Применение многоуровневой развивающей игры «Инклюзив» в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

 
 

Палкина Ксения Ивановна,

учитель-логопед

МАОУ СОШ № 218 г. Новосибирска

 

Применение многоуровневой развивающей игры «Инклюзив» в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Дети с особенностями в развитии нуждаются в особом подходе к ним, индивидуальной помощи и доступных средствах развития. Одним из таких средств является профессиональный набор «Инклюзив» с составом из 8-ми ящиков (модулей), который я использую в своей инклюзивной практике с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста как в индивидуальной, так и групповой работе.

С помощью развивающей игры «Инклюзив» дети конструируют на плоскости (модуль № 1), изучают цифры, счет, геометрию (модуль № 2), письменную речь (модуль № 3), математику (модуль № 4), занимаются творчеством и развитием познавательных процессов с помощью лабиринтов, стола для рисования и дорожек (модуль № 5-8).

 

Надо сказать, что в каждом модуле есть основы и ячейки для игр. Игры составлены таким образом, чтобы ребенок мог постепенно формировать представление о том или ином предмете, явлении или действии. Так, например, набор составлен из основных символических фигур: шара, куба, цилиндра, треугольника, квадрата. Разнообразие цветовых решений и форм дают основу для развития творческого потенциала ребенка. «Инклюзив» способствует формированию креативности и нелинейного мышления ребенка, его активного и творческого освоения окружающего мира. Дети знакомятся с трапецией, эллипсом и другими сложными геометрическими фигурами. Игра не отпугивает детей от новой информации, а деликатно вводит в процесс изучения и анализа. Математические основы, такие как умножение, деление, сложение, вычитание, кажутся легкими и интересными.

Далее я расскажу о наполнении многоуровневой развивающей игры «Инклюзив». Первый модуль называется «Конструируем на плоскости». Он состоит из объемных бесцветных геометрических фигур на подставке с веревочкой, из плоских, цветных геометрических фигур, а также имеются цветные кольца, полукольца, фишки, точки, палочки разной длины.

Данный модуль помогает детям сформировать правильное восприятие форм и цветов, учит сравнивать их между собой, развивает координацию, формирует межполушарное взаимодействие, развивает способности к копированию и воспроизведению, знакомит с симметрией, с пространственными и математическими отношениями (лево-право, верх-низ, больше-меньше, столько же).

Второй модуль под названием «Счет. Цифры. Геометрия» содержит в себе более 300 деталей, различных по форме и цвету. Это квадрат, треугольник, цилиндр, круг, прямоугольник, ромб. А также элементы основ строительства и моделирования: арка, крыша, плиты, уголки, веревочки для нанизывания, основы со стержнями для нанизывания и основы-ячейки для геометрических тел.

 

Данный набор приучает ребенка к порядку, формирует логику, аналитическое и творческое мышление, развивает мелкую моторику рук, самостоятельность, стимулирует детей к самообучению.

Третий модуль «Письменная речь» состоит из деревянной доски основы, более 60 площадок с буквами и различными зигзагообразными фигурами, магнитных ручек и шариков. Используя данные площадки с буквами, дети приучаются к навыкам письма, научаются правильно пользоваться письменными принадлежностями. У детей улучшается мелкая моторика рук. А также дети совершенствуют навык правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их и определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.

Содержание четвертого модуля «Математика», состоящего из 20 больших площадок с цифрами, 100 маленьких цифр, 18 плоских элементов для простейших вычислений и 50 металлических шариков с площадкой для изучения таблицы умножения, позволяет научить детей таблице умножения, дать начальные математические знания, познакомить с цифрами, счетом и сделать простые вычисления. А также дети с помощью данного набора осваивают принципы ментальной арифметики.

С помощью модуля «Лабиринты» дети начинают понимать, как расположены предметы по отношению друг к другу и как они движутся на плоскости. Набор способствует развитию мелкой моторики рук и объемного и пространственного мышления. Модуль состоит из 12 площадок с конфигурацией дорожек, металлических шариков и машинок и доска основы.

Детям очень нравится играть с данным набором, они учатся договариваться, подстраиваться друг под друга, уступать. А также фантазируют и конструируют, дополняя свои игры конструктором Лего.

Наполнение шестого модуля тканями в деревянной рамке с различными способами пристегивания и мольбертом для рисования развивает у детей творческое мышление и мелкую моторику рук (сенсорная интеграция). Дети получают новые навыки и знания в области моделирования, могут работать с вертикальной поверхностью, рисовать и рассказывать о том, что нарисовали.

Еще одним интересным модулем является, на мой взгляд, стол с многоцветной подсветкой и пультом для рисования песком, а набор гребней служит прекрасным дополнением для детского творчества. С помощью этого стола мы настраиваемся на совместную деятельность, создавая естественную стимулирующую среду. Песок служит материалом, через который дети отражают свое настроение, строят «мир», рисуют, воображают, тем самым развивают не только воображение и эмоционально-волевую сферу, но и мелкую моторику рук. Особенно если дополнить модуль мелкими игрушками, лопатками, камешками и тому подобным.

Содержание представленного восьмого модуля «Дорожки» состоит из 3 развивающих лабиринтов и фишек. С помощью них ребенок учится захватывать предметы, тем самым развивая мышцы и формируя эмоционально-волевую сферу и корректируя свое поведение. А еще можно использовать данный модуль с целью развития межполушарного взаимодействия.

Таким образом, содержание игры обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка с ОВЗ, причем разных нозологий. Дети получают не только знания по разным предметам, умение читать и писать, но и глубокую проработку таких качеств, как внимательность, усидчивость, настойчивость, логическое мышление.

Количество просмотров: 3048  

Добавить комментарий

1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы