Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности учащихся МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

 
 

Гончарова Ольга Леонидовна,

заместитель директора по ВР
МБОУ гимназия № 9
Заельцовского района г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности учащихся МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество.

Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Основная цель школы в этих условиях – воспитать гражданина. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности обучающихся – две взаимозависимые проблемы. Духовно-нравственное развитие личности ребенка предполагает формирование следующих ценностных ориентаций и установок:

-признание общечеловеческих ценностей;

-признание общекультурных ценностей, уважение этнокультурных и религиозных традиций других народов;

-уважительное отношение к старшим поколениям, к прошлому, к истории своей страны;

-признание важности труда в жизни человека, уважение к труду других;

-интерес к научному знанию, понимание знания как ценности, уважительное отношение к учителям;

-признание семейных ценностей, уважительное отношение к родителям;

-формирование гражданской позиции, уважительное отношение к социальным и социально-политическим основам стабильного существования общества и государства.

Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и означает осознание себя гражданином конкретной страны и предполагает:

– развитие гражданской активности и ответственности;

– формирование чувства гордости за отечество и чувства патриотизма;

– формирование потребности знать историю и культуру отечества.

Основным инструментом духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности выступает метод воспитания. Отсюда воспитательная роль учителя вновь актуализируется. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Развитие духовно-нравственной сферы является условием и связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Ребенок не просто должен быть информирован или же понимать значение нравственных ценностей и принципов гражданственности, но и переживать их эмоционально. Только тогда они станут его личностными ценностями.

Учитывая все изменения в Российском обществе, перед педагогическим коллективом гимназии № 9 встала острая необходимость разработки собственной программы «Духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности учащихся гимназии № 9», которая бы координировала усилия всех имеющихся программ и задавала бы новые ориентиры для дальнейшей работы.

В Модульной концепции гуманитарного образования гимназии № 9 в качестве основного ориентира выступает ориентация на формирование не только успешной (ориентированной на собственные интересы), но и интеллигентной личности, где интеллигентность – качество личности с устойчивыми нравственными ориентирами.

Поэтому в рамках поддержания традиций гимназии основным принципом при разработке данной программы стала интеллигентность. Идеалом в данном случае выступает высоконравственная личность с богатым духовным миром.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

• нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.

В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательных отношений не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Цель и задачи программы

Цель: организация системы педагогической поддержки духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности учеников МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска.

Подцели:

1. Координация Программы инновационной стратегии гимназии № 9 в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с Программой духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся.

2. Разработка и реализация эффективной системы целенаправленных действий, направленной на достижение духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности учеников гимназии.

Задачи:

1.  Формирование нравственно-ориентированной системы ценностей обучающихся гимназии.

2.  Развитие духовного мира и эмоциональной сферы гимназистов.

3.  Воспитание гражданина в каждом обучающемся гимназии.

Самый устойчивый результат реализации программ возможен при объединении усилий различных структур. Поскольку гимназия № 9 работает по целому ряду программ, представляется эффективным использовать их потенциал в достижении цели данной Программы.

Программа развития социокультурного пространства и организации воспитательной работы гимназии № 9 в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ориентирована на новые требования, предъявляемые образовательной программе и учебно-воспитательному процессу. Социокультурное пространство должно быть максимально комфортным, дружественным для ребенка, должно воспитывать эстетические потребности и способствовать творческому развитию, в том числе, через обращение к этническим традициям.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся гимназии № 9 акцентирует внимание на развитии духовности и предполагает применение индивидуального подхода. Это означает, что внимание педагогов в плане духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности должно быть направлено на каждого ученика с учетом его личностных особенностей. Важно, что каждый ученик понимается здесь не как объект воздействия, но как субъект, способный самостоятельно развивать свою нравственную систему ценностей, формировать духовный мир и воспитывать в себе гражданскую позицию. В этом смысле мы вновь обращаемся к идее формирования целостной личности, в которой «все должно быть прекрасно».

В целом программы гимназии № 9 дополняют друг друга, они касаются отдельных аспектов духовности, которые интегрировано решают поставленные задачи, помогая определить стратегию и выбрать основные направления работы.

Объединение усилий гимназии, семьи и территориального сообщества в отношении духовно-нравственного развития и гражданского воспитания детей является особенностью и преимуществом данной программы. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями осуществляется путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего и Попечительского советов, родительского комитета гимназии, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся.

Важное значение для реализации программы имеет многолетнее сотрудничество с Центром развития творчества детей и юношества Заельцовского района, учреждениями культуры и спорта.

Ожидаемым результатом программы является создание эффективной системы воспитания, действующей и позволяющей реально влиять на развитие духовно-нравственной системы ценностей обучающегося и формирование его гражданской идентичности, что будет способствовать формированию образа (портрета) гимназиста.

В ситуации оценивания сформированности системы нравственных ценностей, духовной сферы и гражданской идентичности достаточно сложно найти необходимые индикаторы, все обозначенные феномены проверяются только в реальных ситуациях. Тем не менее, мы можем оценить созданную систему. Количественными индикаторами здесь выступают:

– соответствующие рабочие программы курсов, семинаров и др.,

– проведенные мероприятия,

– наличие соответствующих публикаций, отзывов, сочинений и т.д.

В качестве показателя эффективности выступают показатели уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности обучающихся, которые оценивают сами обучающиеся, их родители и учителя, после чего подводится итог.

Качество мероприятий, посвященных проблемам духовного, нравственного и гражданского развития, оценивается через отзывы о мероприятиях. Для внутренней оценки используется метод анкетирования; также индикатором служат сочинения и письменные работы учеников на темы духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма.

Таким образом, возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество и поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее. «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» (Речь В.В. Путина на Встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. 12 сентября 2012 г. Краснодар).

Количество просмотров: 12336  

Добавить комментарий

1. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы