Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста

 
 

Щитова Наталья Викторовна,

воспитатель группы раннего возраста

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста

В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования ключевые задачи сотрудничества педагогических команд детских садов с родителями заключаются в следующем:

  • поддержание психологической и методической помощи семье, развитие компетенций родителей (и законных представителей) для заботы о здоровье детей раннего возраста;
  • создание непрерывности подходов к воспитанию ребенка как в детском учреждении, так и дома, повышение родительского потенциала.

Основополагающие принципы взаимодействия с семьей:

1) Приоритет семейного влияния. Согласно Закону об образовании, первостепенное право на воспитание и развитие ребенка принадлежит его родным (законным представителям), именно они закладывают фундамент физического, духовно-нравственного и интеллектуального становления личности.

2) Открытость образовательного пространства. Родители должны иметь доступ к актуальной информации о жизни ребенка в детском саду; для них открыты двери учреждения без ограничений. Обмен детальными сведениями о развитии ребенка между педагогами и семьей является неотъемлемой составляющей.

3) Взаимоотношения, основанные на доверии, уважении и доброжелательности, обеспечение конфиденциальности информации. Для успешного взаимодействия педагоги обязаны соблюдать этические нормы общения, демонстрировать позитивный подход к сотрудничеству с родителями. Очень важно корректно обращаться с информацией о ребенке и его семье.

4) Индивидуальный подход к каждой семейной системе. Взаимодействие предполагает учет уникальных особенностей воспитательных традиций, личных потребностей и предпочтений в образовании малыша со стороны родителей (законных представителей), активное включение их в совместные образовательные проекты.

5) Учет возрастной специфики. Подходы к сотрудничеству адаптируются с учетом особенностей отношений ребенка с родителями, прежде всего, материнских для раннего дошкольного периода, что обусловлено возрастными психологическими характеристиками.

Развитие сенсорной системы у детей 2-3 лет является критически важным этапом их общего развития. В этом возрасте малыши активно исследуют окружающий мир, что формирует основу для дальнейшего восприятия и понимания пространства.

Родители играют центральную роль в создании среды, способствующей сенсорному развитию.

 Тактильные ощущения развиваются с помощью разнообразия текстур: песок, крупы (гречка, горох, фасоль), ткани разной фактуры становятся инструментами для развития осязания. Это помогает малышам не только различать поверхности и материалы, но и формирует навыки мелкой моторики.

Аудиальные ощущения развиваются в музыкальных играх: включение в повседневность простых песенок, звуковых экспериментов с музыкальными инструментами (маракасы, колокольчики) стимулирует слуховую чувствительность. Развитие ритмичности и памяти происходит через повторение мелодий. Эти направления позволяют родителям целенаправленно поддерживать сенсорное развитие ребенка в домашней обстановке, создавая условия для гармоничного роста малыша.

Сенсорное воспитание детей начинается с того, как родители организуют пространство вокруг ребенка, делая его насыщенным и разнообразным. Ароматы, вкусы, текстуры, звуки и формы – все эти элементы становятся проводниками в увлекательное путешествие познания мира. Ароматы и вкусы – первые шаги в исследовании. Родители, используя ароматерапию в повседневной жизни, превращают кухню в настоящую лабораторию. Экспериментируя с запахами фруктов и экзотических специй, они не только развивают обоняние у детей, но и открывают для них новые грани вкусовой палитры. Это не просто обогащение сенсорного опыта, а создание крепкой связи между родителями и детьми, где каждый становится партнером в увлекательном путешествии.

  

Для успешного развития сенсорного восприятия родители могут обустроить пространство, наполнить его предметами с различными текстурами, формами и цветами. Это могут быть мягкие игрушки, шершавые поверхности, гладкие камни, разноцветные материалы и многое другое. Создание и использование сенсорных мешочков с различными наполнителями способствует не только развитию мелкой моторики, но и обогащает эмоциональный опыт ребенка. Организация игр с водой и песком дает ребенку возможность исследовать песок и воду, используя различные формы и инструменты, что стимулирует тактильное восприятие. Можно включать в повседневные действия элементы ароматерапии, например, давать ребенку понюхать свежие фрукты или специи, что способствует развитию обоняния. Родители могут организовать музыкальные занятия: танцы под музыку и игры на простых музыкальных инструментах, которые помогают формировать слух и чувство ритма. Можно использовать книги с яркими иллюстрациями, объемными элементами и текстурами, чтобы развивать зрительное восприятие и внимание, читать ребенку книги и вместе рассматривать иллюстрации.

    

Когда ребенок растет, особенно в возрасте от 2 до 3 лет, особое значение приобретает способность взаимодействовать с окружающим миром через сенсорные ощущения. Родители, осознавая эту особенность, становятся не просто заботливыми проводниками – они превращаются в активных участников и наставников на пути исследования чувств. На этом этапе развития важно использовать обсуждение ощущений как инструмент развития. Разговор с ребенком о его переживаниях – это не просто беседа, это мощный стимул для его развития. Родители, задавая вопросы о том, что нравится малышу, какие ощущения он испытывает, помогают ему расширять словарный запас, ребенок учится выражать свои эмоции и мысли словами; формировать эмоциональный интеллект, дети учатся понимать и выражать свои чувства. Общение укрепляет эмоциональную близость между родителями и детьми.

В этом возрасте сенсорное воспитание становится особенно важным. Родители, создавая дидактические игры, могут стимулировать тактильные ощущения, например, используя сенсорные мешочки с различными текстурами, вовлекают ребенка в активное исследование. Развивать зрительное восприятие можно, предлагая детям рассматривать яркие игрушки и книги с объемными элементами. Улучшать когнитивные способности возможно при помощи сенсорных игрушек, которые способствуют развитию логики и мышления.

Активное участие родителей в играх направляет интерес ребенка: взрослые помогают сосредоточиться на важных аспектах игры, поддерживают творческий подход, предлагая новые идеи и задачи; развивают социальные навыки. Совместные игры с другими детьми учат делиться, сотрудничать и разрешать конфликты.

Простые, но продуманные игры, наполненные любовью и заботой, становятся не просто развлечением, а фундаментом для ярких воспоминаний о детстве. Они не только обогащают сенсорное восприятие, но и закладывают основу для успешного эмоционального и социального развития ребенка. Эти моменты создают особую связь между родителями и детьми, делая каждый день маленьким приключением.

  

Родители, активно участвуя в процессе сенсорного воспитания, создают не только благоприятную среду для развития, но и становятся незаменимыми помощниками и наставниками.

 

 

Список литературы:

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М.: Просвещение, 1981.

2.   Божович, Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Д. И. Божович — М., 2008.

3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. - М., 2010. 109.

4.Выготский, Л.  С. Мышление и речь [Текст]: Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2008.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. – Москва, 1996.

6. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: М. В. Гамезо. — М., 2004.

7. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации.

материалы Международной научной конференции. – 2011.

8. Оглоблина И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 6. 

Количество просмотров: 490  

Добавить комментарий

1. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь»
2. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста
3. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников
4. Развитие математических способностей у дошкольников
5. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр
6. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе
7. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»
8. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля»
9. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок
11. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ»
12. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп»
13. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
14. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ
15. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения
16. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе
18. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики
1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы