая команда выполняет разборку автомата, потом сборку. Каждый участник выбегает к месту выполнения задания, выполняет свой этап работы, бежит и передает касанием руки эстафету следующему участнику. Затем все повторяется при сборке автомата. Судья засекает время выполнения задания; побеждает команда, затратившая на выполнение задания минимальное время и без ошибок.
7. Конкурс «Комплексная эстафета». Оборудование: баскетбольные мячи, фишки, скакалки.
Вся команда выстраивается на линии старта, за юношей становится девушка и т.д. (у каждой пары юноши и девушки – одно задание, которое они выполняют друг за другом).
Первый участник с баскетбольным мячом по команде выполняет ведение до фишки, обводит фишку, выполняет ведение обратно и передает мяч девушке, которая повторяет задание. Третий участник выполняет перекладывание мяча в шаге до фишки, берет мяч в руки, обегает фишку, бежит обратно и передает мяч девушке, которая повторяет задание. Пятый участник зажимает мяч коленями и выполняет прыжки на двух ногах до фишки, обегает фишку и бегом возвращается назад, передавая эстафету девушке, которая повторяет задание. Седьмой участник выполняет «каракатицу» лицом вперед до фишки, обегает фишку и бегом возвращается назад, передавая эстафету девочке, которая повторяет задание. Девятый участник со скакалкой в руках бежит за фишку и выполняет 10 прыжков через скакалку, бежит обратно и передает скакалку девушке, которая повторяет задание.
Побеждает команда, затратившая на выполнение задания минимальное время.
В конце проводится церемония награждения команд. Участники мероприятия всегда ответственно относятся к его подготовке и проведению.
Культурно-массовые мероприятия являются одной из важнейших форм развития у ребят патриотизма, культурно-исторических ценностей, чувства долга, что, безусловно, способствует развитию и процветанию Родины, а также воспитанию сознательных граждан, способных создать достойное будущее нашей страны.
Количество просмотров: 331 |
Добавить комментарий