Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности учащихся МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска
В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество.
Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
Основная цель школы в этих условиях – воспитать гражданина. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности обучающихся – две взаимозависимые проблемы. Духовно-нравственное развитие личности ребенка предполагает формирование следующих ценностных ориентаций и установок:
-признание общечеловеческих ценностей;
-признание общекультурных ценностей, уважение этнокультурных и религиозных традиций других народов;
-уважительное отношение к старшим поколениям, к прошлому, к истории своей страны;
-признание важности труда в жизни человека, уважение к труду других;
-интерес к научному знанию, понимание знания как ценности, уважительное отношение к учителям;
-признание семейных ценностей, уважительное отношение к родителям;
-формирование гражданской позиции, уважительное отношение к социальным и социально-политическим основам стабильного существования общества и государства.
Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и означает осознание себя гражданином конкретной страны и предполагает:
– развитие гражданской активности и ответственности;
– формирование чувства гордости за отечество и чувства патриотизма;
– формирование потребности знать историю и культуру отечества.
Основным инструментом духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности выступает метод воспитания. Отсюда воспитательная роль учителя вновь актуализируется. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Развитие духовно-нравственной сферы является условием и связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Ребенок не просто должен быть информирован или же понимать значение нравственных ценностей и принципов гражданственности, но и переживать их эмоционально. Только тогда они станут его личностными ценностями.
Учитывая все изменения в Российском обществе, перед педагогическим коллективом гимназии № 9 встала острая необходимость разработки собственной программы «Духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности учащихся гимназии № 9», которая бы координировала усилия всех имеющихся программ и задавала бы новые ориентиры для дальнейшей работы.
В Модульной концепции гуманитарного образования гимназии № 9 в качестве основного ориентира выступает ориентация на формирование не только успешной (ориентированной на собственные интересы), но и интеллигентной личности, где интеллигентность – качество личности с устойчивыми нравственными ориентирами.
Поэтому в рамках поддержания традиций гимназии основным принципом при разработке данной программы стала интеллигентность. Идеалом в данном случае выступает высоконравственная личность с богатым духовным миром.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательных отношений не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Цель и задачи программы
Цель: организация системы педагогической поддержки духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности учеников МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска.
Подцели:
1. Координация Программы инновационной стратегии гимназии № 9 в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с Программой духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся.
2. Разработка и реализация эффективной системы целенаправленных действий, направленной на достижение духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности учеников гимназии.
Задачи:
1. Формирование нравственно-ориентированной системы ценностей обучающихся гимназии.
2. Развитие духовного мира и эмоциональной сферы гимназистов.
3. Воспитание гражданина в каждом обучающемся гимназии.
Самый устойчивый результат реализации программ возможен при объединении усилий различных структур. Поскольку гимназия № 9 работает по целому ряду программ, представляется эффективным использовать их потенциал в достижении цели данной Программы.
Программа развития социокультурного пространства и организации воспитательной работы гимназии № 9 в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ориентирована на новые требования, предъявляемые образовательной программе и учебно-воспитательному процессу. Социокультурное пространство должно быть максимально комфортным, дружественным для ребенка, должно воспитывать эстетические потребности и способствовать творческому развитию, в том числе, через обращение к этническим традициям.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся гимназии № 9 акцентирует внимание на развитии духовности и предполагает применение индивидуального подхода. Это означает, что внимание педагогов в плане духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности должно быть направлено на каждого ученика с учетом его личностных особенностей. Важно, что каждый ученик понимается здесь не как объект воздействия, но как субъект, способный самостоятельно развивать свою нравственную систему ценностей, формировать духовный мир и воспитывать в себе гражданскую позицию. В этом смысле мы вновь обращаемся к идее формирования целостной личности, в которой «все должно быть прекрасно».
В целом программы гимназии № 9 дополняют друг друга, они касаются отдельных аспектов духовности, которые интегрировано решают поставленные задачи, помогая определить стратегию и выбрать основные направления работы.
Объединение усилий гимназии, семьи и территориального сообщества в отношении духовно-нравственного развития и гражданского воспитания детей является особенностью и преимуществом данной программы. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями осуществляется путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего и Попечительского советов, родительского комитета гимназии, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся.
Важное значение для реализации программы имеет многолетнее сотрудничество с Центром развития творчества детей и юношества Заельцовского района, учреждениями культуры и спорта.
Ожидаемым результатом программы является создание эффективной системы воспитания, действующей и позволяющей реально влиять на развитие духовно-нравственной системы ценностей обучающегося и формирование его гражданской идентичности, что будет способствовать формированию образа (портрета) гимназиста.
В ситуации оценивания сформированности системы нравственных ценностей, духовной сферы и гражданской идентичности достаточно сложно найти необходимые индикаторы, все обозначенные феномены проверяются только в реальных ситуациях. Тем не менее, мы можем оценить созданную систему. Количественными индикаторами здесь выступают:
– соответствующие рабочие программы курсов, семинаров и др.,
– проведенные мероприятия,
– наличие соответствующих публикаций, отзывов, сочинений и т.д.
В качестве показателя эффективности выступают показатели уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности обучающихся, которые оценивают сами обучающиеся, их родители и учителя, после чего подводится итог.
Качество мероприятий, посвященных проблемам духовного, нравственного и гражданского развития, оценивается через отзывы о мероприятиях. Для внутренней оценки используется метод анкетирования; также индикатором служат сочинения и письменные работы учеников на темы духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма.
Таким образом, возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество и поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее. «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» (Речь В.В. Путина на Встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. 12 сентября 2012 г. Краснодар).
Количество просмотров: 12336 |
Добавить комментарий